Вопрос:
– Что делать в ситуации, когда ребенок манипулирует слезами? Я воспитываю сына Ваню, 10 лет. У ребёнка инвалидность. С детства так пошло, что, конечно, при его болезни (ДЦП), его все жалеют и берегут. Единственный внук у двух бабушек, которые готовы с него пылинки сдувать. Сейчас, уже учась в школе, он, конечно, стал более самостоятелен, но при любой возможности, если мы что-то просим его сделать дома (то, что он делать не хочет): убрать за собой вещи, помочь в уборке, или он не хочет кушать, а мы его заставляем доесть, он начинает плакать и звонить бабушке, что его обижают. Та, в свою очередь, начинает ругать нас с мужем, что мы бедного ребёнка всего затерроризировали, а ему говорит, что, мол, потерпи, бабушка скоро приедет (или на каникулы заберёт). Получается, что и ребёнка мы приучить к чему-то не можем, и с мамами ругаться не хочется. Да и с Ваней не знаем, как бы и палку не перегнуть, ведь у самой сердце разрывается, когда плакать начинает, хотя и понимаю, что он уже большой, и слёзы – это, скорее всего, средство манипуляции мной и окружающими. В школе учителя очень удивляются, что он так может себя вести, говорят, что слёз от него никогда не видели. Вот не знаем, что и делать...
На вопрос отвечает психолог Юлия Гусева:
– Вы заметили очень важную вещь. Ваш сын ведёт себя по-разному в школе и дома. В школе он, похоже, вполне самостоятелен и никогда не плачет. С вами же он начинает плакать тогда, когда хочет добиться своего. И добивается. Вы пишете, что сейчас Ваня уже вполне самостоятелен. Однако он привык быть беспомощным и продолжает использовать эту стратегию. Она достаточно удобна для него. Ведь используя её, он может не делать того, что не хочет.
Обратите внимание, что ваши просьбы носят разноплановый характер. Совершенно нормально обозначить сыну какие-то обязанности. В этом случае вы относитесь к сыну как к относительно взрослому и самостоятельному человеку. Если же вы просто указываете, что нужно сделать, то это может быть воспринято мальчиком как приказ взрослого ребёнку. А вот заставлять доедать пищу – это, скорее, отношение к ребёнку, как к малышу. Это может вызывать закономерный протест. Собственно, его реакции, т.е. слезы, – это реакции маленького ребёнка. Приглядитесь к своему отношению, к своему поведению, вы относитесь к сыну, как к беспомощному ребёнку? Как к беспомощному инвалиду? Как к вполне самостоятельному мальчику? Возможно, вам стоит потихоньку начать менять своё отношение к ребёнку и, соответственно, поведение.
Также не лишним будет поговорить с бабушками. Ваша общая цель – сделать так, чтобы Ваня стал человеком, который может справиться с бытовыми делами сам, без посторонней помощи. Поэтому излишняя опека только помешает ему в этом нелёгком процессе адаптации. Обратите на это внимание бабушек.
Источник: mchildren.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев