В периодизации раннего детства выделяются:
младенческий возраст (от рождения до 1года);
ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Каждый этап характеризуется различным соотношением внешних и внутренних условий развития психики. Для каждого из них характерна социальная ситуация развития, являющаяся типичной и определяющая приоритетные направления и динамику психофизического развития ребенка:
Младенческий возраст (от 0 до 1 года)
В младенческом возрасте выделяется 3 этапа:
новорожденность (0-1мес.) ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;
I полугодие (1мес-6 мес.) ведущей деятельностью становится ситуативно - личностное общение со взрослым;
II полугодие жизни (6 мес.- 12 мес.) ведущей деятельностью становится предметно - манипулятивная деятельность.
Младенчество завершается кризисом первого года, свидетельствующим о начале формирования личности ребенка.
Ранний возраст (от 1до 3 лет)
Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Период раннего детства (до 3-х лет) - это особый период развития, формирования и становления всех органов и систем; и прежде всего - функций мозга;
В раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие ребенка; поэтому необходимо грамотно использовать те возможности, которые присущие раннему детству;
В целом - основной особенностью этого периода считается функциональная «незрелость» всех систем. Она определяется рядом факторов, которые тесно связаны с критическими периодами в развитии ребенка:
1.Антенатальный период имеет 2 критических этапа:
?конец эмбриогенеза (13-14 недель): токсикозы, болезни матери ведут к замедлению и нарушению развития (врожденные уродства или гибель плода);
?последняя треть беременности (токсикозы, болезни матери и др.) ведут к гипоксии плода, что способствует физиологической незрелости плода или поздним фетопатиям
2. Роды:
? как воздействие стрессового фактора;
? как стимуляция жизнедеятельности основных функций организма ребенка;
3. Принятие вертикального положения;
. Критический период в нервно-психическом развитии (3-ий год жизни);
. Пубертатный период.
Основные особенности развития ребенка раннего возраста
1. Быстрый темп:
ни в каком другом возрасте не идет такого быстрого увеличения роста, массы и формирования функций мозга; этот темп развития характеризуется рядом моментов:
•Быстрое установление связей с окружающим миром и медленное их закрепление (для закрепления необходима повторная информация);
•Скачкообразный характер развития: периоды замедления развития (ретардация; практически - это периоды накопления информации) чередуются со «скачками», которые за короткий период времени меняют облик ребенка; пример запаса слов:1 год - 10 слов; 1,5 года - 200-300 слов; 2 года - 300 слов; 3 года - более 1500 слов;
•Принято выделять периоды, называемые «скачками»: 1 год - ходьба; 3 года - формирование личности (осознает себя…Я…); 6-7 лет - школьная зрелость; 12-13 лет пубертатный период;
•Эти периоды должны быть щадящими из-за угрозы срывов ЦНС и других функциональных систем
2. Неравномерность развития (гетерохронность).
Это проявляется созреванием различных функций организма в определенные сроки. Можно использовать «синзитивные» периоды как проявления особой чувствительности к определенным видам обучения (например, «ролевые» игры в 3 года …)
3. Большая ранимость
Дети очень лабильны, часто заболевают, очень эмоциональны. Даже от незначительных причин часто утомляются. Это особенно проявляется в стрессовых ситуациях, самой частой из которых является адаптация к ДДУ. К ДДУ ребенка следует готовить!!!
4. Большая пластичность (обеспечивает быстрый темп развития).
Малыш необычайно обучаем, однако не следует чрезмерно увлекаться возможностью раннего обучения, так как это ведет к нервным срывам. Ребенок, выигрывая в сроках усвоения определенных знаний, теряет осознанность этих знаний.
В основу обучения должно быть положено развитие таких способностей как:
?подражание
?воспризведение
?умение смотреть и слушать
?сравнивать
?сопоставлять
?обобщать и др.
5.Взаимосвязь между физическим и нервно-психическим развитием
Высокая ориентировочная реакция (любознательность) побуждает ребенка к движению, а это способствует его интеллектуальному развитию (не только увидеть, но и потрогать, затем выяснить что это такое, зачем, почему и т.д.)
