А вы знали что тут была тюрьма ????
    20 комментариев
    19 классов
    2 комментария
    36 классов
    Моряки в Пинске. Учебная База ВМФ СССР
    17 комментариев
    186 классов
    Продавец чеснока в Пинске. Снимок сделан легендарной путешественницей и исследовательницей Полесья Луизой Арнер Бойд. 1934 год.
    7 комментариев
    1 класс
    В Бресте Тришинское кладбище может рассказать о многом из прошлого. Самое старое из надгробий датируется 1834. Здесь покоятся известные люди и обычные горожане. На кладбище похоронены: поэт Микола Засим, художник Владимир Старчаков, Алиса Карловна Карбышева, партийные и советские работники, русские, польские и советские воины, мирные жители, погибшие от рук немецких захватчиков, жертвы репрессий, перезахоронены узники еврейского гетто. На чугунной плите одного из захоронений лаконичная надпись выпуклыми буквами: «Брестский предводитель дворянства, действительный статский советник Алексей Петрович Стороженко. Скончался 6 ноября 1874». 24 листопада 1806 у селі Лисогори (тепер Чернігівська область) народився Олекса Петрович Стороженко (бел. Стараженка Аляксей Пятровіч) - український письменник, етнограф, драматург, військовий, слідчий-криміналіст. Навчався у Харкові у гімназії. Став війсковим. Стороженку довелося брати участь у воєнних кампаніях: російсько-турецькій війні 1828—1829, придушенні польського повстання 1830—1831, у поході 1849 в Угорщину. Він служив чиновником для особливих доручень - слідчы. Практика змушувала его бути в різніх частинах Російскої Імперіі. Їздив по землях Росії України і Бiлорусі, збирав матеріали, спогади очевидців, народні перекази та повір'я. После подавления восстания на белорусских, литовских и польских землях в 1863-64 Стороженко прикомандировали к графу Муравьеву («вешателю») в Вильно в Северо – западный край. Российские так власти назвали земли: не Полоцкое княжество Рагнеды и Рагволода, не Турово – Пинское княжество, не Великое Княжество Литовское Радзивиллов и Сапег, а уничижительно и неопределенно: Северо – Западный край. Стороженко использовали как православного - против «католического засилья» на белорусских землях. Здесь проводилась политика на уничтожение униатства, русификация. Политика направленная на искоренение самоидентификации литвинов как народа и нации, как наследников и преемников ВКЛ. С 1868 Стороженко в отставке, он - действительный статский советник (соотв. званию генерал) - в городе Бресте, предводитель уездного дворянства, председатель мировых судей. Жил в усадьбе «Тришин» (теперь в пределах города), которую получил как награду, также владел Тюхиничами. Ходил в украинской вышиванке, носил пышные казацкие усы, был колоритным и активным человеком. Займався садівництвом, любив полювати й рибалити. Багато часу віддавав грі на віолончелі, малював і ліпив. Вечорами любив бувати у знайомих, вести розмови про літературні новини, розповідати про пережите. Листувався з одеським книговидавцем Василем Білим. Стороженко написал 14 сочинений на русском языке и 26 на украинском, которым владел в совершенстве. Материал для повестей черпал частью из личных наблюдений. Идеализировал взаимоотношения между помещиком и крепостным. Главное произведение Стороженко, «Марко Проклятый», представляет смесь разнородных преданий и поверий в сильной авторской переделке. Протягом 30 років він збирав легенди про вічного мандрівника Марка, якого за гріхи не приймає земля. Марко Проклятий — постать трагічна. Він тяжко карається за гріховне співжиття з сестрою, за вбивство сестри, матері й інших людей. Навічно проклятий батьком, що встав з могили, Марко приречений носити в страшній торбі за плечима голови вбитих ним матері й сестри... Гораздо ближе к народным источникам стоят повести: «Два брата», «Женатый чорт», «Скарб», «Се та баба». Ярким юмором отличается рассказ «Вусы». Некоторые его произведения на русский язык перевел Иван Бунин. Ен аўтар апавяданняў, падарожных нататак і нарысаў пра Беларусь : “Видение в Несвижском замке”, “Эпизод из поездок по Северно-Западному краю России”, “Ксёндз Мацкевич – предводитель шайки мятежников”, “Освящение римско-католического костела в Ляховичах в православную церковь” і інш. Произведения о белорусских землях тенденциозны и показывают восстание Калиновского в отрицательном контексте. В останні роки життя Олекса часто хворів, в листах до Білого скаржився на набряки ніг, слабкість, схуднення, відсутність апетиту. Між Тришином і Бересцем протікала річечка з дерев'яним містком. Місток ремонтували. Повертаючись пізно ввечері додому, Стороженко впав у холодну воду. Сильно застудившись та пошкодивши ногу, він зліг. Помер 1 снежня 1874 (68 рокiв). Поховали письменника на цвинтарі села Тришин, нині Тришинське кладовище у Бересті по вул. Московській. Могила письменника знаходиться під охороною держави Білорусь (фото). Р.S. В далёком 1885 году неизвестный автор прислал письмо в журнал «Киевская старина», он писал: «Давно хотелось мне побывать в городе Брест-Литовском, где провёл последние годы жизни и сложил свои кости известный малорусский писатель Алексей Петрович Стороженко. В июне месяце текущего года, возвращаясь из Варшавы в Киев, я решился наконец исполнить своё желание». «Поезд приходит в Брест в два часа пополудни. Едва я успел выйти из вагона, как меня окружила толпа жидов - извозчиков и гостиничных комиссионеров с обычным азартным предложением своих услуг. Наконец два наиболее энергичных жидка выхватили у меня из рук чемодан, так что я, опасаясь за судьбу своих вещей, поневоле последовал за ними, расталкивая назойливо теснившихся возле меня сынов Израиля. Тощий конь, запряжённый в тряскую нейтычанку, еле тащил по сыпучему раскалившемуся песку. Три версты от вокзала до города показались мне бесконечными. Наконец мой возница остановился у подъезда старого, крытого гонтом, одноэтажного домика с колоннами, над которым прибита была вывеска с громкою надписью «Берлинская гостиница». Не имея в Бресте знакомых, я спросил прежде всего, где живёт городской протоиерей, рассчитывая разузнать у него кое-что меня интересующее, и, несколько отдохнувши после дороги, отправился к нему. Так как его можно было видеть только около шести часов вечера, то я употребил оставшийся до этого времени час на осмотр города. Это название почти, что не подходит к Бресту: на песчаной равнине тянутся по сторонам широчайших улиц полуразвалившиеся лачуги и только какой-нибудь десяток домов напоминает вам, что это город…Увы! Это не тот Брест, с которым мы знакомы по истории Западной Руси. Современный, сегодняшний Брест не имеет ничего общего с историческим Брестом. В тридцатых годах 19 века город со многими церквами и костелами на берегах Западного Буга был снесен и на месте его воздвигнута была потом крепость. Для города были отведены песчаные бугры на восток в расстоянии от крепости. Пока во всем городе есть только одна православная церковь и один костёл. К шести часам я возвратился к отцу протоиерею. Он любезно принял меня, назвал мне некоторых лиц, близко знавших покойного Алексея Петровича, от которых я мог бы почерпнуть некоторые сведения о последних годах его жизни и судьбе оставшихся после него бумаг, и рассказал то, что сам знал про нашего писателя, которого он не раз видел по делам. Между прочим отец протоиерей подтвердил прежде дошедший до меня слух, что в бумагах покойного остались два неизданные его произведения: «Былое, но не минувшее» и «Чорт на высилли». Желая видеть место, на котором провел Алексей Петрович последние годы своей жизни и место последнего успокоения его, я попросил отца протоиерея сопутствовать мне туда, на что он обязательно согласился. На другой день, перед вечером, мы поехали на кладбище. Кладбище для уездного города более чем в порядке – чистенькие дорожки, много деревьев, кустов, цветов; почти в центре его церковь и около самой церкви, под тенью чудного каштана, лежит на некотором возвышении, огороженная железной решеткой, чугунная плита под которой покоятся бренные останки незабвенного Алексея Петровича. На плите простая выпуклая надпись: «Брестский предводитель дворянства, действительный статский советник, Алексей Петрович Стороженко. Скончался 6 ноября 1874.» С благоговением преклонившись пред могилой талантливого человека, я попросил отца протоиерея отслужить панихиду. Заунывное пение при заходящем солнце, лучи которого робко пробивали сквозь густую листву окружающих нас деревьев, производило на меня сильное впечатление и навевало грусть. Молча вышли мы за ворота кладбища и проехали. По дороге пришлось переехать через мостик, на который отец протоиерей обратил моё внимание. «Это был роковой мостик для Алексея Петровича. В октябре 1874 года одна половина его перекрывалась; Алексей Петрович, возвращаясь как то поздно вечером из города, в темноте попал именно на эту половину, провалился, сильно простудился, окунувшись в холодной воде, слёг и уже более не вставал». Тришин расположен в очень миленькой местности – кругом зеленеющие луга, а по ним раскиданы там и сям группы деревьев; на право виден форпост. Мы обошли сад и поторопились вернуться в город».
    2 комментария
    4 класса
    Доброе утро Пинск
    2 комментария
    56 классов
    Пинск в 1934 году
    1 комментарий
    15 классов
    1 комментарий
    54 класса
    1 комментарий
    8 классов
    1 комментарий
    87 классов
pinskphoto

Добавлено 2 фото в альбом

pinskphoto

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
  • Класс
pinskphoto

Добавлено фото в альбом

Фото
Фото
  • Класс
pinskphoto

Добавлено 2 фото в альбом

pinskphoto

Добавлено фото в альбом

Фото
  • Класс
pinskphoto

Добавлено фото в альбом

Фото
  • Класс
pinskphoto

Добавлено фото в альбом

Фото
  • Класс
Показать ещё