Установка, открытие памятника Н.Кузнецову на Уралмаше.
Скульптор Егоров Владимир Егорович
Источник фотографий: архив Козлова Юрия.
Агеев, С. «Из воли и бронзы»
В 1985 г., в канун празднования Дня Победы, на площади перед новым Дворцом культуры Уралмашзавода при большом стечении людей и с военным парадом был открыт памятник Герою Советского Союза Николаю Кузнецову.
Этот памятник был создан благодаря труду и упорству уралмашевцев.
Почти двенадцатиметровый бронзовый монумент в честь Николая Кузнецова (а с постаментом все 16 м) у нового Дворца культуры до сих пор является одним из самых крупных в нашем городе. Но, благодаря искусству скульптора Владимира Егорова, он не кажется громоздким - Кузнецов изображен в движении. Развевающаяся за спиной разведчика плащ-палатка переходит в знамя, что символично: знамя, по замыслу скульптора, всегда было над ним, и он был верен ему и своей Родине.
Незаурядный памятник явно украсил площадь перед Дворцом культуры, и это уже заслуга архитектора Геннадия Белянкина, удачно выбравшего место установки памятника, его размеры.
В последнее время пишут, что идея создания памятника Кузнецову принадлежала Борису Ельцину, в то время секретарю Свердловского обкома КПСС. Но, скорее всего, это не так. У многих, да и у меня тоже, в памяти отложилось, что идею воздвигнуть памятник предложили соратники разведчика, приезжавшие на Уралмаш в дни, когда отмечалось семидесятилетие Николая Кузнецова.
В то время памятники можно было устанавливались только по разрешению ЦК КПСС. Так что, скорее всего, предложение соратников Кузнецова ушло в самые «верха», где его рассматривали несколько лет, пока, ближе к лету 1984 г., не приняли положительное решение. Тогда же изготовление памятника было поручено Уралмашзаводу.
Генеральный директор производственного объединения «Уралмаш» Евгений Варначев, опытный металлург, прекрасно понимал, какие трудности предстояло преодолеть, чтобы в срок выполнить колоссальный объем работ, да еще и с отличным качеством. Причем таких работ, которые никогда ранее на заводе не выполнялись. Художественное монументальное литье - это особая область металлургии, со своими тонкостями, неведомыми машиностроителям.
Ветеран Уралмашзавода Владимир Селянин вспоминает, что наиболее опытных литейщиков, сварщиков, строителей Евгений Варначев пригласил в новый Дворец культуры для ознакомления с макетом монумента.
- А кто памятник отливать будет? - спросил Селянин.
Генеральный директор подошел к Владимиру Сергеевичу, обнял его за плечи и ответил: - Ты, дорогой! Ты!
Так и оказалось, причем самым буквальным образом. Владимира Селянина только что избранного из начальников цеха в партком металлургического производства, попросили временно поработать формовщиком.
Скульптору Владимиру Егорову отвели участок в экспериментальном цехе НИИтяжмаша, где он трудился не менее двенадцати часов ежедневно, без всяких выходных. Не раз ему приходилось, и ночевать прямо в цехе. Но, несмотря на все его усилия, первые гипсовые слепки появились только в декабре 1984 г. Когда их накопилось достаточно много, настала очередь формовщиков. Владимир Селянин всех членов специально созданной бригады формовщиков и литейщиков называет «выдающимися». А руководил этой бригадой, обеспечивал фронт работ прекрасный организатор Владислав Репнин.
Даже для Владимира Селянина, очень опытного технолога, работа над памятником оказалась весьма непростой - слишком велика разница между обычными литыми заготовками для уралмашевских машин и художественным литьем. Одно дело - правильные геометрические формы деталей, и совсем другое, например, кисть человеческой руки.
- Приходилось много думать, прикидывать,- вспоминает Владимир Сергеевич. - И все это - на коленках, целых полтора месяца с восьми утра и до девяти, а то и до десяти часов вечера. И без единого выходного дня. Все коленки потом были в мозолях!
Самое интересное, что брака по литью не было вообще, и это заслуга не только литейщиков, но и Петра Тоболова, непревзойденного специалиста по выплавке сложных марок бронзы.
А дальше литые заготовки -110 фрагментов памятника - оказались в цехе 53, где их предстояло собрать и сварить. Задача неимоверно сложная, сроки поджимали, а тут еще отдел главного сварщика потребовал три месяца на исследования свариваемости фрагментов памятника. Иначе специалисты по сварке ничего не гарантировали, так как опыта изготовления крупногабаритных художественных конструкций не было вообще, да еще из «цветнины».
Положение спас сварщик цеха 32 Леонид Жуков, взявшийся за эту работу. Потом к нему присоединились и другие опытные сварщики, в том числе Иван Белов и Виктор Тюлькин. Остается только удивляться, как простым рабочим, не имеющим художественного образования, удалось собрать воедино все фрагменты! А на финальной стадии изготовления памятника очень большую роль сыграл бригадир обрубщиков цеха 53 Петр Дроздов, от природы наделенный прекрасным художественным вкусом. Именно благодаря ему памятник получился как бы монолитным, никаких следов многочисленных сварных швов нет и в помине.
Огромную поддержку бригаде сварщиков оказал тогда сам генеральный директор ПО «Уралмаш» Евгений Варначев, который дважды в день обязательно заглядывал на участок, где собирался памятник, и на месте решал все возникающие вопросы.
Вот так, всем миром, и справились с изготовлением уникального памятника легендарному разведчику. Потом специалисты управления капитального строительства и службы главного инженера аккуратно установили его на постамент собственной конструкции, отделанный красивым камнем - габбро, за которым специально ездили в Карелию. В конце апреля 1985 г., даже немного раньше установленного срока, все работы были завершены, причем очень качественно.
Есть и другая сторона всей этой истории: уралмашевцы тогда набрались колоссального опыта по созданию крупногабаритных художественных изделий. И если памятник Кузнецову изготавливался девять месяцев, то гораздо более сложный - Георгию Жукову - всего три. Срок просто фантастический!
В Екатеринбурге немало разных памятников. Но самые известные из них - маршалу Жукову, семье последнего российского императора Николая II, основателям города де Геннину и Татищеву - изготовлены уралмашевцами.
Сергей Агеев.
Агеев, С. Из воли и бронзы / С. Агеев // За тяжелое машиностроение.- 2011.-16-31 июля.- С.6
(http://biblio28.ru/…/pamyatnyie-m…/pamyatnik-kuzneczovu.html)