Завершение праздника.
Купало - день летнего солнцестояния, день солнцеворота - время максимального развития творческих сил природы, её потенциала. В этот день солнце (Хорс, Коло) выезжает из своего небесного чертога в нарядной колеснице навстречу своему супругу-месяцу (по другим представлениям Купальские праздники совершались в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заря зарница, красная девица). Возможно, поэтому праздник Купалы повсеместно считался ещё и праздником молодежи и молодых пар. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на 24 июня. Не ложились спать и наблюдали, как “солнце грае”. Наблюдали с ритуальных холмов, жгли костры, пели, водили хороводы, ручейки, прыгали через костер, испытывая не только ловкость, но и судьбу. При этом высокий прыжок означал исполнение задуманного. С шутками, притворными плачами и озорными песнями сжигали соломенные куклы Ярилы, Купалы, Кострубоньки или Костромы (в зависимости от местности). На рассвете все празднующие купались. Так они омовением снимали с себя злые немощи и болезни. Это время означает, что Ярило или другие божества мужского семени выполнили свою миссию, поскольку брошенное в землю зерно проросло и дало всходы, поэтому Ярило, Купало могут умереть до следующей весны, их чучела сжигали.
В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее "опасным" (наравне со Святками): усиливались действия потусторонних сил. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь; она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время совершались основные обрядовые действия.
Тема огня в купальской традиции выражена в ритуалах возжигания купальских костров и в широко распространенном поверье, согласно которому солнце в этот день "играет", "купается". Старики с помощью трения сухих палочек добывали "живой огонь", разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нём горящим колесом символом солнца.
Омовение водой представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения.
Популярны также были поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Представление о том, что травы в этот день имеют особую силу, благотворно влияющую на здоровье людей, нашло отражение в обычае заготавливать банные веники именно с Ивана Купалы. Традиционное действо в ночь на Купалу поиск цветущего папоротника.
В этот день примечали: сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, на Иванову ночь звёздно — много будет грибов.
В годовом календарном цикле праздник Купалы соотносится со «зрелостью» (Коляда – «рождение» и «отрочество», Великдень – «юность», Купала – «зрелость», Таусень – «старость», Коляда – «смерть» и «рождение»). Дата празднования Купалы подвижна и связана с сочетанием двух астрономических событий – летним солнцестоянием (22 июня) и ближайшим к нему полнолунием. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22 июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2 – 3 дней назад и 7 – 10 дней вперед), то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто Купала, но Великая или Сильная Купала.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев