7 января (25 декабря по юлианскому календарю) – Рождество Христово
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
***
В той же день 25 декабря/7 января. Воспоминание избавления Церкве и державы Российския от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык (1812).
http://imperialhouse.ru/rus/imperialhouse/orthodox/prayer/25-dekabrya-2020-goda-7-yanvarya-2021-goda-rozhdestvo-khristovo.html
***
Высочайший Манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского (1825 г., Декабря 25).
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, АЛЕКСАНДРЪ ПЕРВЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ,
и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем всенародно.
Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное НАШЕ Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против НАС почти со всех Европейских Держав страшные силы, и подвизаемый алчностию завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой НАШЕЙ Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им, всеопустошительной войны.
Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и наглости предприятий его приготовляемую от него нам горькую чашу зол, и видя уже его с неукротимою яростию вступившего в НАШИ пределы, принуждены МЫ были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч СВОЙ и обещать Царству НАШЕМУ, что МЫ не опустим оный во влагалище, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле НАШЕЙ. МЫ сие обещание положили твердо в сердце своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного НАМ народа, в чем и не обманулись.
Каковой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь ея враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось с пролитием крови ея умножился в ней дух мужества, с пожарами градов ея воспалялась любовь к Отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом все государственныя чине и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, толико же пылающую любовию к Отечеству, колико любовию к Богу. От сего всеобщаго согласия и усердия вскоре произошли следствия едва ли имоверныя, едва ли когда слыханныя.
Да представят себе собранные с двадцати царств и народов, под едино знамя соединенные, ужасные силы, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в НАШУ землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полуторы тысячи пушек следовало за ним. С сим толико огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется, и начинает повсюду разливать огнь и опустошение. Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в НАШИ пределы, и где он?
Здесь прилично сказать слова Священнаго Песнопевца: «видех нечестиваго, превозносящася и высящася, яко кедры ливанские, и мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его». По истине сие высокое изречение совершилося во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым НАШИМ неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровию землю, лежит покрывая пространство московских, калужских, смоленских, белорусских и литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими военачальниками и полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными НАШИМИ войсками и встречаемая мразами и гладом, устлала путь от самой Москвы до пределов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России!
Ныне с сердечною радостию и горячею к Богу благодарностию объявляем МЫ любезным НАШИМ верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду НАШУ, и что объявленное НАМИ, при открытии войны сей, свыше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли НАШЕЙ; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которых более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него и находятся в руках НАШИХ. Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить.
Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у главнокомандующего над войсками НАШИМИ знаменитого Полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго НАШЕГО воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. И так да познаем в великом деле сем промысл Божий. Повергнемся пред Святым Его Престолом, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли его исполнителями, непохожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и вранам! Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе Своем! Пойдем благостию дел и чистотою чувств и помышлений наших, единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его, и тамо, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излияннныя на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над нами и прекратя брани и битвы ниспошлет к нам побед победу желанный мир и тишину.
Дан в Вильне в 25 день месяца Декабря в лето от Рождества Христова 1812-е, царствования же НАШЕГО во второенадесять.
На подлинном написано собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако: АЛЕКСАНДР.
(Полное собрание законов Российской Империи. - CПб. - Т. XXXII (1812-1814) - С. 486-487)
***
Именной Высочайший указ Святейшему Правительствующему Синоду об установлении празднества в воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык.
«25.669. — Августа 30. Именной, данный Синоду. — Об установлении празднества Декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык.
Нашествие на Россию страшного, злонамеренного и лютого врага, подкрепляемого силами почти всей преодоленной им Европы, и вторжение оного в пределы Нашей Империи, произошло Июня в 12 день 1812 года. От сего числа через 6 месяцев, а именно того же года Декабря к 25 числу, как о том Манифестом Нашим в сей торжественный день Рождества Христова состоявшимся, возвещено, не осталось ни единого вооруженного на земле Нашей неприятеля.
После сего знаменитого и важного в мире происшествия, великий пример и победоносное оружие Наше, несомые из страны в страну, восстановляли и ободряли дух других народов, и по мере приближения к ним Нашего, превращали их из невольно покорных противной стороне, в добровольных и усердных союзников и сподвижников Наших, доколе, по многих кровопролитных бранях и одержанных победах, сила и власть угрожавшего преобладать над всеми Царствами земными, низвержением оного разрушена, и по истреблении сил его в самом Париже, с возведенным на Престол законным Королем Французским, Мая 18 дня 1814 года, утвержден и подписан всеобщий мир.
Толь чрезвычайное происшествие, как избавления России, так и спасения всей Европы, благостью и милосердием Всемогущего Промысла совершившееся, налагает на Нас благоговейный долг учреждением во всем пространстве Области Нашей всеобщего празднества и благодарения Спасителю Богу предать память о сем грядущим временам в роды родов. Сего ради, призывая к тому всю Православную Церковь, учреждаем и постановляем следующее.
1. Декабря 25 число, день Рождества Христова, да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: «Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык».
2. По окончании обычной совершаемой в день сей службы, приносить особое благодарное молебствие с коленопреклонением при чтении установленной на сей случай молитвы.
3. Во весь день быть колокольному звону.
Святейший Синод не оставит сделать по сему зависящие от него распоряжения».
(Полное собрание законов Российской Империи. - CПб. - Т. XXXII (1812-1814) - С. 905-906)