На самом деле вымыслы и уловки ребенка – это более зрелые и логичные формы воздействия на окружающих, нежели сложившийся еще в младенчестве стиль эмоционального давления – истерики, слезы, выпрашивание. Чаще всего подобный переход происходит в начале третьего года жизни. Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что провоцирует первые вымыслы малыша. При помощи фантазий он пытается обойти ограничения, налагаемые взрослыми. Соответственно усиливается и встречное со стороны взрослых давление на ребенка. Его ловят на слове, заставляют признавать свою неправоту или разоблачают по старинке :
«Не ври, у тебя все на лбу написано». Но тактика разоблачения маленьких обманщиков и принуждения к признанию оказываются, однако, малоэффективными. Ребенок продолжает сочинять, прямо глядя нам в глаза.
Может быть, он не догадывается, что врет? Не понимает разницы между вымыслом и реальностью? Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Это наиболее значительные достижения в психическом развитии на данном этапе. Что делать, если запреты и требования провоцируют «ложь», а вседозволенность чревата проблемами?
Прежде всего, необходимо понимать, что первая, наивная и непосредственная ложь – еще не признак проблемы. Более того, в определенном смысле она – показатель развития ребенка. Не нужно спешить пресекать ее и нагружать нравоучениями и нотациями. Но и не стоит выпускать ситуацию из под контроля. Если малыш изредка прибегает к маленьким хитростям : например, съев выданную конфету, приходит к вам за второй, сокрушаясь, что первую утащил кот, следует ему «поверить». Но если подобные уловки становятся нормой поведения, необходимо разобраться в их причинах. Довольно часто детскую ложь провоцируют наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий. Так же мы пресекаем попытки принести с улицы комок снега, понравившуюся палочку, гладкий камешек – настоящее сокровище для малыша, которые мы воспринимает как хлам и мусор. И ребенок начинает защищаться от нас с помощью вымысла и обмана : проносит все это в дом тайком.
С другой стороны, разве ребенок не должен подчиняться нашим требованиям ? Конечно, должен. Но требования нужно предъявлять не только разумные, но и тактичные, учитывающие интересы малыша. Нельзя бесцеремонно ломать его намерения, прерывать его игру. Если мы хотим научить ребенка слушать нас и уважать наши требования, то должны первыми показать ему пример уважения к делам другого человека. Другая распространенная форма детской лжи – обман-компенсация, хвастовство несуществующими достижениями, возникающее тогда, когда малыши хронически неуспешны в том, что составляет главную ценность не для них самих, а для их родителей. Дети в этом случае – просто жертвы родительского тщеславия. От них слишком многого ждут, а они не в состоянии оправдать этих надежд и затраченных средств. Малыши тонко чувствуют разочарование и раздражение близких. Им очень хочется соответствовать ожиданиям, но у них не получается, и тогда они начинают придумывать свои успехи. При малейшей удаче они увеличивают ее многократно, только бы заслужить одобрение, признание, ласковый взгляд родителей. Хвастливый «лгунишка» - это недохваленный ребенок. Переступите через свою суровость и найдите повод чаще восхищаться малышом, демонстрируя ему свою любовь. Также с привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с друг. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может быть искренним, коль скоро вы сами – не образец правдивости.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев