Давайте начистоту: первые несколько лет существования пресловутого ЕГЭ его «сдавали» главным образом учителя и репетиторы. Абитуриентов, которые писали его сами, можно было пересчитать по пальцам. Число стобалльных сертификатов пугающе не совпадало с качеством абитуриентов, приходивших в вузы полуграмотными и абсолютно невежественными. Вокруг ЕГЭ сложился своего рода бизнес: родители предпочитали потратиться разово, проплатив решение теста, чем вкладываться в подготовку своего чада.
Но учительское сословие тоже не лыком шито, и расценки за эту медвежью услугу выросли на порядок, с лихвой компенсируя унизительные учительские зарплаты. Не хотите учиться — платите за экзамен! Параллельно, по законам спроса и предложения, росло число «заборостроительных институтов», которые ничему не учили, а только имитировали процесс, по сути же торговали «корочками», то есть дипломами. Но и в приличных учебных заведениях в каждой аудитории сидело максимум по трое-пятеро умненьких студентов, отчаянно зевающих от скуки, пока преподаватель бился как рыба об лёд, пытаясь ликвидировать многочисленные пробелы в базовых знаниях всех остальных.
Как у нас водится, наводить порядок начали за пару секунд до того, как у детей начал отрастать хвост и они вернулись на деревья… Вот тут-то и понеслись все эти причитания. Стоило собраться в одном месте двум мамашам подросших школьников — разговор между ними непременно начинался со слов «бедные дети».
Всякий раз, когда я слышала эти слова, у меня непроизвольно поднималась бровь, и я имею право на это удивление. Бедные? Ну во-первых, сытые, более того — закормленные! Несколько моих знакомых обратили внимание на то, что современному ребёнку бесполезно предлагать хлеб с маслом: им это невкусно! При том, что в русском языке именно хлеб с маслом служит критерием хорошего дохода, всем известна разница между «зарабатывать свой хлеб» и «зарабатывать свой хлеб с маслом». Во-вторых, прекрасно одетые, живущие в комфорте, о котором их родители, не говоря уже о бабушках и дедушках, могли только мечтать. И притом без особых забот, если не относить к заботам желание обладать очередным модным дивайсом. Это они-то бедные?
«Ну каааак же! Все эти нервы, эти металлоискатели на входе и экзамены под камерами! Это такие неееервы! Такой стресссссс!!!»
…Хочу внести ясность. Моя дочь тоже сдавала ЕГЭ, причём дважды: тогда ещё сертификат выдавался только на год, а нам пришлось поступать только на следующий. То есть второй раз сдавали экзамен по месту поступления, без малейшей возможности «помочь». Маша потом рассказывала: завели в какой-то бывший детсад, зачитали правила и произнесли слово «апелляция». «Один парень спросил: что ещё за хрень — апелляция? А я ему: это когда волосы на ногах удаляют. Мама, ты бы видела его лицо!» — хохотала она. Как бы там ни было, сдала на 93 балла, поступила на бюджет. Вся подготовка свелась к тому, что за две недели до экзамена я погоняла её по орфографии и пунктуации, остальное сделала привычка читать и думать…
Но потом, глядя на своих первокурсников, я поняла: а ведь они действительно бедные! Даже нищие. Очень метко сказал Михал Николаич Задорнов, светлая ему память: компьютер у них хороший, только файлы пустые. Я бы ещё добавила к этому убеждённость в собственной исключительности и в том, что все вокруг обязаны заботиться об их благополучии.
Не я придумала термин «поколение снежинок» (snowflake generation), он вошёл в Словарь Коллинза, и Financial Times признал его словом года в 2016-м. Так, за их хрупкость и мнимую уникальность, называют благополучных молодых людей, чьё взросление пришлось на начало 21-го века. Они превыше всего ставят безопасность и эмоциональную безмятежность, так как особо чувствительны, мнительны и впечатлительны. Они непривычны ни к лишениям, ни к труду, ни к строгому обращению. Болезненно реагируют на мнения, отличные от их собственных, причём своё мнение считают непогрешимым даже несмотря на то, что оно не подкреплено никакими основательными знаниями. Как следствие, с пренебрежением относятся к литературе и истории — как недавно сказал один мой курсант: «А зачем мне знать о людях, которые уже давно умерли? Их же нет! От них ничего уже не осталось!»
Парню даже в голову не приходит, что всё, чем он пользуется и благодаря чему его существование вообще стало возможным, создано мозгами и руками длинной череды поколений, живших до него.
Стоит ли после этого удивляться новобранцам в армии, которые, по словам офицеров, не умеют даже самостоятельно завязывать шнурки?
© Тори Грасс
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1