Всем привет! Как говориться: «Назвался груздем — полезай в кузов!», поэтому если завел собственный сайт — значит, надо в нем что-то писать! 🙂
Тему которую я решил осветить одной из первых касается, без преувеличения, каждого из нас. Каждому когда-то приходилось что-то покупать в магазине и не всегда качество товара (или другие параметры) соответствовали ожиданиям. Многим знакомо чувство обиды и глубокого разочарования, когда долгожданная вещь оказывается не так хороша, как говорил об этом продавец. Что делать? К кому обращаться? Куда писать? И тому подобные мысли крутятся в голове человека. Проблема кажется сложной и тяжело разрешимой. На самом деле всё несколько проще, нужно просто не терять времени зря, а СРАЗУ подавать продавцу претензию в письменном виде. На тему: «Защиты прав потребителей», кажется, в интернете уйма материала с подробными инструкциями к действию, однако в данной статье я поделюсь скромным опытом из своей юридической практики.
Итак, если вы столкнулись с данной проблемой, то есть вам кажется, а точнее вы уверены, что качества приобретенного вами товара не соответствуют требованиям, заявленным продавцом в письменном или устном виде, или же требованиям безопасности, или же целям, для которых товар такого рода обычно используется, то не теряйте время на переговоры, уверения, обещания продавца, а формируйте свои требования в письменном виде и подавайте продавцу!
В любом случае, если у продавца возникают сомнения в причине возникновения неисправности или же в ее характеристиках он обязан принять товар и провести экспертизу качества за свой счет. (п. 5 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей») Покупатель вправе участвовать в проверке качества, поэтому о желании участвовать в экспертизе и о необходимости вас заблаговременно известить, необходимо обязательно указать в своей письменной претензии.
Правда, в случае если экспертиза покажет, что за выявленные недостатки ответственен покупатель, то продавец вправе взыскать с него стоимость проведенной экспертизы, поэтому вам необходимо быть на 100% уверенными в том, что товар пришел в негодность не в результате вашей неправильной эксплуатации!
Если вы уверены, что это не ваш «косяк», а заводской брак или товар пришел в негодность в результате его транспортировки продавцом или его представителем, то смело пишите претензию в 2-х экземплярах (одну для продавца; вторую, с отметкой продавца о принятии — вам) в которой формируйте одно из следующих требований (п. 1 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»):
- потребовать замены на товар этой же марки;
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом, доставка крупногабаритного товара (более 5 кг) осуществляется силами и за счет продавца (п. 1 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»)
Какое из вышеперечисленных требований предъявить потребитель вправе выбирать сугубо по своему усмотрению (п. 1 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»), поэтому утверждения некоторых недобросовестных продавцов (особенно этим «грешат» продавцы сотовых телефонов) о том, что они могут принять некачественный товар только на ремонт являются не соответствующими законодательству и прямо нарушают ФЗ «О защите прав потребителей».
В отношении технически сложных товаров (авто-, мототехника, бытовая техника, компьютеры, принтеры, приставки, сотовые телефоны, фото-, видеокамеры, часы) установлены некоторые ограничения — требование о замене или возврате денег в отношении технически сложного товара может быть предъявлено в течении 15 дней со дня передачи товара, за исключением случаев существенного недостатка (п. 1 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей»)
В остальных случаях все вышеперечисленные требования могут быть предъявлены потребителем в течении гарантийного срока, а если он не установлен — в течении 2-х лет со дня передачи товара.
Вот, в принципе, и все, что вам нужно знать на этапе предъявления претензии.
Процесс проведения товароведческой экспертизы является достаточно дорогостоящим и долговременным мероприятием, поэтому продавцы, как правило, ограничиваются проверкой качества своими внутренними подразделениями (если таковые имеются).
Таким образом, с момента предъявления письменной претензии для продавца начинают течь процессуальные сроки.
В случае, если продавец не укладывается в отведенные ему законом сроки (45 дней — для ремонта, 1 месяц — для замены, 10 дней — для всех остальных требований), то для него могут наступить неблагоприятные последствия в виде пени (1% за каждый день), штраф (50% — в случае, если дело дойдет до суда), возмещение морального вреда (также, в судебном порядке).
Кроме того, с момента окончания срока выполнения ваших требований, вы вправе обратиться в Отделение Роспотребнадзора в вашем городе с требованием привлечь продавца к административной ответственности за нарушение прав потребителей.
Соответственно, если после истечения вышеуказанных сроков продавец не выполнил ваше законное требование или не прислал уведомление о назначении экспертизы, то вы можете смело идти в суд и подавать на него заявление. В суде вы уже можете требовать не только возврата уплаченной за товар суммы, но и установленную законом неустойку (пеню) — 1 % цены товара, возмещения морального вреда и взыскания иных убытков (если таковые имеются). Иски о защите прав потребителей государственной пошлиной не облагаются. Также, в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2016 N 45-ФЗ, дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей, рассматриваются в упрошенном порядке, т.е. без вызова сторон. Вам не придется идти в суд и доказывать свою правоту, достаточно грамотно составить исковое заявление и приложить к нему необходимые документы.
Таким образом, действующее законодательство целиком и полностью стоит на защите наших прав как потребителей товаров и услуг, нужно просто «не стесняться» их реализовывать в полной мере.
Всем спасибо за внимание! На истинность в последней инстанции не претендую, но если кто-то прочитает эту статью до конца, значит она написана не зря 😉 Ну, и по законам жанра: «Оставляйте комментарии, подписывайтесь, ставьте лайки!»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев