Кутуш
На всем протяжении существования человечества, человек всегда искал дорогу к богу. Древние люди устраивали святилища, как в пещере Шульган Таш. По мере развития цивилизаций формировались религии и им сопутствовали храмы, художественные творения и вершиной всему этому является письменность. Даже первые наскальные рисунки являются способом передачи информации. Если бы не эти рисунки откуда бы мы узнали о существовании на нашей территории носорогов, мамонтов, львов и прочих уже исчезнувших животных. Письменность это тот краеугольный камень, который помог человечеству в полной мере стать человеком в нынешнем понимании. Пророки человечества, в том числе и наш пророк Магомед, использовали письменность для передачи знаний посланных им всевышним. Можете себе представить сколько было бы интерпретаций если бы Коран передавался только в устной форме. Я как человек светский благодарю всевышнего за то, что он послал всем нам такое сокровище как письменность.
Когда впервые коснулся архивных документов, а именно ревизских сказок написанных более 220 лет назад у меня дрожали ноги, потому что осознавал, что это чудом сохранившееся, бесценная информация существующая в единственном экземпляре. По этой причине долгое время к этим документам ограничивали доступ, свет «съедал» чернила и ветшали документы. Слава всевышнему теперь это доступно в электронном варианте.
К чему это моё долгое вступление?
Я хочу в этих стенах поблагодарить тех имамов, хатипов которые несли в народ просвещение. Людей, стараниями которых составлялись ревизские сказки, метрические книги и прочие документы.
Свой труд я назвал «Родовой энциклопедией». При составлении родословных я делаю ссылки на архивные документы, в которых упоминается та или иная персона
Предварительно мной установлено в д.Кутуш 38 линий. Я их не называю родами по той причине, что неминуемы их общие предки.
Первый документ был составлен 14 сентября 1816 года. Муллой значится Валит Каскиновы(сын Каскына Самарова) предок сегодняшних Сагитовых, азанче Мухаметзян Сунарчин родом из Мукачево предок Акбердиных и Субхангул Абдюков предок Алтаевых, Кутушевых, Субхангуловых, Хисамутдиновых, Шариповых. Документ подписывает Юртовый старшина Абляс Кутушев.
6 апреля 1834 проводится очередная перепись. Валит Каскинов уже записан как Указной Мулла, Мухаметзян Сунарчин Указной Азанче. Сказка была зачитана на троекратном сходе и подписана составителем коллежским секретарём Василием Козырен…
В ревизских сказках 25 сентября 1850 и 23 мая 1859 года должности священнослужителей не указаны, видимо их составляли отдельно. К стати ревизские сказки это не перепись в нашем понимании. Ревизия проводилась для с целью налогообложения.
По д.Мукач 26 линий
В ревизских сказках 1816 и 1834года д.Мукач священослужители не значатся, вероятно мечети еще не было. В 1850 году имеется запись о смарти Указного муллы Юлдыбая Ягафарова это фамилии Ягафаровы и Юлдашбаевы.
В 1859 году значится Указной Мазин Сайфутдин Изигович Шагманов.
В метрической книге1874 годо Указным Имамом значится Ямалетдин Сайфутдин улы Шагманов (Указ 1871года №1781).
Указной имам Ямалетдин бин мазин Сайфутдин Шагманов( Указ№1781 26.03.1871). Указной Мазин Мухаметшакир Мухаметсабир улы Уразимбетов(Указ №2624 от 08.08.1902 года)
1881 году Имам Хатип Султанмахмут, Указной мазин Ибатулла Хайбулла улы.
1917 Имам Хатип Сафиулла Шагманов, Имам Ямалетдин Шагманов. Имам хатип Мугалим Сафиулла бин мулла Абдулмахиян Шагманов(Указ №1782 от 23.10.1915 года)
1919 Мазин Зайнагабдин Альмухаметов.
В 1860 имеется запись, что Байрамгали Иксанович Шарипов, принял крещение и наречен Николаем Николаевичем имеется предписание главнокомандующего башкирским войском. Вероятно это было условием для получения какой то должности.
Самым крупным из установленных по архивным документам линий является линия Кутуша 623 персоны, основные фамилии Абдуллины, Хужахметовы, Кутушевы. Представители этих семей занимали в разное время значительные должности Габидулла Нигматуллин Указной мулла, но умер в молодости. Ахмет Абдулов –сотник. Кужахмет Аблясов- юртовый старшина. Кулмухамет Аблясов-есаул. Мухаметкузя Хужахметов-урядник. Мухаметюсуп Мухаметшин-сельский староста.
Вторым по численности является линия Абзяк 417 персон, основные фамилии: Алтаевы, Кутушевы, Мирсаяповы, Субхангуловы, Шариповы. Субхангул Абзяков был Азанче. Шарипов Саитгали Сахиуллович погиб в Великой отечественной войне в звании старшего лейтенанта.
Из линии Кинзя сформировались фамилии Зайнагабдиновы, Кувандыковы, Хисамутдиновы. Хисамутдинов Гизелхак Фаткулисламович был почётным гражданином г.Мелеуз.
К потомкам Каскына Самарова относятся Сагитовы. Сам Каскын Самаров был муллой, предводителем Тамьянцев во время Крестьянского восстания Пугачева. После него Указным муллой был его сын Валит Каскынов. Позже праправнук становится указным мазином, а затем и Имамом Сагитов Ибатулла Хайбуллович.
Две линии Уразимбетовых- это Уразимбетовы коренные башкиры и Уразимбетовы мишари, предка которых перевели в д.Кутуш Имамом в конце 19 века. К башкирам Уразимбетовым относятся Мурсалимовы и Ибрагимовы.
Муратши потомки Байсаровы,Кунакбая- Фазлыахметовы, Юмагужи -Губайдуллины.
Предки бывшего главы администрации г.Мелеуза Малика Шакировича Вахитова первоначально проживали в д.Кутуш, а в 1841 году перешли в д.Тюляк.
Мукачевские линии более многочисленные. Их и было две деревни. Первенство за родом Садык 408 персон, основные фамилии: Канбулатовы, Шагмановы, Шамановы, Шариповы. Многочисленны Акбердины 369 персон, фамилии: Акбердины, Сунарчины, Кабарчины. Линия Альмухамета 284 персоны это Абдрахимовы и Альмухаметовы. Линия Абдулла 195 персон, фамилии: Абдуллины, Альмухаметовы Тулунгузины. Ягафаровы 179 персон. Линия Баим 161 персона основная фамилия Мамбетовы. Линия Ачак 115 персон Аликтевы, Сайфуллины, Сатубулдины. Остальные менее 100 персон: Бикай- Бикбаевы, Сулемановы. Гаделькул-Давлеткуловы. Кутукай-Кутлугужины. Уразбай-Нигматуллины, Уразбаевы.
Кроме того во время Столыпинской реформы в Мукачево прибыли татары Адзитаровские: Юлдашевы, Загидуллины, Уразбахтины и т.д.
Все мои исследования подкреплены архивными документами, только при заказах родословных уже современниками предоставлялись персональные данные членами семей с их личного согласия в соответствии с законодательством Росийской Федерации.
В заключении хочу сказать, что изучение таких документов приводит к ощущению причастности к истории. Чувство, что родился не по дате указанном в паспорте, а по документам которые довелось изучать. Открываются невероятные факты. Например мой предок по линии мамы был их основателем Толбазов. Мой прапрадед по имени которого значится моя фамилия служил рекрутом.
Моя мама со школьных лет дружила с Минурый инай Сагитовой. Эта дружба передалась нам детям, у нас даже имена одинаковые. А предки наши кровно ненавидели друг друга. Каскын Самаров воевал на стороне Пугачевцев, а мои предки на стороне царской власти.
Как говорят христиане: «Не исповедимы пути господни».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев