Марина Минина была мастером по маникюру целых 15 лет, а теперь она популярный блогер. Десятки подписчиков наблюдают за необычным ремеслом, а коллекционеры по всему миру бронируют ее работы еще до их завершения. Наша сегодняшняя героиня не делает типичных Барби или Машенек – каждая ее работа со своим характером и индивидуальностью. Да и стоят такие авторские куклы на порядок больше – цена некоторых работ доходит до нескольких тысяч рублей. Марина пришла к этому увлечению неожиданно. Просто в какой-то момент поняла, что хочет освоить новое хобби. Её работы стали быстро популярными, а сегодня она владеет собственной мастерской для работы и проведения мастер-классов. Удивительно, но ее куклы – будто ожившие персонажи сказок. Марина говорит, что такой эффект достигается благодаря трудоемкой работе , которая состоит из множества этапов. Сначала делается гипсовая форма, куда заливается жидкий фарфор. Затем её раскрывают и шлифуют деталь, после чего она обжигается в печи. Затем детали расписывают красками, приклеивают волосы к голове. И только после этого при помощи шплинта собирается всё тело куклы. Финальный этап - выбор обуви и нарядов.
    15 комментариев
    130 классов
    Польский еврей, сын рабочего из Лодзи, он в семь лет продавал конфеты в театре, в восемь прислуживал аптекарю, в девять стал подмастерьем изготовителя париков, в тринадцать — учеником знаменитого берлинского парикмахера. В возрасте четырнадцати лет он перебрался в Москву и поступил на службу в Большой театр в качестве помощника гримера. Навыки, приобретенные в театре, очень помогли Фактору в будущем. Затем ему пришлось пройти обязательную военную службу в русской армии. После демобилизации Факторович открывает в 1895 году в Рязани свой собственный магазин, где продает румяна, кремы, парфюм и парики — в основном, все собственного изготовления. Однажды в Рязани остановилась театральная труппа, и через несколько недель продукцию польского еврея уже знали при дворе. «Все мое время занимало индивидуальное консультирование, я показывал им, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки их лиц». Позднее он переехал в Санкт-Петербург, где стал работать в Оперном театре, занимаясь костюмами и гримом. Загримированные Максом Фактором актеры играли перед Николаем II, и вскоре имя талантливого гримёра стало широко известно среди знати. Несколько лет он работал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах В 1904 году эмигрировал вместе с семьёй в США. Основал компанию Max Factor. С появлением и бурным развитием кинематографа, специалисты по макияжу того времени столкнулись с серьезной проблемой. Старый театральный грим на основе жира, который наносился толстым слоем, нельзя было использовать для киносъемок. По словам самого визажиста, театральный грим выглядел «омерзительно и пугающе» на экране. Решением проблемы стал грим, придуманный Максом специально для создания «экранного» макияжа. Теперь загримированные актёры, снятые крупным планом, выглядели более натурально.
    17 комментариев
    295 классов
    О прототипе Шарапова из «Места встречи изменить нельзя» В 1979 году была показана первая серия детектива «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». Фильм стал культовым, разошелся на цитаты, его знают наизусть. Но не все знают, что 8 января 2014 года после тяжелой болезни ушел из жизни Владимир Арапов – бывший московский сыщик, с которого братья Вайнеры и «срисовали» образ Шарапова. В романе «Эра милосердия» речь идет о банде Ивана Митина из небольшого подмосковного городка Красногорк – в начале 50-х она кошмарила всю Москву. На ее счету 11 жизней, 28 дерзких вооруженных ограблений. Банда брала сберкассы, магазины, пивбары. Известно, что во время одного из налетов кассирша, которой угрожали оружием, поседела на глазах у всех. Авторы называют банду «Черной кошкой». Но банда была, а «Черной кошки» – не было. Это выдумки подростков, которые обворовывали квартиры и подбрасывали записки: «Здесь была «Черная кошка». Москвичи до ужаса ее боялись, и преступления, совершенные митинцами, приписывали именно ей. На поиски бандитов были брошены лучшие следователи уголовного розыска. Преступники были арестованы в феврале 1953 года. Двоих приговорили к расстрелу, еще одного участника группировки – к 25 годам тюрьмы. На след банды удалось выйти благодаря сыщику МУРа Владимиру Арапову, он лично участвовал и в задержании Лукина – правой руки Митина. Именно Арапов и стал прототипом экранного Владимира Шарапова, которого сыграл актер Владимир Конкин. Хотя те, кто знал сыщика, считали, что характер у него скорее жегловский. Единственное, что объединяло его с экранной копией – яркие голубые глаза. В 1963 году 37-летний Владимир Арапов стал начальником ведущего отдела МУРа по раскрытию убийств, грабежей, разбоев и половых преступлений. За крутой нрав коллеги прозвали его «черным полковником». Дошло до того, что однажды кто-то из обиженных подчиненных вывел эту надпись на двери его кабинета. Но за преданных сыску Арапов стоял горой: выбивал квартиры, представлял к наградам и внеочередным званиям. Считается, что именно Арапов ввел в Москве моду на кобуру – сыщику ее подарил начальник берлинской полиции. Владимир Павлович подарок примерил, ему показалось удобней держать оружие в кобуре, а не за поясом. Идею подхватили и другие оперативники – так кобура ушла в народ. В 60-х годах в МУРе служил будущий писатель Аркадий Вайнер. Он вспоминал: «Бывало, мы вместе работали по уголовным делам, и я не уставал восхищаться мужественной силой, источаемой этим человеком, быстрым его умом, опытом, энергичностью. Уголовники боялись его как огня, и достигалось это не криками, не угрозами, а несомненным нравственным превосходством». В начале 60-х Вайнер написал первый рассказ о милиции «Самый длинный день в году» – он был опубликован в газете «На боевом посту», которая выходила на Петровке. Это история о том, как сотрудники МУРа брали убийцу-крота. Там-то впервые и появился Шарапов. А в предисловии Аркадий Александрович написал, что прототипом главного героя стал сыщик Владимир Арапов. Как и любой преданный своему делу сыскарь, он работал на износ: домой раньше полуночи не приезжал, а однажды безвылазно провел на службе две недели. О работе дома – ни слова. Лишь однажды Владимир Павлович предупредил маленьких сыновей, которых у него было трое, чтобы никому не открывали дверь – когда в Москве «хозяйничал» Владимир Ионесян по кличке Мосгаз, один из первых советских серийных убийц. Московская милиция тогда работала круглосуточно. Сам Арапов возглавлял штаб по поиску маньяка, а его сотрудницу использовали в качестве приманки при аресте Ионесяна на вокзале в Казани. На жизнь сыщика покушались как минимум трижды — зэки заказывали его на своих сходках. Что касается «Места встречи», то первая серия была показана по телевизору 11 ноября 1979 года, после чего в квартире Араповых долго не умолкал телефон. Звонили друзья, родственники, сослуживцы. Реакция была примерно одинаковая: «Ну надо же!» После фильма Высоцкий с Конкиным стали народными героями – на Петровке в кабинетах некоторых сыскарей до сих пор висит портрет Высоцкого в роли Жеглова с надписью: «Вор должен сидеть в тюрьме!» А вот Арапову фильм особых дивидендов не принес. Он вообще с иронией относился к своему статусу «Шарапова», хотя отмечал, что в больницах к нему всегда благоговейно относились, особенно молодой персонал, когда узнавали, что он и есть следователь по делу легендарной «Черной кошки». С Петровки Владимир Павлович ушел в 1971 году после конфликта с новым руководством, преподавал в школе милиции. Все его сыновья – Виктор, Павел и Владимир – стали сыщиками. Жену давно похоронил. А последние годы Арапов был прикован к постели: из-за сахарного диабета у него развилась гангрена, и врачам пришлось ампутировать ногу, другая была обездвижена. Он практически не разговаривал, за ним присматривала сиделка. Единственной радостью 87-летнего полковника милиции в отставке, благодаря которому появился немеркнущий образ Шарапова, в те годы была его семья.
    46 комментариев
    278 классов
    Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка. Он много успел, но еще больше проектов, планов, задумок так и останутся нереализованными. Сергей Бодров пропал в Кармадонском ущелье вместе со съемочной группой «Связного». Светлана Бодрова все эти годы хранит память о нем и не допускает даже мысли о появлении в ее жизни другого мужчины. Светлана Михайлова впервые увидела Сергея Бодрова во время монтажа очередного выпуска «Взгляда», но впечатления на девушку актер не произвел. Она лишь разнервничалась, что коллеги задерживают аппаратную в то время, как ей нужно монтировать «Музобоз». Настоящее же знакомство состоялось в 1997 году. Светлане, одной из лучших сотрудниц телекомпании, был обещан отпуск в любой точке земного шара. Она выбрала Ниццу, но полетела на Кубу, где должны были работать журналисты «Взгляда». Руководство телекомпании совместило рабочую поездку с отдыхом Светланы. Естественно, Светлана была расстроена и уже на этапе посадки в самолет была весьма недружелюбно настроена по отношению к «взглядовцам» Сергею Кушнареву и Сергею Бодрову. Кушнарев оказался на редкость интересным собеседником, Светлана проговорила с ним долгое время. Во время перелета пилоты получили сообщение о кончине отца Кушнарева, он первым же рейсом улетел в Москву. На Кубе остался его друг Сергей Бодров. В домике Хемингуэя они вдруг стали говорить. И потом говорили все время, бесконечно просто. О нем и о ней, об их увлечениях и планах, о телевидении и жизни. Они совершенно не могли наговориться. Позже Бодров напишет Светлане: «Мы с тобой как два брата-близнеца, которых разлучили тридцать лет назад». Им трудно было расставаться даже на короткий срок. Но как только они прилетели из Гаваны, Сергей отправился на давно запланированную рыбалку на Дон. Связь там отсутствовала, Светлана отчаянно скучала. И вдруг на пейджер ей пришло очень теплое сообщение от него. Оказалось, что один из товарищей уехал раньше, а Бодров вручил ему текст, который тот должен написать Свете. Вообще каждая их разлука была поводом для длинных писем, телефонных разговоров и бесконечной тоски друг по другу. Сергей, очень скромный во всем, что касалось его самого, постоянно хвастался своей Светланой, старался перезнакомить ее со всеми своими друзьями, неустанно обращая внимание каждого на ее красоту. Каждый из них обладал весьма сложным характером. Поначалу были и недопонимания, и ссоры. Но расстаться они уже не могли. И, как не убеждала себя Светлана в том, что семьи и детей у нее никогда не будет, она все же стала его женой. А в июле 1997 года у них родилась дочь Оленька. Сергей Кушнарев был лучшим другом Бодрова, а теперь он носил гордое звание друга семьи, стал крестным отцом дочери, а потом и сына Бодровых. Два Сергея просто фонтанировали идеями, могли ночи напролет обсуждать свои новые проекты, и поначалу Кушнарев ревновал друга к его молодой супруге. Но на деле она оказалась такой же увлекающейся натурой, как они сами. Теперь она присоединилась к их посиделкам на даче в Валентиновке, вскоре она уже работала с Кушнаревым в программе «Жди меня». Она вообще готова была поддерживать любое начинание супруга. И не уставала удивляться тому, насколько талантливый и глубокий человек ее муж. Ей нравилось все, что он делает. Когда он защищал диссертацию на тему «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения», она сказала: «Я тобой, как родиной своей, горжусь, Серега!», а члены комиссии были поражены тем, как она на него смотрела. Они могли разговаривать часами и так же, часами, молчать, продолжая безмолвный диалог. 27 августа 2002 у них родился сын Александр. Сергей забрал жену из роддома, они провели дома две недели, а после Бодров увез семью на дачу. Он уезжал в Северную Осетию на съемки своего фильма «Связной». 19 сентября 2002 они со Светланой долго говорили по телефону, а на прощанье он попросил жену беречь детей. 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье снимался очередной эпизод фильма. Вечером сошел ледник. До сих пор 127 человек считаются пропавшими без вести. В их числе – Сергей Бодров. Она не могла смириться с тем, что его больше нет. Светлана летала в Северную Осетию каждую субботу, сама участвовала в поисковой операции. Неоценимую помощь ей оказал тогда Константин Эрнст. Он по своим каналам обеспечил прибытие техники и продолжение поисков. Официально перестали искать людей лишь через два года, в 2004. С момента его исчезновения прошло уже 17 лет. Она растит детей, гордится их успехами, видит в них продолжение любимого. И по-прежнему скучает. Вопреки всем домыслам и газетным статьям, она так и не смогла смириться с утратой.
    60 комментариев
    846 классов
    Готлиб Ронинсон  Все его герои были добрыми, наивными и очень нелепыми. Как и он сам. Одна беда - их появление в картинах оказывалось мимолетным, хоть и ярким. Свою главную роль Готлиб Ронинсон так и не сыграл.
    48 комментариев
    320 классов
    САМАЯ ПОСТОЯННАЯ ЛЮБОВЬ ЕКАТЕРИНЫ II ⠀ Великая императрица и женщина, не получившая семейного счастья, всю свою нерастраченную нежность отдала собакам и кошкам. ⠀ Российская императрица питала слабость к комнатным собачкам – левреткам. Любимицей её считалась Земира, которую она назвала в честь героини популярной в то время оперы «Земира и Азор». Екатерина редко разлучалась со своей любимицей - жила собачка в её покоях. Более того, императрица собственноручно шила ей одежду и купала после прогулок. Еда для Земиры готовилась из лучших продуктов, одежда шилась из самых дорогих тканей, из украшений только драгоценности. Поговаривают, что свои надоевшие шубы Екатерина отдавала своей любимице на подстилки. ⠀ Ещё один знаменитый любимец русской императрицы – английский пудель Иван Иванович. Этот пёс кушал за одним столом с придворными. Екатерина даже подвязывала ему салфетку. Он вёл себя как истинный джентельмен, сдержанно и воспитанно, как предмет для подражания. Государыня любила наряжать Ивана Ивановича в потешные костюмы, а он развлекал её танцами и ходьбой на задних лапах. ⠀ Екатерина II вывела короткошерстную породу кошек. По легенде, именно эта порода получила название «русская голубая». Эти кошки являлись частью дипломатии русской императрицы, которая отправляла котят в качестве подарков членам британской королевской семьи и монархам других стран. ⠀ В Зимнем дворце для кошек было отведено целое крыло. Но императрица проводила четкую границу между породистыми и беспородными, дворовыми кошками. Котам-аристократам позволялось свободно гулять по дворцу. А беспородным предоставлялись в безраздельное пользование подвалы для ловли мышей.
    35 комментариев
    140 классов
    Тесла - гениальный ученый. Ученый и изобретатель Никола Тесла – это Леонардо да Винчи XX века. Ему приписывают загадочные изобретения, он становится героем фантастических романов и фильмов, его имя окутано ореолом тайны. Сегодня, в день рождения великого серба мы вспомним самые удивительные изобретения, которые ему приписывают. Вечный двигатель Если порыться на сомнительных сайтах, где продают всевозможную чепуху, типа «капкан для Санта-Клауса» или «магический шар для общения с потусторонним», то рано или поздно вы обязательно натолкнетесь на сравнительно недорогой «генератор вечной энергии Тесла». Не надо быть простачком – это обман. Если ученый действительно изобрел источник вечной энергии, то мы об этом вряд ли узнаем, поскольку весь свой архив он сжег под предлогом «человечество пока не готово к величию моих изобретений». Тем не менее, до нас дошла история о том, что в 1931 году Никола провел любопытный эксперимент. Вместо традиционного двигателя внутреннего сгорания он установил в автомобиль марки Pierce-Arrow небольшую коробочку с двумя торчащими из нее стержнями. После этого машина работала без подзарядки целую неделю. Очевидцы говорят, что Тесла умудрился разогнать авто до 150 километров в час. А в это верится с трудом. Беспроводная передача электроэнергии на расстоянии Весной 1908 года Тесла в письме редактору газеты «Нью-Йорк таймс» написал: «даже сейчас мои беспроводные энергетические установки могут превратить любой район земного шара в область, не пригодную для проживания». Вряд ли ученый блефовал. В любом случае, вне зависимости от того правда это или вымысел, но летом – 30 июня того же года в Сибири случилось нечто невероятно. Большинство наивно полагает, что там упал метеорит, впоследствии получивший название «Тунгусский». Но одна из гипотез гласит, что никакого падения не было. А взрыв – это последствие экспериментов Николы, который заключался в передаче энергии на большие расстояния. При этом сторонники фантастического предположения утверждают, что у версии есть доказательства. Как вариант, вот это: накануне падения «Тунгусского метеорита», в небе Канады и Северной Европы облака внезапно стали серебристыми и словно пульсировали. Это один в один совпадает с рассказами очевидцев, наблюдавших ранее за опытами Теслы в его лаборатории в Колорадо-Спрингс. Супероружие В 1958 году американское агентство DARPA взялось за проект под названием «Качели». На реализацию этой операции ушел почти десяток лет и около 30 миллионов самой конвертируемой валюты в мире. Проект вроде как не удался, и ученые совместно с вояками засекретили его результаты. Тем не менее, в прессу просочилась информация, что американцы пытались воссоздать загадочные «лучи смерти», которые изобрел Тесла. Правды ради стоит отметить, что за двадцать лет до начала эксперимента, когда великий ученый еще был жив, он предлагал правительству США супероружие, способное уничтожить 10 тысяч самолетов с расстояния в 400 километров. Странно, что тогда – в канун второй мировой войны это изобретение осталось невостребованным у американцев. «Лучи смерти» окутаны покровом тайны, однако известно, что в его основе был некий осциллятор радиочастот - прибор, который использовал атмосферу Земли, как источник колоссальной энергии. Кстати, ходят слухи, что в отличие от США, в СССР заинтересовались технологией, и вроде бы даже купили у Теслы чертежи за 25 тысяч долларов. И, как знать, может быть в изобретении лазеров, которые сейчас активно используются и в светской, и в военной промышленности, есть толика гения великого серба. Филадельфийский эксперимент Еще одна загадка, тесно связанная с именем великого ученого и нашедшая отображение в фантастической литературе и кино, именуется «Филадельфийский эксперимент». Говорят, что перед второй мировой Тесла-таки сотрудничал с милитаристами, в частности – с военно-морскими силами США. Для них Никола разрабатывал проект, который должен был создать технологию «невидимости» кораблей ВМФ для радаров противника. И вроде бы ему не хватило буквально года, чтобы провести экспериментальное подтверждение своей теории: в самый разгар Великой Отечественной войны, в январе 1943 года сердце гения перестало биться. Впрочем, спустя десять месяцев после смерти создателя технологии, американцы вроде реализовали идею Тесла на практике. Им удалось с помощью генераторов Николы, создать электромагнитный экран вокруг эсминца «Элдридж». Но, опять же по слухам, корабль не только пропал с радаров, но и стал невидимым для человеческих глаз – он попросту исчез. Обнаружили судно в двухстах километрах от места эксперимента. При этом, члены экипажа «Элдриджа» получили значительные расстройства психики. Парапсихология и ясновидение Хотите верьте, хотите нет, но современники Теслы не удивлялись, когда передавали из уст в уста историю о том, что свои изобретения Тесла берет откуда-то извне – то ли из параллельного пространства, то ли из будущего. Это, конечно, похоже на нелепую шутку, но и сам ученый неоднократно делал весьма неожиданные заявления по этому поводу. Например, сохранилось письмо ученого другу, где он пишет, что, изучая высокочастотные токи, наткнулся на нечто фантастическое: «Я обнаружил мысль. И вскоре вы сможете лично читать свои стихи Гомеру, а я буду обсуждать свои открытия с самим Архимедом». В любом случае, даже если отбросить мистику, то все равно нельзя не отметить, что гений Теслы был загадкой для его современников и остается тайной для нас – потомков. Где он черпал свои идеи? Как достигал понимания, бессмысленных на первый взгляд, вещей? Каким образом смог докопаться до сути сил, сокрытых от глаз человеческих. Похоже, что в своих изысканиях он, действительно, опередил время. Кстати, известный индийский философ Вивекананда, посетивший США с целью выяснить возможность объединения всех существующих религий, посетил Николу Теслу в его лаборатории в Нью-Йорке в 1906 году. После встречи он написал письмо своему индийскому другу Аласингу, где воодушевленно рассказывал о знакомстве: «Этот человек отличается от всех западных людей. Он продемонстрировал свои опыты, проводимые им с электричеством, к которому относится как к живому существу, с которым разговаривает и которому отдает приказания… Вне сомнения, что он обладает духовностью высшего уровня и в состоянии признать всех наших богов». В общем, правда изящно переплетается с вымыслом, а загадки столетней давности остаются без ответов. И, быть может, на самом деле, нам еще не пришло время понять и постичь всю глубину великого гения Никлы Тесла. Поживем – увидим.
    13 комментариев
    207 классов
    Посмотрев «Семнадцать мгновений весны», многие даже не сомневались в реальности Штирлица, блестяще сыгранного Тихоновым. А Леонид Брежнев хотел присвоить разведчику Исаеву звание Героя Советского Союза. В семидесяти километрах от Москвы, в Павловском Посаде, в большом и добротном деревянном доме 8 февраля 1928 года появился на свет Слава Тихонов. В таких домах обычно рождается счастье. Следует отметить, что кроме родителей и бабушки с дедушкой Тихонова в доме жили еще три семьи - и для каждого находилось место. Когда началась война и школу забрали под госпиталь, отец устроил Вячеслава в ремесленное училище. Мальчик получил профессию токаря и стал работать на заводе, помогая своей Родине, - о большем тогда и не мечтал. Единственным развлечением в то время у ребят было кино. И однажды Слава заявил родителям, что он непременно поступит в театральный. Только бабушка встала на его сторону, а родители настаивали, чтобы он стал автомехаником - на кусок хлеба всегда себе заработает. И все же Вячеслав Тихонов поехал поступать в театральный институт, благо Москва была рядом. Шел 1945 год, набирали послевоенный курс. Экзамены прошли, вот-вот должны объявить список поступивших. Высокий худой юноша в тельняшке, пиджаке с чужого плеча и модной кепке волновался больше всех. Вот из дверей с табличкой «Приемная комиссия» появляется девушка, которую тут же обступает толпа абитуриентов. Девушка зачитывает список прошедших конкурс. Все фамилии на «Т» уже назвали, а его пропустили. «Тихонов! А как же Тихонов?!» - кричит парень, но его сметает визжащая толпа поступивших. У Славы все плывет перед глазами. Что же теперь будет? Возвращаться в свой городок, идти работать на завод, довольствоваться клубной самодеятельностью?.. Вроде не мужской поступок, но слезы сами полились из глаз... На ВГИК будущий артист не поступил, и только счастливый случай Вячеславу Тихонову помог ему все же стать абитуриентом ВГИКа. По счастливой случайности в этот момент по коридору шел профессор ВГИКа Борис Бибиков. Конечно, у дверей приемной комиссии слезы, истерики, обмороки давно стали привычной картиной. Но этот сгорбленный от горя парень, роняющий скупую мужскую слезу, чем-то зацепил Бибикова. Поговорили. Бибиков пообещал Тихонову зачислить его к себе на курс, но при условии испытательного срока. Интуиция подсказала профессору, что перед ним будущий выдающийся актер. Так и вышло: через два года Тихонов получил всесоюзную известность, сыграв Володю Осьмухина в «Молодой гвардии». Личная жизнь Вячеслава Тихонова, как и судьба в кино, складывалась не просто. Еще на съемках «Молодой гвардии» Вячеслав заприметил кубанскую казачку Нонну Мордюкову, исполнявшую роль Ульяны Громовой. Свою первую любовь, девушку Юлию, Тихонов оставил в Павловском Посаде: расстояние их чувство остудило, да и столичная жизнь - совсем другая. Ему почему-то сразу показалось, что нужно жениться на этой бойкой девушке, чтобы не упустить ее. Говорят, этой свадьбе способствовала и жена режиссера «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. Мол, Сергей Аполлинариевич так влюбился в Нонну, что был готов оставить семью и даже ездил на Кубань свататься к ее родителям. Однако мудрая мать девушки его отвергла, а вот благородный и красивый Вячеслав ей понравился. Понравился настолько, что мать даже настаивала на скорой женитьбе. Так и стали супругами. А на последнем курсе института Нонна забеременела и 29 февраля 1950 года родила сына Владимира. Наладить семейную, личную жизнь молодым удалось не скоро. Им дали комнату в общежитии - на большее рассчитывать не приходилось. Тесно, душно, общая кухня, удобства в коридоре. Куда тут еще ребенок? Поначалу выручала сестра Нонны, а затем родители Тихонова забрали маленького Володю к себе в Павловский Посад. Может, поначалу Вячеслав и надеялся, что жена будет вести хозяйство, воспитывать детей (как было принято в его большой и крепкой семье), но отказываться от карьеры Нонна не собиралась. Да и не только от карьеры: от «светской жизни» тоже. Его крайне общительная супруга любила ночные посиделки, гостей, песни и пляски. А Тихонов мечтал хотя бы выспаться разок нормально. Не тут-то было! Как только им удалось более-менее решить вопрос с жильем, в столицу потянулись родственники Мордюковой: мать, младшие сестры и братья. Понятно, что всем разместиться было негде, спали на полу. Иногда приходящему с работы Тихонову некуда было лечь, не то что устроиться в уголке, чтобы выучить роль. К тому же Нонна предъявляла претензии, что Вячеслав с каждой зарплаты выкраивал деньги на лекарства или минеральную воду и фрукты болеющему отцу. Ей всегда всего было мало. А Тихонов отца очень любил. Когда он поступил в институт, Василий Романович похлопал его по плечу: «Вот, Славка, получишь большой гонорар, и мы с тобой купим мотоцикл. Будем на рыбалку ездить». Поэтому, когда подошла очередь на машину, Тихонов смирил свою природную гордость, набрался храбрости и попросил выплатить ему вперед гонорар за картину «Две жизни». Вскоре он уже приобрел новенький «Москвич», который, несмотря на протесты и угрозы Мордюковой, преподнес отцу... Даже много лет спустя, незадолго до смерти, в интервью журналистам Нонна Викторовна сокрушалась: «У Тихонова был огромный родительский дом в Павловском Посаде. Так он, простая душа, его городу подарил!» Мордюкова часто устраивала Тихонову скандалы, говорят, даже руку на него порой поднимала. Иногда ее совсем заносило: она после «Молодой гвардии» -Сталинский лауреат, а он кто?! Тихонов терпел. Разводы в СССР не были приняты: поженились, сына родили - надо жить, но с каждым днем терпеть становилось сложнее. У Вячеслава Тихонова действительно не складывалась кинокарьера, впрочем как и личная семейная жизнь, зато на спектакли в театр толпы поклонниц ходили исключительно «на него». И все же предложений от кинорежиссеров не поступало, а любопытные бабки на скамейке у подъезда каждый вечер спрашивали: «Слава, где ты сейчас снимаешься?» Тихонов понимал, что внешняя красота и стать лишь мешают ему. Вот и на роль в «Дело было в Пенькове» Вячеслава худсовет не утвердил. Было грустно и обидно. Выручил режиссер фильма Станислав Ростоцкий. Он кинул на стол комиссии свой партбилет и заявил, что без Тихонова снимать фильм не будет. И попал в точку: после выхода кинокартины Вячеслав проснулся знаменитым. Потом был фильм «На семи ветрах», после которого открытки с фотографиями молодого Тихонова сметались поклонницами с прилавков Союзпечати за считанные часы. Его любила даже министр культуры Екатерина Фурцева. Но чем лучше складывалась его карьера, тем хуже была семейная жизнь. У Нонны в это время наступил период творческого застоя, и она сильно ревновала Вячеслава к съемкам, работе, поклонницам. Хотя он был верен ей и ни в чем не заслужил упрека. На съемках «Простой истории» Мордюкова закрутила роман с Василием Шукшиным. Причем сама по приезде все и рассказала мужу. Хотела испытать его, а себе цену набить: смотри, мол, какая я прекрасная и востребованная у мужчин, каждый замуж зовет. Тогда Тихонов промолчал. А несколько месяцев спустя, вернувшись с работы, застал Нонну в постели с очередным любовником. Скандал устраивать не стал, просто взял свои вещи и тихо ушел. Тринадцать лет брака остались в прошлом. В 1963 году Тихонов и Мордюкова официально развелись. Оставив жене квартиру, Вячеслав был вынужден ночевать у друзей - то у одного, то у другого. Развод сильно его подкосил. Приятели из лучших побуждений то и дело сватали ему молоденьких актрис, но Тихонов решил, что больше не женится на коллеге. Однажды на озвучании французского фильма «Мужчина и женщина» внимание Тихонова привлекла красивая переводчица Тамара. Ей 24 года, ему - за сорок. Вспыхнул роман - к счастью для Вячеслава, это было настоящее большое чувство. Свадьбу праздновали в ресторане «Прага». В 1969 году у супругов родилась дочка Анечка. С бывшей женой Тихонов не общался, хотя часто виделся с сыном, хотел даже забрать его к себе, но Нонна не позволила. Чтобы уберечь ребенка от дурной компании, Вячеслав достал ему дорогую и дефицитную по тем временам вещь -пианино. Только это не помогло. Да и Мордюкова мешала сыну общаться с отцом, всячески наговаривала на «бывшего». А тот не стал настаивать, все свое родительское тепло отдав дочери. Потом корил себя за это. Володя Тихонов пристрастился к алкоголю и наркотикам и, уже став известным актером, в 1990 году умер от сердечной недостаточности. Этот удар Тихонову перенести было нелегко, на похоронах сына он плакал. Субботним вечером 11 августа 1973 года с улиц практически исчез народ. Все прильнули к экранам телевизоров: показывали новый фильм «Семнадцать мгновений весны». До этого сарафанное радио разнесло слух, что эта киноэпопея - уникальна, ничего подобного ранее не снимали. На самом деле сериал был личным заказом председателя КГБ Юрия Андропова и был призван реанимировать в молодежи былой патриотизм. И все же зрители нашли в фильме нечто особенное - исполнителя роли Штирлица Вячеслава Тихонова: его игра была непревзойденной. К сериалу никто из актерского состава серьезно не относился: «Обычный партийный заказ. Ну, покажут по местному телевидению где-нибудь в Урюпинске». Даже роли сценаристами не были прописаны до конца. Во многом актерам приходилось самим их домысливать. Тихонову было труднее всего, ведь его герой на экране... молчал! Длительность немых сцен доходила до десяти минут. Задача невыполнимая -как тут выразишь характер героя? Поначалу Тихонову казалось, что по сценарию Штирлицу не хватает человеческих черт: ну прямо не человек - машина какая-то. В помощь актеру даже устраивали встречи с реальными сотрудниками КГБ, и он понял: они такие. В результате Тихонов справился с ролью великолепно. Даже придумал включить в фильм сцену, где его герой тайно встречается с женой в кафе, и ему при виде любимой ни взглядом, ни жестом нельзя себя выдать. После выхода фильма Тихонов стал любимчиком власти, получив много премий. Фильм понравился самому Брежневу - настолько, что Леонид Ильич распорядился присвоить прототипу Штирлица, разведчику Исаеву, звание Героя Советского Союза. Узнав, что это персонаж вымышленный, генсек не растерялся и награду все-таки присвоил: Вячеслав Тихонов получил звание народного артиста СССР. Его популярность после фильма была просто неописуемой. Перед ним распахивались любые двери, начиная со складов дефицитных товаров и заканчивая кабинетами чиновников. По природе Тихонов был скромным человеком - самому много было не надо. Но находились друзья, знакомые и знакомые знакомых, которым срочно требовалась помощь. И Вячеслав Васильевич не отказывал - ходил, хлопотал... За спиной актера были важные роли: в «Войне и мире», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо», за который он был удостоен самой престижной награды, Ленинской премии. А вот новую Россию 1990-х Вячеслав Тихонов принять не смог. Он отказался вести театральную студию во ВГИКе, не разменял свой талант, как многие его коллеги, на роли в сериалах, не стал лицом ни одной политической партии, хотя предлагали и даже настаивали. Он видел, что его горячо любимая Родина уже «не та», в моде совсем иные духовные ценности. И понимал, что в новой России ему нет места. Его дочь Анна стала актрисой, уговаривала его продолжать работу в кино и даже сняла об отце два документальных фильма. Последним появлением Вячеслава Тихонова на экране стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Вячеслав Васильевич до конца своих дней ждал еще одной, своей главной роли. Читал сценарии, обдумывал предложения. Но все было «не то» -мелко, бездуховно. На склоне лет Вячеслав Васильевич удалился в свой маленький дом на Николиной Горе, на берегу Москвы-реки. Интервью не давал, почти ни с кем не встречался, за что журналисты окрестили его Великим Отшельником. Он так и не простил себе смерть сына. А потом один за другим стали уходить его лучшие друзья. После скоропостижной кончины Станислава Ростоцкого у Тихонова случился инфаркт... Он выкарабкался, но постарел так, что на улицах его больше не узнавали. «Старость - это когда рука тянется к телефону, но ты понимаешь, что позвонить больше некому...» - грустно признавался Вячеслав Васильевич. Ушла из жизни и Нонна Мордюкова, которую он перед самой смертью все же сумел простить. А спустя год, 4 декабря 2009 года, 80-летнего Тихонова не стало... Недавно психологами был проведен эксперимент: девушкам и женщинам показывали разные черты лица, их задачей было выбрать самые мужественные. По итогам исследования получился портрет мужчины, очень близкий к облику Вячеслава Тихонова периода «Семнадцати мгновений весны». Таким этот актер всегда останется в нашем сознании - благородным, честным и мужественным Штирлицем.
    23 комментария
    181 класс
    Габриэль Коко Шанель удавалось то, что было не под силу никому другому в мире моды: заставить женщин обрезать длинные волосы, надеть брюки вместо корсетов и юбок, променять фамильные бриллианты на стекляшки. Что же особенного было в этой маленькой хрупкой женщине? Говорят, известная модистка носила на шее тесьму с привязанными к ней ножницами. Она часто отрезала от моделей платьев и жакетов какие-то детали, объявляя их лишними. А однажды прямо на клиентке распорола костюм от модельера-конкурента, заявив, что так он смотрится симпатичнее. Если бы Габриэль могла, она наверняка перекроила бы и свою биографию, отрезав и выбросив из памяти все тяжелые и бередящие душу моменты... Весна в Париже - больше, чем просто смена времени года. Цветущие яблони и тюльпаны, аромат свежей выпечки, Марсово поле, Триумфальная арка, повеселевшие здания дворцов и соборов заставляют сердце каждого человека биться чаще. Так было и много лет назад, когда маленькая ножка юной Габриэль ступила на булыжную мостовую столицы. Кучер помог ей вынести из кареты небольшой чемодан - в нем лежало сменное платье, иголки с нитками и кое-какие дамские мелочи. Другого багажа, кроме, пожалуй, призрачных надежд и грез, у Габриэль не было. Ей исполнилось 18, позади смерть матери и предательство отца, приюты, интернаты и католический монастырь. Впереди - светлое будущее. По крайней мере, полная оптимизма девушка в это верила. Обучение в пансионе научило ее трем вещам: привычке довольствоваться малым, простоте в одежде и умению шить. Габриэль сняла крохотную комнатку в мансарде и устроилась певичкой в кабаре «Ротонда». Признаться, особого слуха и голоса у нее не было, так что о музыкальной карьере говорить не приходилось. Но таких требований и не предъявлялось. Стройные ножки, умение кокетливо вертеть подолом платья и развлекать посетителей-офицеров - вот все, что требовалось от девушек подобной профессии. Ну, а пару фривольных песенок она выучила. За одну из них, «Коко», она даже получила свое прозвище, которое останется с ней на всю жизнь. Видели бы ее тогда наставницы-монахини!.. В тот вечер в кафешантане случился переполох. Помещение было переполнено красавцами офицерами в расшитых мундирах: в Париже остановился конный егерский полк. Веселые молодые военные сорили деньгами, пили без удержу и тискали смеющихся от их сальных шуточек девиц. Но Коко с ее мальчишеской фигурой не было места на этом празднике жизни: популярностью у сильного пола пользовались затянутые в корсет пышногрудые прелестницы. «Ну, вот, сегодня чаевых тоже не будет», - зло шепнула Коко товарке, после чего заметила: худощавый офицер с усами ей подмигнул, а затем приветственно помахал рукой. Это был сержант Этьен Бальсан, богатый наследник текстильных фабрик, прожигающий состояние и жизнь, как и многие его ровесники, за картами и выпивкой. Подруга подтолкнула Коко в спину, и та шагнула вперед - навстречу Бальсану и своей судьбе. Тонкий лучик света скользнул между плотными портьерами и пробежал по лицу Коко. Она проснулась, сладко потянулась и посмотрела на часы. Стрелки показывали полдень. Вот это называется -праздная жизнь! Еще совсем недавно она вставала до рассвета, не разгибала спины в швейной мастерской, а по ночам пела на сцене опостылевшего кабаре. Теперь ее окружает мир роскоши, и она часть этого мира - все благодаря Бальсану. И пусть ее называют содержанкой, ей все равно. Лишь бы спина не болела от тяжелой работы, а на пальцах не было болезненных мозолей. Другая половина кровати была пуста. Этьен встал раньше - его смех слышался снизу. С кем это он там разговаривает? Габриэль накинула пеньюар и спустилась вниз. Спиной к ней стоял высокий статный мужчина. Этьен увидел ее и улыбнулся: «А вот и Коко! Знакомься, дорогая! Это Бой, мой английский друг». Незнакомец обернулся и поцеловал ее руку: «Мадмуазель, разрешите представиться -Артур Кэйпел». Мурашки пробежали по спине Габриэль. Боже, как он красив! Черные глаза, правильные черты лица, темные кудри. Сложен идеально: сразу видно - спортсмен. А эти длинные аристократические пальцы... И манеры -не чета остальным друзьям Бальсана! Коко застенчиво запахнула пеньюар. Словно птичка, она вспорхнула наверх, чтобы переодеться к обеду. Позже в своем дневнике великая Мадемуазель признается, что с первого взгляда влюбилась в англичанина. Конечно, она не была одинока в своих чувствах: девушки и женщины всех возрастов просто млели от одного его взгляда. А он был предупредителен и безупречно галантен со всеми дамами, однако сердце его оставалось свободным. Вернувшись в гостиную, Коко разочарованно вздохнула: гость уже уехал. Видимо, у него было какое-то срочное дело. Осторожно, чтобы не выдать нахлынувших чувств, Коко принялась расспрашивать Этьена о его друге. Англичанин, аристократ, миллионер. Унаследовал приличное состояние и собственными силами его приумножил. Лучший наездник и игрок в поло. Нет, он не женат и пока не собирается. Умен, образован, воспитан. Никогда не рассказывает о своей семье. Поговаривают, что он дитя неравного брака аристократки и самого короля Эдуарда. Но это сплетни, конечно. А почему все это вдруг так заинтересовало малышку Коко? Габриэль поняла: расспросы следует прекратить. С тех пор каждый миг Шанель искала встречи с Боем, а он, казалось, нарочно стал чаще наведываться в поместье друга. С Артуром Коко могла вести себя непринужденно и болтать обо всем на свете: о том, как ее бесят эти чванливые дамы полусвета в своих корсетах и головных уборах, похожих на торты; что мечтает совершить революцию в моде и тайком разрабатывает дизайны шляпок; что ей надоел статус содержанки и давно хочется независимости. Бой поддержал идею Коко о собственном магазине шляпок и даже предложил беспроцентный кредит. Это немного смутило Шанель, и она предпочла сначала обсудить свое начинание с Этьеном. Всю жизнь Мадемуазель подчеркивала свою независимость от мужчин, при этом умалчивая о том, что свою карьеру сделала благодаря деньгам и связям любовников. Этьену пришлась по вкусу идея с магазином, и он дал Коко на него денег, а также предоставил помещение - свою парижскую квартиру. Возможно, скучающее лицо Габриэль ему изрядно поднадоело, и таким незамысловатым образом он стремился избавиться от возлюбленной, ведь их отношения уже давно были лишены страсти. Но Шанель это не беспокоило. Она открыла магазин, воспользовавшись предложением Боя о кредите. Теперь под «прикрытием» бизнеса она могла видеться с ним чаще и к тому же наедине. Между Коко и Кэйпелом завязался роман. Англичанин долго не отваживался увести любовницу у друга, но после откровенного разговора и брошенной Этье-ном фразы: «Забирай, она твоя!» решился. Бой снял для Шанель уютную квартиру неподалеку от ее ателье мод. И пусть он не мог представить ее своим родственникам и лондонским друзьям, а из ресторанов из-за вечной конспирации они выходили порознь, Коко впервые в жизни любила и была счастлива. Артур помогал Габриэль с бизнесом, рекомендовал ее богатым клиенткам, ненавязчиво занимался повышением уровня ее образования и воспитания. Именно он сделал из неизвестной ресторанной певички Коко великого модельера Габриэль Шанель. И однажды настал день, когда круг знакомых Шанель превзошел аристократичное общество Кэйпела: она была знакома с Ренуаром, Тулуз-Лотреком, Пикассо, Дягилевым, Стравинским и многими другими представителями парижской богемы. Приумножив свое состояние, Коко не только отдала Кэйпелу взятые в долг деньги, но и почти сравнялась с ним по своему капиталу. И все же в душе Шанель оставалась бедной девочкой: именно эти чувства не позволили ей принять предложение руки и сердца Кэйпела. Она понимала, что они -разного поля ягоды. Позже Коко кусала локти, особенно когда ее Артур взял в жены представительницу своего круга, богатую аристократку Диану Листер. Но прошлого не вернешь. А новость о беременности молодой супруги Боя просто убила Шанель. Особенно после того, как она потеряла их с Боем ребенка и выслушала приговор врача о том, что у нее больше никогда не будет детей. Однако Габриэль стойко перенесла все удары судьбы, с головой погрузившись в работу. Будучи жаворонком и трудоголиком, Габриэль Шанель требовала того же и от своих подчиненных. Она бредила своими идеями, работала буквально запоем. Каждое из ее нововведений совершало революцию в мире моды. «Ах, как я устала таскать ридикюль в руках!» -вздохнула Коко и прикрепила к маленькой сумочке длинную цепочку. «Кто сказал, что женщине нельзя носить брюки?!» - и вот уже тысячи француженок щеголяют в модных брючных костюмах от Шанель, стоивших целое состояние. «Как вульгарны эти меха и бриллианты!» - и Коко ввела в обиход бижутерию и искусственный мех. Желая походить на великую Мадемуазель, женщины туго заматывали пышную грудь бинтами и остригали длинные волосы. Ведь большинство фасонов Шанель было выполнено под ее мальчишескую фигуру. ...В ту роковую ночь Коко долго не могла заснуть. Она приняла снотворное, но ее все равно мучили кошмары. Асфальт, автомобиль, свет фар и визг тормозов, искореженный металл... Ее разбудил громкий стук в дверь собственной виллы. В зал вбежал незнакомый взволнованный мужчина: «Плохие известия...» Шанель все поняла и без слов. Реальность стала продолжением ее ночного кошмара. Бой разбился на машине. Сердце ее возлюбленного больше не билось... Скорее! Скорее! Одежду, машину, туда, туда... Маленькая худая женщина вдруг превратилась в огромную разъяренную львицу, пытаясь вырваться из удерживавших ее рук. Постепенно разум вернулся к ней. Куда?.. Зачем?.. Она ведь ему не жена и уже не любовница. Даже на похоронах ее появление будет неприличным. Единственный способ выплеснуть свои эмоции, который знала Шанель, это работа. На несколько дней она закрылась в мастерской, пока не сшила и не надела свой шедевр - маленькое черное платье. Это ее личный траур по любви всей ее жизни. По иронии судьбы, именно оно стало не только символом модного дома Шанель, но и эталоном безупречного вкуса и стиля. Забудут имя Артура Кэйпела, не будет в живых великой Мадемуазель, а миллионы женщин во всем мире разных возрастов и национальностей будут носить маленькое черное платье, даже не подозревая о его печальной истории. Жизнь продолжается. Спустя год после гибели Боя Шанель познакомилась с великим князем Дмитрием Романовым, кузеном самого императора Николая II. Шанель льстит внимание персоны, в чьих жилах течет голубая кровь. К тому же князь на семь лет ее моложе. Этоттемпераментный русский отогрел скорбящее сердце Габриэль. И пусть их роман длился меньше года, Романов сумел сделать для бизнеса Шанель не меньше, чем Кэйпел. Князь познакомил модистку с влиятельнейшими и богатейшими аристократами, а в качестве моделей и даже швей предложил русских барышень, представительниц известнейших родов, которые были вынуждены бежать от революции и искать в Европе работу. Погрузившись в русскую культуру, Шанель перенесла многие из ее элементов в свои модели. Но главное, что сделал Дмитрий Романов, - свел Коко с парфюмером Эрнестом Бо, который в будущем создаст для Габриэль знаменитые духи «Шанель №5». Габриэль давно привыкла, что постоянной единицей в ее жизни является лишь работа, а мужчины появляются и исчезают. Поэтому не удивилась ни отъезду Романова в США, ни его скорой женитьбе на состоятельной американке. Сама она была уже почти влюблена в другого представителя аристократии (на простых смертных Коко уже не смотрела!), герцога Вестминстерского. Их отношения длились долгих 14 лет, пока герцогом не овладела идея о наследнике, подарить которого Шанель ему не могла. Великой Мадемуазель приписывают много романов, в том числе с Игорем Стравинским и даже с некоторыми женщинами. Так или иначе, один факт остается бесспорным: став одним из самых успешных и высокооплачиваемых модельеров мира, Габриэль Шанель так и не смогла выйти замуж или хотя бы устроить свою личную жизнь. ...Неожиданно для всех Мадемуазель вдруг закрыла все свои французские бутики и переехала жить в Швейцарию. Причиной этого странногo поступка называли творческий кризис, давление конкурентов и даже политику. В жизни Коко наступила долгая депрессия. И виноват в этом был никто иной, как ее новый любовник - немецкий дипломат Ганс Гюнтер фон Динклаге, оказавшийся по совместительству... шпионом Гитлера. Он втянул Коко в свои политические игры, вынудив свести его с ее знакомым Уинстоном Черчиллем, а также передавать тайные послания другим высокопоставленным клиентам. В итоге правительство обвинило Шанель в пособничестве фашизму и выдворило за пределы Франции. Это было черное пятно на ее репутации. Габриэль понадобилось несколько лет, чтобы воспрянуть духом и набраться смелости вновь вернуться в индустрию моды. И она это сделала! Однако поклялась до конца жизни не заводить романов и слово свое сдержала. Отпраздновав 71-й день рождения, Коко представила миру свою новую коллекцию, центром которой был знаменитый твидовый пиджак с юбкой. Ее клиентками стали жены высокопоставленных политиков и голливудские звезды, в том числе Элизабет Тейлор. ...Коко ненавидела воскресенья. Надо же, какая глупость: в этот день никто не работает! Ей 87 лет, а она не привыкла проводить время в праздности. Правда, в последнее время ее увлечением стали ставки на ипподроме. Вот туда-то она и отправится сегодня. На сборы ушло больше времени, чем обычно, ноги и руки вдруг стали плохо слушаться, словно чужие. Онемевшие пальцы выпустили флакон с лекарством, который разбился об пол шикарного номера отеля «Ритц». Надо позвать на помощь, а она не может сдвинуться с места. «Вот так и умирают...» Это были последние слова великой Мадемуазель.
    11 комментариев
    220 классов
    Княжна Эда Урусова. Коварное кружево судьбы. Увидев фотографию этой актрисы, многие сразу вспоминают фильм «Курьер», блистательная Агнесса Ивановна, которую сыграла Евдокия (Эда) Урусова. Фамилия этой актрисы мало известна широкому кругу зрителей, увы... Ее история жизни просто кажется нереалистичной. Ну, не нельзя было это все вынести! О таких женщинах надо снимать фильмы. Чтобы помнили, чтобы хотя бы что-то знали… Понятно, что в небольшой статье всё расскажешь, но хоть вкратце постараемся... Кружева, танцы, цветы и надежды княжны Эда Георгиевна Урусова была самой настоящей княжной. Достойное образование, воспитание, Институт благородных девиц. В ее жизни были кружева, фортепиано, хорошие манеры... Еще девочкой она решила, что посвятит свою жизнь искусству, но даже в самом страшном сне она и не могла предположить, что после блистательных ролей на сцене Ермоловского театра, ее ожидают почти 17 лет лагерей. Так много лет лет ада, в котором она смогла не просто выжить, но и сохранить себя, свое достоинство... Тучи сгущаются Весной 1938 года были арестованы несколько актеров театра им.Ермоловой. Среди них был и муж Урусовой - Михаил Унковский. Их обвинили в террористической деятельности. Урусову не трогали. Пока. Хотя ее предупреждали тайком знакомые, что и она может оказаться в роковом списке. Что лучше ей уехать с сыном из Москвы, пока не поздно… Она не верила, не мыслила себя без родного театра... Ей ведь недавно предложили роль в фильме "Александр Невский"… Арест и неволя Ее арестовали в июне. Прямо на вокзале перед отходом поезда, на котором она должна была ехать с театром на гастроли. Обвинение - в связях с фашистами. Тогда Урусова и не знала кто такие фашисты... Ходили разговоры, что на самом деле ее арестовали, потому что она отказалась подписать донос парторга театра на актера Александра Демича. (Демича все же потом арестовали. И совершенно случайно они встретятся уже в ссылке.) В сентябре ей вынесли приговор — 10 лет в исправительно-трудовых лагерях. Ее, как и тысячи других заключенных погрузили в эшелон с Ярославского вокзала. В Москве у нее остался маленький сын, любимый театр, дом, свобода... Где-то в лагерях на Колыме уже сидел ее муж... Ехали долго. Срок актриса отбывала срок в Дальлаге. Работала счетоводом, скотницей. Был и лесоповал... За время ее ссылки не стало ее мужа, умерла мать, отец, сестра. Ее сына, Юрия, воспитывала дальняя родня. На заготовке леса зимой она бы долго не выдержала, здоровые мужики валились без сил через месяц — другой, а тут княжна… Спасло ее распределение в местный ансамбль... Все же артистка... Хоть и ссыльная. Сначала она просто читала стихи, потом сама стала ставить спектакли. Играли классику. Благодаря работе в театре, у нее и других актеров были послабления, добавочные пайки, и даже какая-то относительная свобода... Встреча и освобождение Было и счастье. Любовь это была, или они просто прибились друг к другу как два мотылька в этих суровых краях, но чувства были... Будучи уже в ссылке она вышла замуж во второй раз за Александра Блохина, сына известного танцора и хореографа Большого театра Ивана Блохина. Ее освободили на год раньше положенного. В столицу она вернулась вместе с мужем весной 1948 года. Пробыли там всего пару дней. Урусовой было запрещено жить в Москве, мужу нет. Они поселились в Александрове. У Блохина к тому времени был уже тяжелый туберкулез. Надо было на что-то жить. Через биржу актеров, актриса устроилась в Угличский театр. Хотя в то время от цинги она потеряла уже почти все зубы, срочно были сделаны дешевые протезы, актриса уехала в Углич. Урусова верила, что все быстро наладится... Второй арест 1949 год. Ее арестовали прямо на сцене. Причина? Тогда шла компания - "по очистке нежелательных элементов в области". На этот раз сослали в Красноярский край. В ссылку. Поселили как и других в каком-то селе. Ни у кого не было теплых вещей. А на дворе была уже зима. Работали на заготовке древесины по очереди. Один тулуп на пятерых. Норильск. 1950-1954. Многие столичные актеры знали о ее бедственном положении, и как-то устроили ей перевод в Норильск. Там она играла на одной сцене с Иннокентием Смоктуновским и Георгием Жжёновым. Из воспоминаний Урусовой: «Когда я смотрела "Берегись автомобиля", Деточкин напомнил мне того Кешу, какого я знала в Норильске, - только он тогда был моложе. Но походка, сутулость и весь вид человека не от мира сего, отстраненного, чудаковатого — из того времени. Он держал себя очень замкнуто, очень скрытно, почти ни с кем не разговаривал. Но с нами у него сложились самые дружеские отношения. Мы жили все рядом в коридоре на втором этаже актёрского дома — он, я с мужем, Жженов с женой. Но по-настоящему он дружил только с Жженовым: Смоктуновский нуждался очень, и Жженов ему всячески помогал.» Долгий путь домой Реабилитировали актрису только в 1955 году. У нее была сильная язва, дистрофия, цинга, позже добавились серьезные проблемы с ногами... Она вернулась в свой родной театр. Позже ее стали приглашать и в кино на маленькие роли. Зачастую ее имя даже не указывали в титрах. На сцене она сыграла больше 200 ролей. Она уже больше не скрывала своего происхождения. Обижалась, когда ее величали княгиней. Поправляла, говоря, что княгиня — это жена князя, а она дочь князя и потому — княжна. Скончалась актриса 23 декабря 1996 года. Похоронена в г. Москве на Введенском кладбище (23 уч.). Помним. Светлая память...
    19 комментариев
    203 класса
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК

Фото
Фото
Показать ещё