6. Особое место в раннем возрасте имеют ЭМОЦИИ!
ØОни должны быть только положительными.
ØРаннее формирование эмоций ребенка: взаимоотношения с родителями, затем со сверстниками и т. д.
ØОт правильного воспитания эмоциональной сферы ребенка зависит его социальная адаптация в будущем
ØВ раннем детстве ребенок очень легко внушаем, беспрекословно верит сказанному, тонко чувствует настроение взрослого и реагирует на интонацию в голосе.
ØПрослеживается прямая связь: между положительными эмоциями, хорошим настроением, хорошим физическим развитием и нормальным формированием гармоничной личности.
Особенности психических процессов в раннем детстве
Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира. Ведущей деятельностью в Р. в. является овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое.
Предметная деятельность как ведущая, ее развитие
В раннем возрасте ведущей деятельностью становится предметная (мнение психологов единодушно), ребенок входит в мир постоянных предметов, которые имеют определенное назначение и определенное предназначение, то есть определенную цель использования. Но цель, как конечный результат, с самого начала отсутствует. Ее определяет взрослый. С его помощью ребенок выполняет действие, которое направлено на превращение предмета и получение определенного результата. Это орудийные действия, один предмет становится орудием, которыми нужно действовать на другой предмет (ложка, совочек, лопатка и тому подобное), ребенку нужно усвоить принцип применения того или другого орудия, последний является посредником между рукой и тем предметом, на который нужно действовать. Орудийные действия перестраивают руку ребенка. Движения руки подчиняются конечной цели. Ребенок усваивает образцы функций определенных предметов, одновременно усваивает правила обращения с предметами, то есть правила поведения относительно предметов, возникает целесообразность.
Развитие речи, памяти, мышления ребенка и новообразования этого возраста. Развитие речи
Ранний возраст является сенситивным для развития речи, которое имеет сразу социальную функцию: это высказывание своих мнений для другого, оно имеет конкретное обращение и предусматривает слушателя. Ж. Пиаже определял речь ребенка этого возраста эгоцентрическим. Ребенок действительно иногда, как кажется, разговаривает сам с собой. На самом же деле - это диалогическая речь, которая может быть обращена к мнимому собеседнику (например, разговор с куклой). Но когда дети находятся вместе, они разговаривают друг с другом: спрашивают, отвечают, выражаются по какому-то поводу и тому подобное. Таким образом, потребность разговаривать друг с другом у детей существует уже в раннем возрасте.
Развитие памяти
Память детей раннего возраста характеризует легкость запоминания, но оно случайно, беспорядочно. Случайно запоминается что-то и также случайно исчезает. Ребенок своей памятью не руководит, она непроизвольная, она является побочным продуктом практической деятельности и общения
Память ребенка - это его интересы. Она тесно связана с эмоциями. Развивается проворная (двигательная) память: ребенок приобретает практические навыки.
Образная память еще не отделена от восприятия, она существует в форме узнавания, но на ее развитие указывает увеличение латентного периода узнавания. На 2 году жизнь может узнавать через несколько недель, на 3 году - через несколько месяцев. Увеличивается объем памяти (она непроизвольная). Ребенок запоминает стихотворения, сказки. Если взрослый во время рассказа что-то упускает, ребенок напоминает об этом. Этот факт объясняется пластичностью коры больших полушарий. Имеет значение частота повторения слов, действий, их эмоциональная окраска.
Важным моментом является выделение памяти из акта восприятия. Теперь ребенок способен вспоминать о предмете, когда его не видит. Сначала упоминание возникает по ассоциации, а дальше функция воспоминания переходит к слову. В 2 года ребенок может вспомнить о предмете через несколько дней, а в 3 года - через несколько недель.
Развивается словесная память, зарождается произвольная память.
Память исполняет важную роль в развитии всех видов познания.
Развитие мышления
Важным моментом в развитии мышления является переход ребенка от использования связей между предметами, которые были показаны взрослыми, к установлению этих связей самостоятельно. Мышление образно-действенное, но ребенок свои попытки в решении заданий соотносит с результатом. Возникают умственные действия, которые предшествуют практическим действиям. Это внутренние действия с образами-представлениями: зарождается наглядно-образное мышление.
Формируется обобщение как умственное объединение предметов, которые имеют общие признаки. Сначала это обобщение по внешним признакам, а высший уровень - обобщение на основе функциональных признаков.
Развиваются суждения. До конца 3 года ребенок выражается развернутыми суждениями об определенных действиях, о качествах предметов, об их количестве.
В раннем возрасте создаются предпосылки для зарождения воображения на основе представлений памяти и развития языка. Сначала образы воображения тесно связаны с реальностью.
Воображение репродуктивное, эмоционально окрашено. Для детей характерная большая доверчивость образам воображения. Дети закрывают рисунок рукой, чтобы «волк не съел Красную Шапочку», перелистывают страницу, потому что им становится страшно, имитируют каприз и тому подобное. В играх дети копируют действия и слова других людей или представляют себя другими. В конце раннего возраста дети пытаются выдумывать собственные истории, сказки как варьирования собственного опыта.
Развитие эмоций
Поведение детей раннего возраста остается неустойчивым и импульсивным. Дети легко проникаются переживаниями других людей, их легко привлечь, заинтересовать и также легко отстранить. Овладение речью и воображение значительно осложняют эмоциональную жизнь ребенка. Эмоции характеризуются разнообразием и напряжением, что связано со сложностью этого периода: дети широко овладевают пространством, предметным миром, распространяются контакты со взрослыми, с ровесниками, обогатились их потребности, которые понять тяжело, потому что высказаться о них они еще не могут. Дети могут иметь амбивалентные потребности - в автономии и в зависимости. Важно своевременно ввести в речевое общение названия переживаний, чтобы ребенок овладел ими («Тебе больно, весело, радостно» и тому подобное). Эмоциональный репертуар обогащается и начинает включать в себя и социальные эмоции, которые связаны с отношением людей к детям и наоборот.
Но, кроме сопереживания, появляются эмоции сочувствия, стыда, вины, смущения. Сначала эти переживания возникают к близким людям, а ближе к 3 годам - к ровесникам. Сопереживания распространяются на героев сказок, на игрушки. Зарождаются также интеллектуальные и эстетичные чувства.
Развитие эмоций зависит от познания и овладения ребенком эмоциональным опытом взрослых и определяется тем, как они строят свои отношения с ребенком.
Важным аспектом психического развития ребенка раннего возраста является появление самовосприятия. Но, если однолетний ребенок на свое отображение в зеркале реагирует как на другого ребенка (приближается к зеркалу, разговаривает с отображением, заглядывает за зеркало), то уже в 2 года ребенок чувствует стеснение, даже растерянность, отворачивается от зеркала, а изображение называет мальчиком или девочкой. В 2 г. 6 мес. изображения называет своим именем, то есть узнает себя. В 2 г. 10 мес. дает отражению название «Я». Сроки прохождения этих этапов могут быть более ранние, но последовательность сохраняется (исследование Р. Заззо, Н.Г. Авдеевой, Л.С. Лисюк). Таким образом, ребенок начинает осознавать самого себя в единстве и тождественности своего «Я». В 2 г. 6 мес. - З г. ребенок осознает себя как отдельного человека: сначала называет себя именем, потом «Я», видит разницу между собой и другими. Наконец, узнает, что сам может быть источником желаний и не желаний, может влиять на других людей, а не только на предметы. Ребенок радуется от открытия своих сил и возможностей. Он способен выбирать определенный вариант поведения: «Хочу!», «Не хочу!», «Дай!», «Я сам!». Возникают первые пробы самостоятельности, первая психологическая эмансипация от взрослого. Ребенок хорошо рефлексирует на реакции и оценки взрослых относительно его поведения, исправляет свои ошибки, неудачи, радуется своим успехам. Возникает важное личностное новообразование - гордость за достижение.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев