В этом посте предлагаю вашему вниманию, дорогие читатели немного науки (не пугайтесь, это аткуально для каждого), вернее анализ областного бюджета. Копать слишком глубоко не будем, т.к. даже при поверхностном рассмотрении предложенных цифр и выводов более чем достаточно. Можно ли ожидать, что такой анализ ситуации с бюджетными деньгами сделают чиновники Правительства области? Очень сомневаюсь, ведь по его результатам возникает немало вопросов, на которые они вряд ли смогут ответить. А если даже и смогут, то не захотят…
На картинке – сводная таблица бюджета области за 2024 и 2025 годы. Коротко о том, что в ней представлено. В столбце 2 приведены данные по бюджету, принятому областной Думой перед началом 2024 г., а в столбце 4 – его фактическое исполнение по итогам года. В столбце 6 - цифры бюджета 2025 г. в «первом чтении» - представленные на рассмотрение облдумы в ноябре прошлого года. В столбце 7 – принятые Думой окончательно 19 декабря 2024 г. Нетрудно заметить, что «первое чтение» и «окончательное» отличаются только размером безвозмездных поступлений – суммами федеральной помощи, а также изменениями в части расходов. В последних двух столбцах содержится сравнение бюджета-2025 с бюджетом-2024, во-первых, по его состоянию на начало года, во-вторых, по его итогам, соответственно.
Для начала, на основе данных таблицы, можно констатировать несколько основных фактов. Далее будут сделаны выводы о причинах возникшей ситуации, а ситуация грустная. И в заключении попытаюсь сделать прогноз ситуации в области, а значит и каждого смолянина, в ближайшем будущем.
Начнем с фактов.
1. Область была и остается дотационной. По итогам прошлого года почти 30% всех доходов бюджета – помощь федерального центра. В утвержденном Думой бюджете на 2025 г. их пока 20%. Вопрос – дадут ли больше сверх того, что к настоящему времени уже удалось «выбить»? Учитывая нынешнюю ситуацию в экономике страны, думаю, вряд ли можно рассчитывать на что-то существенное.
2. Плохим знаком можно считать то, что даже выросших дотаций/субсидий из Москвы в прошлом году Правительству области не хватило, чтобы закрыть все свои «пожелания» - доходы (даже с субсидиями) составили 87, а расходы более 91 млрд руб. Для того, чтобы покрыть возникший дефицит пришлось взять кредит. Не коммерческий, а бюджетный, но от этого не легче, т.к. отдавать эти деньги всё равно надо. Смягчающим обстоятельством является то, что расходы по статье «Национальная экономика» были существенно увеличены. Но дадут ли предпринятые в этом направлении меры реальный «выхлоп» в виде роста экономики региона? Кто знает, кто знает… Этого пока не видно.
3. Рост доходов бюджета в 2025 г. в сравнении с прошлым годом, если считать там и там на начало года, составил пока 2,2%. Что существенно меньше уровня инфляции, которая даже по официальным (очевидно, заниженным) данным - под 10%. Это значит, что в реальном исчислении доходы бюджета заметно уменьшились. Если же сравнивать с исполнением бюджета прошлого года, то уменьшение составило 9,5%. Вряд ли удастся наверстать эту разницу, тем более, с учетом инфляции. А значит в среднем доходы и, соответственно, расходы бюджета региона значительно «просядут».
4. Среди статей расходов одна в любом случае не останется обделённой. Угадайте, какая! Это статья «Общегосударственные вопросы», где в основном - расходы областного чиновничьего (включая областную Думу) аппарата. Рост составил порядка 60-70%, в зависимости от того, как считать. Бюрократы себя не обидели!!!
5. Расходы бюджета по статье «Национальная экономика», а именно они создают предпосылки экономического роста, в 2025 году заметно «просели» - как в сравнении с бюджетом-2024 на начало года (-9%), так и его окончательным вариантом (-25%). А значит надежд на «светлое будущее» поубавилось.
6. Плохая новость для местных органов власти – расходы по статье «Межбюджетные трансферты», а именно здесь заложена помощь муниципалитетам на местах, также уменьшились. Так, что аппетиты развития райцентров области и сельской Смоленщины придется умерить.
7. Больше всего рухнули расходы по статье «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 25-35%. Видимо власти области не считают эту сферу проблемной. А напрасно – большая часть ЖКХ в регионе «на ладан дышит».
Учитывая ограниченный объем поста, фактов, думаю, предостаточно. Кому интересно, может найти ещё много интересного в таблице. Я же перейду к определению причин столь грустной и вводящей в уныние ситуации в областном бюджете.
Во-первых, это, прежде всего, низкий уровень компетенции и профессионализма тех, кто управляет регионом. Будучи муниципальным депутатом в попытке продвинуть свою антикризисную программу для Сафоновского района мне довелось встречаться с целым рядом областных чиновников. Те, кто понимает ситуацию, не принимает решения, а те, кто принимает – попросту не понимает, что делать. Хуже того - не принимает в силу своей ограниченности замечания и предложения со стороны. Качество управленческого потенциала областной Думы, которая в задумке должна быть генератором идей, на мой взгляд – никакое. Её депутаты в своей основной массе – «роботы», которые в состоянии лишь «смотреть в рот» чиновникам, безропотно утверждая присланные ими документы.
Во-вторых, с грустью вынужден констатировать, что нынешний Губернатор пока не справился с ситуацией. В том числе не смог собрать команду управленцев-реформаторов. В результате, никаких прорывных мер антикризисного характера, а именно в них очень нуждается регион, он так и не смог предложить. В принципе я это предвидел, когда в июне 2023 г. на встрече В.Н. Анохина с сафоновцами задал ему два вопроса: (1) «Верит ли он в рост за 3 года валового регионального продукта области с 6-го десятка в рейтинге регионов в первый-второй?», и (2) «Есть ли у него реальная «программа прорыва» - вывода области из кризиса?» Ответ на оба вопроса был «нет». Ну, по крайней мере, честно…
Всё это очень печально, т.к. реальные пути выхода из кризиса есть. Достаточно сказать, что область обладает огромными ресурсами не возделываемых сельхозземель, колоссальными залежами торфа (а это – энергетика), прекрасными экологически чистыми территориями для ИЖС в пойме Днепра, и т.д., и т.п. Используя их можно было бы придать сильный импульс региональной экономике. Не говоря о массе имеющихся внутренних управленческих, не реализуемых из-за плохого качества управления, резервов на местах. Остаюсь при своём утверждении: за три года область может совершить рывок в своем экономическом развитии на совершенно новый качественный уровень.
Ну что же. Подведем итоги и скажем пару слов об образе будущего.
Стояние области на «паперти», прося милостыню у федерального центра продолжается. Желание как-то «выкрутиться» из тупика стагнации побуждает областные власти встать на путь жизни не по средствам – кредитования. И это, при отсутствии реальной программы экономического развития – тупик, то, за что будущие руководители региона, которые будут вынуждены отдавать долги, не скажут большое человеческое «спасибо» нынешним властям.
К огромному сожалению, перспектив для области в описанной ситуации и при продолжении нынешней социально-экономической политики лично я не вижу. Надежда на очередную финансовую «милостыню» из Москвы также тщетна. Во-первых, федеральный бюджет сам в не лучшей ситуации, с дефицитом и обременен многими обязательствами. Во-вторых, терпение кураторов области в Москве также, думаю, не безгранично. «Ребята, а что вы сами то делаете?» – на их месте спросил бы я смоленское областное руководство. Внятного ответа, уверен, не последует, а желание дотировать «черную дыру» регионального бюджета будет всё меньше.
Хотел бы все же закончить на оптимистично ноте, а потому скажу так. Надежда есть, очень хочется верить, что благоразумие руководства области всё же восторжествует и оно, засучив рукава, приступит, при помощи экспертов – к написанию антикризисной программы экономического прорыва. В результате область действительно может воспрянуть и перестанет быть нищим просителем, а станет уверенным в себе и крепко стоящим на ногах субъектом Федерации.