Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия формы, цвета, величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов и явлений, целостных предметов.
Выделяют три периода сенсорного развития детей без речевых патологий: первый – младенчество; второй – раннее детство; третий – дошкольный возраст.
В младенчестве и раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. У детей развиваются познавательные умения определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; ребенок учится понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами; дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий; развивается аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается фонематический слух – различение речевых звуков, а также различение восприятия начертания букв.
Дети с первым уровнем речевого развития не ориентируются в пространстве и времени; не могут назвать цвета, не манипулируют величинами, формами. Дети со вторым уровнем речевого развития ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий, игнорируя их свойства – величину, форму, цвет; также не ориентируются в пространстве и во времени; одним и тем же словом могут называть многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам. Дети с третьим уровнем речевого развития обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта, но не используют трудные для них слова и выражения; также возникают трудности в определении пространства, времени.
Ранний и дошкольный возраст особо благоприятен для совершенствования органов чувств. Значимость сенсорного развития у детейв этом возрасте сложно переоценить. В игровом процессе малыш познает окружающий мир.
ИГРЫ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:
1. Игры на понятие «мокрое» и «сухое»: стирка белья, купание куклы,
2. Игры на развитие тактильного восприятия: давайте малышу разные игрушки (пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые). Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.
3. Игра «Свет и тень». Гуляя с чадом на улице в ясный и солнечный день, обратите его внимание на тот факт, что деревья, дома, машины, а также и он сам отбрасывают тень. Расскажите крохе, что тени меняются в зависимости от освещения. Эта забава направлена на формирование зрительного ощущения, вырабатывает понятие о свете и темноте.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев