«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». С этими словами М. В. Ломоносова сложно не согласиться. На протяжении всей жизни древних славян сопровождали обряды и обычаи, несущие сакральный смысл, о котором мы сейчас забыли.
Все обряды народа ставили превыше всего взаимоотношения человека и природы. Люди верили и поклонялись различным Богам, духам и прочим существам. И конечно же, эта вера сопровождалась бесчисленным множеством обрядов, праздников и священных мероприятий
Жить в гармонии с природой, верить в единство человека и высших сил, поклоняться различным богам и духам – было естественно на Руси. Народ был и есть ЕДИН с природой, а иначе и быть не может, т.к. человек - сама природа. О самых интересных из них пойдет речь в этой статье.
ПОСАДКА И ПОСЕВ ДЛЯ УРОЖАЯ
Очень многие не ведают, что в древности на Руси хлеб сеяли только мужчины, причем голыми. Люди считали, что одежда разрывает связи человека с природой, с Богиней Макошь - МАть КОШелки с продуктами. Это энергия плодородия Земли - Матушки. Люди берегли эти тесные ЕДИНЫЕ связи с ней, вкладывали свою энергию для урожайности.
Репу на Руси сеяли только женщины. Сеяли по несколько тысяч репок на семью. Картофель тогда не выращивали совсем. Репа считалась символом деторождения. И чтобы детки не переводились в Роду, сеяли репу так же голыми.
БАННЫЙ ОБРЯД
Банный обряд всегда должен начинаться с приветствия Хозяина Бани, или духа бани — Банника. Приветствие это так же является своего рода заговором, заговором пространства и среды, в котором будет проводиться банный обряд. Обычно сразу после прочтения такого заговора - приветствия на камену подаётся ковшик горячей воды и поднимающийся с каменки пар, равномерно распределяется круговыми движениями веника или полотенца по всей парилке. Это и есть создание лёгкого пара. А веник банный величали в бане господином, или набольшим (самым главным), из века в век повторяли: «Банный веник и царя старше, коли царь парится»; «Веник в бане всем начальник»; «В бане веник дороже денег»; «Баня без веника — что стол без соли». Народ ведал, что банник не переносит украшения на теле, и поэтому никогда не входили в баню с крестиками, колье, сережками, браслетами и т.п.. Объяснить это просто: человек с бижутерией держал в своем уме страх за потерю своих драгоценностей, вместо того, чтобы полностью отдаться двум сильнейшим стихиям природы: воде и огню. Именно в этих борьбе и единстве приходит от природы здравие. На выходе из бани также благодарили банника за здравие и обязательно оставляли полную кадку воды, из которой поддавали на камни.
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ
Выбор имени у славян считался основополагающим моментом для дальнейшей жизни человека. Основная задача имени – приобщить нового человека к славянскому роду, открыть путь для самосовершенствования и духовного развития.
Обряд имянаречения в течение жизни мог проводиться несколько раз. Первый раз имя новорожденному давал отец. Оно было временным, и, по исполнении ребенку 12 лет, оно менялось в процессе инициации. Обряд имянаречения у юношей проводился в проточной воде. В священных водах смывались их детские имена, и после омовения выходили взрослые люди, готовые получить новое имя и начать самостоятельную жизнь.
Меняли имена и девушки, выходящие замуж, и воины, совершившие подвиг или находящиеся между жизнью и смертью.
ТРИЗНА
Погребальный обряд для погибших воинов, включающий в себя пляски, состязания, игры, поминальное пиршество и оплакивание умершего. На протяжении веков это обряд трансформировался и видоизменялся. Если раньше он состоял из целого комплекса мероприятий по жертвоприношению, военных игрищ и пиршеств, то в Христианской Руси обряд сократился до молитвы и поминок.
Предназначение обряда: успокоение живых и мертвых, создание между ними незримой связи, помогающей в дальнейшей жизни.
ОТМЫКАНИЕ ЗЕМЛИ
Суть обряда заключается в весеннем пробуждении земли, активизации ее сил и плодородия, способности дать хороший урожай. Священной водой окропляли поля, пастбища для скота. Специальная процессия с факелами обходила посевы, затем разводили костер и просили у защитников земли помощи в наступившем году. Для сбережения посевов от воров, хозяева участка обходили по границам так же голыми.
В некоторых местах женщины обнаженными валялись на земле, приговаривая: «Как мы катаемся по полю, так пусть и хлеб растет в трубку». Иногда проводился молебен, после которого все присутствовавшие катались по озими — чтобы хлеба хорошо росли. Святой Георгий выпускал на землю росу, которую считали целебной «от семи недугов и от сглазу». Иногда люди катались по «Юрьевой росе», чтобы получить здоровье, недаром желали: «Будь здоров, как Юрьева роса!» Эту росу считали благодетельной для больных и немощных, а о безнадежных говорили: «Не выйти им на Юрьеву росу?». В день Егория вешнего во многих местах совершалось водосвятие рек и других источников. Этой водой окропляли посевы, пастбища.
РУСАЛЬЯ НЕДЕЛЯ
Эта традиция уходит корнями в поверье о том, что в русалок превращались умершие девушки, которые не успели выйти замуж или погибшие во время беременности, самоубийцы и некрещеные младенцы. Они обитали в водоемах и под землей, а за неделю до Троицы приближались к людям и находились в непосредственной близости от их жилищ. Считалось, что души мертвых в образе русалок могли нанести вред людям, посевам, скоту.
В этот период нельзя было в одиночку ходить далеко в лес, купаться, и вообще уходить далеко от других людей. Это время считалось праздничным, все повседневные работы приостанавливались.
ОБРЯД ПЕРЕД ЗАКЛАДКОЙ НОВОГО ДОМА
Строительство и переезд в новый дом у славян всегда сопровождался ритуальными действиями, направленными на устранение негативного влияния нечистой силы. Тщательно выбиралось место для строительства дома. Выбранный участок «проверялся» с помощью определенных приемов и примет: от чугунка с пауком до плошки с медом. Раскладывались специально подобранные камни, читались заговоры, пока не выбирали наиболее удачное место для дома.
Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что «нечистая сила» будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал новоселья.
Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось добрым знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с мёдом. И если в неё забирались мурашки — место считалось счастливым. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. То место куда она ложилась, считалось удачным для будущего дома. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырёхугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал заговор. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, то место считалось удачно выбранным. Также надо отметить, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто - либо порезал руку или ногу.
https://dzen.ru/video/watch/66f0765de4bff22f21680442 Правда, которая изменит мир.
...https://plvideo.ru/watch?v=cNqAMqQAdUYA
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев