День Знаний
Сегодня 1 сентября, День Знаний. В этот день в Школах проходят Торжественные Линейки, звучит первый звонок для взволнованных первоклассников, и школа открывает мальчишкам и девчонкам двери в мир знаний.
Но всегда ли дети учились именно так, как это происходит в современности. Давайте заглянем с вами в историю образования на Руси.
В Древнерусском государстве обучение было своего рода традицией: старшие обучали младших простому счёту и основным понятиям грамматики. Создавались определённые памятки, благодаря которым молодое поколение обучалось.
До восьми лет дети получали домашнее воспитание, участвовали в обрядах, приобщались к фольклорному творчеству: сказочному, песенному, обрядовому. Все, что сейчас называется русским народным фольклором, во времена Древней Руси было важнейшим средством обучения. Особое место, конечно, занимали сказки. Своим волшебным содержанием они привлекали детей, воспитывая в них представление о добре и зле - побуждая к добру и предостерегая от злых поступков.
Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин и преданий.
Погружаясь в мир легенд, верований и традиций, ребенок проходил особую духовную школу. Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит, даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось детям в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках.
Уже во второй половине IX века начала создаваться первая старославянская азбука – «кириллица».
Следует отметить, что воспитание и обучение в Киевской Руси характеризуется смешением языческих и христианских традиций. Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания - подражание отцу, в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям». Который оставил потомкам нравственные заветы: власть - ответственность; долг -справедливость; каждый человек неповторим, мерило его полезности - труд; к церкви надо относиться с почтением, но без подобострастия .
О высоком уровне образования Киевской Руси свидетельствует большое количество рукописей, составляющее примерно 140 тысяч книг.
Элементарное образование дети получали в семье, на которую возлагалась также воспитательная функция. Дети из наиболее состоятельных семей обучались специально приглашенными учителями-священниками. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики.
Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая школа - «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 году при князе Владимире.
С этого момента развитие книжного обучения шло быстрыми темпами.
Князья и княгини - потомки Владимира - продолжали его дело, открывая новые церкви и школы при них. В 1089 году было открыто даже женское училище, где девушки учились грамоте, пению и различным ремеслам. В школах обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплету.
Изначально школы возникали в крупных городах - Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переславле, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий.
После монголо-татарского ига к XV в. Русь начинает объединяться и обновляться. Московское княжество со временем становится центром Русского государства. В 16-17 в. в. - это уже крупное государство. Власть уже опирается не на боярство, а на служилое дворянство. Активно начинает развиваться литература. Именно в этом веке зарождается книгопечатание в России. Возникает светская литература.
17 век – век открытий. Именно в эту эпоху путешественники открыли Азию, Камчатку. Создаются одни из первых географических чертежей – карты. Образование в это время набирает обороты! По указу царицы Софьи Алексеевны в 1687 году открывается первая греко-латинская академия. Создаются буквари, азбуки и грамматика.
Следующее 18 столетие подарило нам массу новшеств в сфере образования. Произошла реформа старославянского алфавита. Реформа велась под личным присмотром царя Петра I. Были основаны цифирные, навигацкая, морская, инженерная, медицинская, артиллерийская школы, учреждена академия художеств и смольный институт благородных девиц. Также был при согласии императрицы Елизаветы Петровны и при поддержке Михаила Васильевича Ломоносова в Москве открыли первый в России Университет.
В 19 веке география продолжает развиваться. Создаются новые географические чертежи. Карта выросла до необъятных размеров, и теперь в нее входят все континенты Земли. В химию внёс свою лепту Дмитрий Иванович Менделеев – создал периодическую таблицу химических элементов. Написано большое количество исторических книг С.Соловьёвым и В.Ключевским. Растёт число учебных заведений: основался Царскосельский лицей, отрылись Университеты в крупных городах России. Распоряжением юного императора Александра I было создано Министерство народного просвещения.
Самым престижным учебным заведением начала 20 века считалась гимназия. Именно из них вышло немало знаменитых и талантливых людей. С каждым годом количество таких образовательных учреждений увеличивалось. Посещать их могли уже не только аристократы, но и просто мещане и крестьяне. Для низших слоёв открывались реальные и коммерческие училища. Целью таких заведений было обеспечение детям всех сословий начального умственного и религиозного образования.
В 1910-е годы была проведена реформа народного образования, в соответствие с которой система образования была разделена на три ступени: начальное, среднее и высшее.
После Великой Отечественной Войны произошла очередная реформа. Особое значение теперь отводилось профильным техническим предметам. В 1960-х годах произошёл переход к всеобщему среднему образованию. Срок обучения 10 лет, при 8-летнем образовании как обязательном. Советское образование считалось одним из лучших.
В конце 20 начале 21 века в школах вводится всеобщее компьютерное обучение школьников. Среднее образование в 11 классов стало необязательным. К минимальному сроку обучения отнесли 9 классов. Начали возрождаться лицеи и гимназии.
Вот такие сложные метаморфозы происходили в образовании на протяжении всей истории страны. На сегодняшний день уровень образования стал вновь повышаться, и будем надеяться, что сегодняшние первоклассники, пройдя по школьным дорогам знаний, вынесут из них самые нужные и правильные знания, оставляя после себя благодарность Учителям, что были их проводниками на этом пути.
#деньзнаний2024
#усольскаяшкола
#УсольскийМузей