Прикосновение к "Чаше". 100 лет со дня рождения В.А. Солоухина (1924-1997).
С Владимиром Алексеевичем Солоухиным мне довелось общаться лишь несколько раз. Из нашей среды с ним были наиболее дружны князь Зураб Михайлович Чавчавадзе и Дмитрий Иванович Косарев. А я виделся с В.А. Солоухиным на некоторых богослужениях и мероприятиях (в частности, на церемонии вручения в Смольном (Санкт-Петербург) Вдовствующей Государыней Великой Княгиней Леонидой Георгиевной грамот на потомственное дворянство Российской Империи 23 апреля 1996 г.), один раз был у него дома в гостях и один раз встречался с ним в метро.
В то время В.А. Солоухин писал своё последнее произведение - роман-эссе "Чаша" , посвященный судьбам выдающихся русских эмигрантов, погребенных на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (1).
Князь З.М. Чавчавадзе как-то в разговоре упомянул, что последнюю главу В.А. Солоухин намерен посвятить тем, кто мог бы быть похороненным в этом некрополе, но по тем или иным причинам нашёл упокоение в других городах и странах.
Дело было в 1996 году, накануне президентских выборов. Популярность Б.Н. Ельцина катастрофически упала, лидер коммунистов Г.А. Зюганов имел довольно широкую поддержку "протестного электората", и я с чёрным юмором тогда ответил Зурабу Михайловичу, что, наверное, Владимиру Алексеевичу придётся писать ещё одну главу - о тех, кто никак не должен был оказаться на Сент-Женевьев-де-Буа, но всё же будет там лежать после новой победы большевизма.
К счастью, в 1990-е гг. Господь избавил нашу страну от новой Гражданской войны...
На самом деле, в романе "Чаша" нет отдельной главы об эмигрантах, вернувшихся в СССР или переехавших из Франции в другие страны. Эссе построено по более свободному принципу. Тем не менее, в нём имеется много сведений и размышлений о "возвращенцах". Одним из них был глава Партии младороссов Александр Львович Казем-Бек, прибывший в СССР в 1956 г., опубликовавший в "Правде" "покаянное письмо", избежавший репрессий, служивший в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата и мирно скончавшийся в 1977 г.
Стереотипы, бытующие в отношении младороссов, весьма примитивны. В эмиграции политические противники пытались представить их "провокаторами и агентами ГПУ", а в СССР над ними насмехались как над наивными дурачками, пожелавшими сочетать несочетаемое - "Царя и Советы".
Когда в СССР открылись спецхраны библиотек, возможность ознакомиться с эмигрантскими изданиями появилась не только у специально допущенных узких специалистов, писавших по поручению КПСС пропагандистские брошюры об "агонии антисоветской эмиграции", но и у всех желающих, в том числе у студентов.
Я в тот период завершал обучение в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ) и размышлял над темой дипломной работы. Одновременно мне, как деятельному участнику возродившегося в России монархического движения, было интересно и важно узнать об идеологии и практике организаций Русского Зарубежья.
Знакомясь с эмигрантской литературой в Государственной публичной исторической библиотеке, я нашёл много периодики младороссов и разных сведений о них из других источников.
Взамен прежних поверхностных представлений у меня сложилось понимание, что лозунг "Царь и Советы" придумали не младороссы (они лишь подвели под него более серьезное идеологическое обоснование), что их движение было не какой-то маргинальной полубезумной сектой, а весьма влиятельной общественно-политической силой, что большинство членов Союза младороссов - искренние и жертвенные люди с твёрдыми убеждениями и высоким интеллектуальным уровнем, что их программа и пропаганда хотя и являлись несколько эпатажными по форме, но по сути развивали идею национального примирения, мудро и взвешенно выраженную в официальных актах и выступлениях императора в изгнании Кирилла Владимировича задолго до того, как в самом нашем Отечестве возродилась концепция непрерывности российской истории.
Так я пришёл к мысли написать дипломную работу о Партии младороссов. Идея нашла поддержку у заведующего кафедрой археографии профессора А.Д. Степанского (1934-2009) (2). Он сформулировал тему "Археографическое освоение источников по истории партии младороссов (1923—1941 гг.)" и назначил моим научным руководителем доцента В.В. Крылова (3).
Племянник А.Л. Казем-Бека князь З.М. Чавчавадзе познакомил меня с вдовой Александра Львовича Сильвой Борисовной Казем-Бек, которая предоставила мне весьма ценные материалы и даже подарила некоторые книги и напечатанный на пишущей машинке редчайший сборник статей бывшего лидера младороссов.
В 1995 году дипломная работа была мною написана и успешно защищена (4). А в 1996 В.А. Солоухин пожелал с нею ознакомиться.
Князь З.М. Чавчавадзе передал мне просьбу Владимира Алексеевича и сообщил мне номер его телефона. Мы созвонились. Я в тот день куда-то спешил, но, конечно, счёл свои долгом подвезти рукопись в максимально удобное для В.А. Солоухина место. Договорились встретиться в зале станции метро "Аэропорт" (писатель проживал в доме неподалёку). Владимир Алексеевич со свойственным ему оканьем сказал: "Вы, пОжалуйста, пОдъезжайте, я там буду прОхаживаться". Действительно, когда к назначенному времени я приехал, В.А. Солоухин уже прогуливался по платформе взад-вперед. Я передал ему свою работу, он поблагодарил, мы немного поговорили и расстались. Больше встретиться нам было не суждено. В следующий раз я увидел Владимира Алексеевича уже в гробу, 8 апреля 1997 года, на его отпевании в Храме Христа Спасителя.
Естественно, никакой иной благодарности, кроме устной, я за свою консультацию не ожидал и не знал, использовал ли как-либо моё сочинение В.А. Солоухин в работе над "Чашей".
Каково же было моё приятное удивление, когда Д.И. Косарев подарил мне вышедшее посмертно издание этого романа-эссе. На страницах 133-135 В.А. Солоухин несколько раз упомянул моё имя, оценил мою дипломную работу как "толковую", процитировал из неё отрывок и ссылался на моё мнение.
В тоже время наши с ним взгляды на эпоху правления И.В. Сталина различались, и Владимир Алексеевич косвенно (не пытаясь опровергать прямо, но явно имея в виду мои оценки) полемизировал со мной: "Но разве не к большевицкой монархии вёл дело Сталин, решив опереться в своей деятельности на коренное население страны (а для этого достаточно растрепав интернациональные ленинские кадры), вернув церкви, Патриарха, Троице-Сергееву лавру, а с ней Духовную семинарию и Духовную академию, возродив гвардию, погоны, кадетские училища, введя раздельное обучение, культивируя бальные танцы, сняв с себя пост генсека (5), привезя в Кремль двуглавых орлов, чтобы заменить ими пресловутые кремлевские звезды (6) ?" (7).
Я же и тогда был убежден, и сейчас по-прежнему считаю, что политика И.В. Сталина не изменила сущности тоталитарного богоборческого коммунистического режима и отнюдь не являлась одной из форм монархии, а была диктатурой (т.е. полной противоположностью монархии).
Но даже в этой коллизии не могу не отметить широту души и взглядов В.А. Солоухина. Он имел собственные сложившиеся за жизнь воззрения, но ему были совершенно несвойственны высокомерие и нетерпимость к иному мировоззрению.
В маленьком, можно сказать, микроскопическом эпизоде с его отношением ко мне и моему дипломному сочинению, как в капле воды, отразились суть характера и воспитания В.А. Солоухина.
В моём сердце навсегда останется уважение и любовь к одному из самых ярких и талантливых современных русских писателей и поэтов, доброму, деликатному и внимательному человеку, внесшему огромный вклад в дело сохранения историко-культурного наследия и традиционных духовно-нравственных ценностей России, верному другу и помощнику Российского Императорского Дома Романовых.
Царствие Небесное и вечный покой рабу Божию Владимиру.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Солоухин В.А. Чаша. Роман-эссе. - Владимир: Фолиант, 2006. - 224 с., 4 л. илл. https://librebook.me/chasha___esse/vol1/2
(2) Степанский Александр Давидович (1934-2009) - выдающийся российский археограф, доктор исторических наук (1982), профессор (1984), заведующий кафедрой археографии ИАИ РГГУ. Почетный член Ученого совета РГГУ. Заслуженный профессор РГГУ. В РГГУ (МГИАИ) с 1966 г. Читает курсы лекций "Археография", "Археография отечественной истории XIX-XX вв". Член правления Российского общества историков-архивистов. Главынй редактор журнала "Вестник архивиста" (1997-2007). Автор более 270 научных работ.
(3) Крылов Вячеслав Викторович (1940-2005) - кандидат исторических наук (1989), доцент кафедры археографии ИАИ РГГУ, главный библиограф научной библиотеки РГГУ (2001-2005). Специалист в области археографии XX в. и истории исторической науки. Занимался проблемами отечественной и русской зарубежной археографии, книговедения, библиографии XX в., историей науки и культуры 20-30-х гг. XX в. В РГГУ (МГИАИ) с 1971 г. Читал курс лекций "Археография", "Информационная эвристика". Являлся членом редколлегии журнала "Библиография". Автор 75 работ
.
(4) См. «ЦАРЬ И СОВЕТЫ»: Младоросская партия в истории русской эмиграции". http://proza.ru/2011/02/27/995 Сокр. публ.: Закатов А.Н. Партия младороссов и идея социальной монархии // Трибуна русской мысли, № 9, 2008. – С. 208-218
(5) В действительности, И.В. Сталин не "снял с себя пост генсека", а просто в 1934 г. перестал именоваться ГЕНЕРАЛЬНЫМ секретарем ЦК ВКП(б), оставшись до конца жизни Секретарем ЦК ВКП(б) - КПСС.
(6) Двуглавые Орлы были сняты с кремлевских башен 18 октября 1935 г. и заменены на пятиконечные красные звезды к 7 ноября 1935 г. согласно постановления ЦК ВКП(б) от 23 августа 1935 г. Сведения о намерении И.В. Сталина вернуть на башни Московского Кремля двуглавых орлов носят мифологический характер.
(7) Солоухин В.А. Ук. соч. - С. 134. Прикосновение к "Чаше". 100 лет со дня рождения В.А. Солоухина (1924-1997).
***
100 лет со дня рождения В.А. Солоухина: https://imperialhouse.ru/rus/allnews/news/2024-06-14-100-letie-so-dnya-rozhdeniya-v-a-soloukhina.html
***
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на отпевании В.А. Солоухина https://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/slova-soboleznovaniya/478-iz-slova-na-otpevanii-pisatelya-vladimira-alekseevicha-soloukhina
***
Моё любимое стихотворение В.А. Солоухина. Любителей собак прошу не обижаться и не возмущаться: это поэтическая метафора.
ВОЛКИ
Мы — волки,
И нас
По сравненью с собаками
Мало.
Под грохот двустволки
Год от году нас
Убывало.
Мы, как на расстреле,
На землю ложились без стона.
Но мы уцелели,
Хотя и живем вне закона.
Мы — волки, нас мало,
Нас можно сказать — единицы.
Мы те же собаки,
Но мы не хотели смириться.
Вам блюдо похлебки,
Нам проголодь в поле морозном,
Звериные тропки,
Сугробы в молчании звездном.
Вас в избы пускают
В январские лютые стужи,
А нас окружают
Флажки роковые все туже.
Вы смотрите в щелки,
Мы рыщем в лесу на свободе.
Вы, в сущности, — волки,
Но вы изменили породе.
Вы серыми были,
Вы смелыми были вначале.
Но вас прикормили,
И вы в сторожей измельчали.
И льстить и служить
Вы за хлебную корочку рады,
Но цепь и ошейник
Достойная ваша награда.
Дрожите ж в подклети,
Когда на охоту мы выйдем.
Всех больше на свете
Мы, волки, собак ненавидим.
(1964)
#солоухин #владимирсолоухин #романовы #домромановых #династияромановых #русскиймир #младороссы #русскаяэмиграция #историяРоссии #историяэмиграции
https://librebook.me/chasha___esse/vol1/2