Говорят, что суджанское село Горналь входит в десятку красивейших мест России. Сами горнальцы считают, что справедливее было бы писать название села через «а», потому что происходит оно от украинского слова «гарное», что означает «красивое».
Расположено село на холмах, образованных меловыми отложениями, и иначе эту местность называют «Белогорье». С одним из холмов – горой Фагор – связано несколько легенд. Старики рассказывают, что первые христиане появились здесь еще за два века до принятия Русью христианства. Иноки пришли сюда в день Преображения Господня, а, по Священному Писанию, Господь явил свою божественную славу ученикам на горе Фавор, неподалеку от Назарета. В честь этого святого места и был назван холм.
На холме растет ровно 13 сосен. Местные жители убеждены, что изменить это число невозможно: сколько бы ни сажали сосен, с саженцами обязательно что-нибудь случается, и их остается ровно 13. Некоторые считают, что их столько и должно быть – все сосны стоят рядом, а одна всегда вырастает чуть поодаль. Это, мол, Христос и его 12 учеников.
На истории Фагора, как утверждают старики, сказалось его языческое прошлое. В древности окрестности горы называли Девичьим городищем. Рассказывают, будто бы здесь стоял жертвенник Перуну, у которого наши предки просили помощи и защиты, совершали обряды, проводили шумные игрища. Из-за этих языческих игрищ Фагор долгое время называли «срамным местом».
Во второй половине XVII века из разоренного татарами Дивногорского монастыря Острожского уезда Воронежской губернии пришли на Фагор иеромонахи Феодосий, Лаврентий и старец Никодим. Место здешнее им приглянулось. С одной стороны гору защищали обрывистые берега реки Псел, покрытые дремучим лесом, с другой ее окружали плодородные поля и тучные луга. Обрывистая и утесистая местность создавала естественную преграду.
Святые братья основали здесь Белогорско-Николаевский монастырь, который с разрешения царя Алексея Михайловича и был открыт в 1672 году. Сначала монастырем считались земляные кельи, а позднее было получено разрешение на строительство монастыря с церквями, соборами, башнями и колокольнями.
Монастырь простоял на Фагоре больше века, но со временем приходил в упадок. Деревянные постройки ветшали, колокольня Никольской церкви упала, и в 1788 году обитель была закрыта, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали.
И стали в бывшем монастырском храме происходить чудесные явления: то свечи самовозгорались и могли гореть в течение ночи, то видели люди идущую в поле Богородицу.
Некоему живописцу Ивану Белому приснился странный сон: «чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом… обновил ее, оставив неприкосновенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано, и обновлен так, как повелено было в откровении», – писал в 1862 году игумен Нестор.
Иван Белый был болен, но когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление.
Есть свидетельство, что перед иконой исцелился суджанский купец Козьма Купреев. Долгое время он не ходил, и ему во сне было велено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен.
Сразу после службы Козьма встал на ноги. В благодарность за чудо он вместе с сыновьями Федором и Владимиром стал хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением в августе 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Говорят, что Козьма ушел в монастырь, за ним последовали и его сыновья.
В недоброй памяти 1923 году, когда закрыли Белогорский монастырь в Горнале, приехали в Суджу монахи с Пряжевским образом на руках. В ту ночь монахам, расположившимся на ночлег в Судже, явилась Сама Царица Небесная в сопровождении святителя Николая. Пресвятая Богородица сказала, что Ее поместили в место разврата и запустения (Успенский собор в скором времени был превращен в Дом культуры) и повелела инокам нести икону туда, где Ее встретит старец Симеон…
Наутро монахи проснулись и стали расспрашивать местных жителей, где живет тот старец Симеон, к которому нужно нести чудотворный образ. Но никто не мог ничего сказать. Бродя по улицам города, изгнанники остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахов осенило, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения.
А закрашенная уже в наши дни икона Сретения на апсиде храма стала сама вдруг проявляться из-под слоя штукатурки. Пряжевская икона пришла к нам через гонения, через пожар сорок третьего (настоятель отец Иоанн Переверзев тогда спас ее), и теперь ее можно видеть в Свято-Троицком храме Суджи.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5