Работая над сбором материала о русских женщинах разных исторических эпох, живших в глубинке необъятной России, о которых не писали в романах классики, портреты которых не украшали дворцы знати, но которые определяют понятие соль русской земли (по моему разумению), я наткнулась на материал о Василисе - старостихе. Образ русской женщины, ее внутренний мир воплощен в Василисе - героине партизанской войны 1812 года. Испокон веков в русских женщинах не проходящей является любовь к своим корням, своему дому, к своим землякам, к своей Земле. Наравне с другими добродетелями перечисленные качаства являются главными.
Меня, историка, всегда восхищал подвиг Василисы - руководительницы партизанского отряда на Смоленщине в 1812 году. О ней сохранились скупые сведения. Это и не диво. В те далекие времена воспевались, возвеличивались дела дворян, а не простых людей, поэтому о Василисе Кожиной мало сведений. Крупицы столь малого материала дают простор для домыслов, фантазии и просто осмысления личности из народа.
Наполеон в начале 19 века подчинил своей власти всю Европу. Население большинства европейских стран приняли захватчика, не оказывая ему серьезного сопротивления. Народы двух стран организовали массовое народное партизанское сопротивление – Испания и Россия. В отличии от остальных народов, подчинившихся оккупантам, испанцев и русских не устраивала роль рабов Наполеоновской Франции.
Наполеон, наступая в 1812 году, стремился подчинить Россию как другие страны Европы, захватил исконно русские земли - Смоленщину. Продвигаясь с боями к Москве, сердцу земли русской, многотысячная армия шла с запада на восток по Старой смоленской дороге. Наполеон в России использовал тактику «выжженной земли»: захваченные города и деревни грабили, разоряя местное население, сжигали дома и убивали мирных жителей, угоняли скот, присваивали стога сена для корма своей бесчисленной конницы, отбирали запасы продуктов питания и фуража у жителей для своей Великой Армии. Там, где прошли французы опустели деревни, в них остались только женщины, старики да дети. Мужчины ушли с действующей отступающей русской армией или в лесах организовали партизанские отряды, всем миром сопротивляясь захватчикам.
Партизанское движение в 1812 году охватило Смоленщину, на которой свирепствовали французы. Жители хутора Горшково Смоленской губернии мирно жили, вели свое хозяйство, но…
На пути врага, после сотен пройденных ими деревень, встал хутор Горшково Сычевского уезда Смоленской губернии. Возглавлял хутор староста Максим Петрович Кожин, уважаемый хуторянами, степенный, спокойный, рачительный мужчина. Он, в отличии от других мужчин хутора, в рот не брал ни капли спиртного, в управлении жителями прислушивался советов жены, прозванной в народе «умная головушка». На то умная была, что уважала мужа, помогая ему справлять хуторские дела, почитая его главой семьи и деревни. В их большой семье, состоящей из пятерых детей, был мир, согласие и любовь.
Икак было мужу не прислушаться ведь жена у него была настоящая красавица: брови соболиные, очи соколиные, русская коса до пояса, высокого, богатырского роста, статная, видная, и сильная, в крестьянской работе не знала устали, характером бойкая, волевая, в делах толковая, дальновидная. Про такую говорили: «может коня на скаку остановить, в горящую избу войти». Не только красота, стать, трудоспособность были отличительными чертами Василисы, но еще и «умная головушка», видела проблемы села и умела их разрешить. Современники так ее описывали: «Она была женщиной богатырского роста и огромной физической силы. Лицом красива, а характером мужественна и решительна…». Все бы хорошо и шла бы жизнь своим чередом, да только летом 1812 года через хутор шли французы завоевывать Россию. Война изменила уклад жизни Василисы – старостихи.
Точных данных о судьбе ее мужа Максима Петровича нет. По одним сведениям французы, захватив хутор, потребовали от старосты продуктов питания и фуража для большой конницы. Отказ старосты выполнить требования врага стоил ему жизни. Другие данные допускают уход Максима Петровича, как многих мужчин, с отступающей действующей армией вглубь страны, третьи предполагали пополнение Максимом Петровичем отряда партизан, действующего на Смоленщине.
Допускаю такую сцену, связанную с трагическими событиями того времени. В поисках продуктов питания и сена для кавалерии французы остановились у дома старосты Максима Петровича Кожина. Иностранная речь переходила на крик. Спешившиеся французы требовали от старосты провианта. Максим Петрович говорил одному офицеру
-Нема у нас сена, зерна. Хозяин хутора неделю назад все отправил в Москву.
-Ах, вы, русский свинья, неблагодарное отродье, - кричал переводчик. - Мы вас освободиль от крепостной зависимость, принесли вам свободу, а вы прячеть провиант от освободителей в лес и болот. Везите мужик в штаб. Там расскажеть нам куда спрятал скот, зерно.
Выскочила на двор Василиса, повисла на плечах мужа. Закричала.
-Не отпущу. У нас пятеро детишек. Он кормилец в семье. Нет у нас запасов провианта. Пойдите, поищите.
Солдаты вломились в хлев, оттуда тянули на веревке вопившую корову - кормилицу семьи, потащили ее по дороге в ставку войск. Три солдата оторвали старостиху от мужа, швырнув ее в сторону, погнали мужа вслед корове. Из всех домов хутора гнали коров, овец, бросали в мешки кур со свернутыми головами. Жители ошалели от грабежа. Опустела деревня. Мужики, что остались еще в деревне, ушли в партизанские отряды, а другие ранее пополнили ряды уходящей русской армии. Так или иначе осталась Василиса-старостиха с детьми и престарелыми родителями одна, в разграбленном хуторе. Ей исполнилось тогда лет 35, от силы 40, самый расцвет женщины.
Среди населения распространялись слухи одни страшнее других. «Пришел нам конец, православные, нечистая сила видимо, невидимо прет на Москву. Все подчистую разоряют, душу христианскую губят. Наступило антихристово царство.» Крестьяне считали врагов французов чудовищем о семи головах.
Горевала Василиса, да ведь горем не поможешь. Пятеро детишек да старики требовали от Василисы душевных сил для выживания. Видя жестокость и зверства врага, Василиса на сельском сходе говорила: «Что нам бояться. Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Ограбили, не разорили. Остался у нас хлеб и скот. Надо за ум браться. Как горю подсобить. С нами Бог. Не дадим проклятым нехристям поганить землю русскую.» Не в характере Василисы ждать прихода русской армии и освобождения от врага. Жители ее избрали старостой. «Будь ты на место мужа. Ты – баба с головой». Она решила мстить врагу за убитых хуторян, за грабеж мирного населения, за погромы и убийства русских французами...
В августе в дом, где находилась старостиха с женщинами, вбежал мальчишка с криком: «Идут французы», те шли в Москву. Отправив стариков и детей в лес, подальше от врага, бабы, по совету Василисы, высыпали на улицу, радостно приветствовать всадников. Василиса, взяв в руки льняной рушник, вышитый красными петухами, с хлебом и солью встречала французов, как дорогих гостей. Прежде женщины в избе накрыли праздничный стол с вкусными яствами, спиртными напитками, решили достойно угостить гостей. Видя такую встречу, французы были удивлены. Во многих селениях их встречали рогатыми вилами, острыми косами да опустевшими деревнями. А тут такая встреча… Прямо по русскому обычаю - дорогих гостей встречают, угощая хлебом, солью. Поговорив меж собой, пришли к выводу, что почетный прием оказали крестьяне, понимая, что Наполеон указом отменил Крепостное право для крестьян России, подарив им свободу. В благодарность крестьяне хутора потчуют французов от души.
Василиса пригласила французов в избу, где посреди стоял стол с разносолами. Угощаясь вкусными русскими яствами, распивая горячительные напитки, захмелев французы: пели, смеялись, танцевали, топали, так, что иконы с тябла падали со стуком на пол. Потеряли бдительность. А женщины, подростки, заколотив двери и окна наглухо, обложили стены избы соломой, дровами березовыми, что горят пламенем жарким, пустили красного петуха. Все враги в огне сгорели. Горячо встретили сельчане врага. Расправа с французами стала началом партизанской войны сельчан во главе с Василисой - старостихой.
Бойкий, упрямый, волевой характер помогали Василисе руководить партизанским отрядом. Смелая предводительница, объезжая на коне соседние деревни и села, призывала к борьбе с врагом. Обращаясь к населению говорила:
-Бабоньки, нам ли бояться вражину?! Мы на своей земле, а оне захватчики, враги наши. Надо гнать их поганой метлой из деревень. Вооружимся вилами, косами, топорами и будем убивать нелюдей, помня как они сжигали наши дома, убивали наших мужиков, насиловали русских деушек, грабили запасы продуктов. В борьбе с французами станем храбрыми и хитрыми. Мы на своей земле, бог с нами. Вступайте в мой партизанский отряд.» Партизанский отряд Василисы, первоначально состоящий из восьми женщин и подростков, вырос до тридцати человек. Вооружившись вилами, топорами, косами, лопатами нападали смелые и решительные партизанки на обозы, на отставшие небольшие группы французов, устраивали засады, убивая и пленя вражину. Пример тому крестьянка Парасковья, обороняясь от французов вилами, троих убила, остальные трое побежали, спасаясь бегством от разъярённой русской бабы.
Французы покинули горящую Москву, не дождавшись ключей от старой столица России. План молниеносной войны провалился. Осенью, в октябре Наполеон отступал по калужской дороге, стремясь до лета пересидеть на юге России. Однако поражение армии под Малоярославцем вынудило французов отступать в Европу по разоренной ими же Старой смоленской дороге. Во время отступления, превратившееся в бегство, Великая армия Наполеона, проходя по Старой смоленской дороге, творила зверства в близлежащих деревнях и селах. Мародерство врага не знало предела. По приказу сжигали деревни, хутора, села, убивали крестьян, отбирали продукты и фураж. Так описывал француз картину отступления армии: «Теперь мы видели горящими все села, в домах которых мы несколько дней назад отдыхали. Их теплый еще пепел, разносился ветром, прикрывая трупы солдат и крестьян, повсюду валялись трупы детей с перерезанными горлами, лежали трупы девушек, убитых на том же самом месте, где их изнасиловали.»
Готовясь быстро захватить Россию в ходе молниеносной войны, Наполеон не подготовил армию к длительному походу. Французы не имели запасов продуктов питания, не обеспечили фуражом многотысячную кавалерию, надеялся все это получить грабя местное население; не учли русскую зиму, шли на войну, как на парад, красочно одетые. Подобная подготовка к военной кампании приводила к гибели отступающей Армии французов. Бегство Армии Наполеона сопровождалось бесчинствами к местному населению, грабежом, разбоем. Население отвечало партизанской войной против захватчиков.
Перелом в войне с французами 1812 года произошел благодаря сплоченности русского народа. Крестьяне бросали дома, уходили в лес, угоняя с собой скот и увозя зерно, сено, травили колодцы, создавали партизанские отряды в борьбе с завоевателями. Война приобрела Народный, освободительный характер. Существовали партизанские отряды Герасима Курина и Ермолая Четвертакова, Василисы - старостихи.
Через несколько месяцев отступая, в бедственном положении Великой Армии, обвиняли голод и холод. Хотя какой это холод для русского человека 10 - 12 градусов мороза?! Для французов, живших в Европе с теплым климатом, такие морозы являлись катастрофой. Однако и не в сражениях таяла армия при отступлении, а от действий партизан, летучих отрядов казаков русской армии, систематически уничтожающих отступающего врага. Воспоминания французского солдата того времени говорили о том, что каждая деревня при нашем наступлении полыхала или превращалась в непреступную крепость из-за активной партизанской войны. Повсеместно крестьяне преследовали французов, потерявших бдительность при бегстве из России.
Ситуация для французов была аховая. Неся огромные потери от голода, холода, эпидемий, освободительной борьбы партизан, армия бедствовала. О критичном положение отступающих французов доложили Наполеону. Гнев Главнокомандующего обратился на интенданта. Тот оправдывался, утверждая, что он не виноват, виноваты русские морозы и «русские разбойники», которые дерзко нападают на французские продовольственные отряды, в оправдание доложил о неуловимом отряде Василисы Кожиной.
Отряд Василисы - старостихи преследовал французов, отставших от регулярной армии, в поисках пропитания углубившихся от смоленской дороги в дальние села, деревни. Партизаны подстерегали неприятеля в лесу, на дороге, в деревнях, крушили продовольственные обозы, уничтожали запасы оружия и провианты, устраивали засады. Для французов наступал кошмар при виде женщин и подростков идущих на них с вилами, топорами, косами, лопатами. Не зря Василису прозвали умной головушкой, со временем Василиса организовала обучение партизан пользоваться ружьями и штуцерами, захваченными у врага. Ее отряд действовал в соответствии с законами партизанской войны: учились стрелять из захваченного у врага оружия, выставляли пикеты, караулы, отбивали у врага продовольствие и фураж, организуя засады, сопровождали плененных французов в гарнизоны действующей русской армии.
Денис Давыдов, руководя летучим отрядом казаков, вынужден был считаться с партизанами. Крестьяне по виду одежды не различали разницы меж русскими воинами и французами. Во избежание столкновений с народными мстителями, Денис Давыдов приказал своим казакам одеться в бушлаты и шапки, чтоб не отличаться от партизан. Летучие отряды казаков, часто встречались с такой ситуацией: вели конвой пленных французов в гарнизон, по пути встречались с крестьянами. Крестьяне, отталкивая казаков, нападали на пленных, готовы были их растерзать. От расправы с пленными французами спасали казаки.
Отряд Василисы получил популярность такую, что Денис Давыдов, руководивший летучим отрядом казаков, выступал против французов совместно с партизанами Кожиной.
Глубокая Осень 1812 года. В деревне прозвенел колокол. Жители в тот же миг скрылись в лес, зная, о приближении неприятеля. Они были знакомы с ним с лета, когда видели как те жгли дома, уничтожали скот, расправлялись с непокорными мужиками.
В деревню вступает отряд французов в количестве 30 человек на чахлых лошадях, с осунувшимися от голода злыми лицами, в оборванном обмундировании, съёжившиеся от холода. Солдаты в тонких парадных мундирах кутались в женские шали, обмотали обтягивающие гетры, да глянцевые сапоги, тряпьем. Деревня пуста. Вдруг петушиный крик, как из под земли выскочили партизанки, атаковали врага. Семь человек окровавленные валялись на улице, остальные, побросав оружие, сдались в плен. Их удивлению не было предела, когда на белом коне увидели предводительницу партизан женщину. Партизанки любовались французами во всей красе. Девка, подросток, указывая на пленных громко смеялась:
-Бабы, гляньте на французишек. Мундиры красные, сине белого цвета грязнущие, клочьями еле прикрывают тощие тела солдат. От стужи перевязаны женскими платками. Гляньте, а те два солдата в крестьянских тулупах, паразиты, знать у наших отобрали тулупы. А на голове - то смехота, вместо шапок французские кивера изорваны, с болтающимися султанами, оставили пол головы голым, треуголки еле прикрывают макушку головы. Ба, а ноги, обтянутые гетрами, всунуты в сапоги и обмотаны тряпицами. Смехота, а не Великой армии бойцы. Гляньте, бабы, они трясутся от страха и холода. - Отряд старостихи отправил пленных в гарнизон действующей русской армии.
Партизаны уничтожали небольшие подразделения французов и всех кто сопровождал обозы неприятеля. Известен пример когда отряд отбил 10 фур с сеном, 30 коров, 20 овец. Часто захватив в плен неприятеля, сопровождали их в гарнизон русских. Однажды один француз отказался подчиняться «какой–то бабе». Тут же решительная Василиса на виду у всех снесла голову с плеч косой, предупредив, что и с другими неподчиняющимися будет тоже самое.
Василиса сопровождала французов, одетая в костюм французского солдата. На виду пленных, для устрашения выхватила саблю, взмахнула ею, кричит: «Эй, вы, мусью, авант!»
Увидев Василису атаман Платов спросил: «Сама ты кто будешь? – Я старостиха Василиса, может слышал? – Вот так баба, молодец! Одна ведешь две сотни солдат? Они слушаются тебя? – А не послушают, у меня расправа короткая. –А почему ты так одета? – Знамо, для острастки.»
Журнал «Сын Отечества в 1812 году писал: «Староста одной деревни Сычевского уезда повела партию пленных в город. В ее отсутствии крестьяне привели еще несколько французов, захваченных ими, и отдали их своей старостихе Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и разъезжая вокруг пленных, закричала важным голосом: «Ну злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш! Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала приказывать им, не послушался ее. Василиса немедленно прикончила его на месте . И закричала: «Всем вам, ворам, собакам, будет тоже самое, кто только чуть пошевелится! Марш в город!.»
О подвигах Василисы говорил весь русский народ, дошла молва и до императора Александра I. За свой героизм, отвагу, находчивость, сразу же по окончании боевых действий, Василиса Кожина была награждена царем медалью и удостоена денежной премии.
А художник Александр Смирнов написал портрет Василисы в 1813 году, где на георгиевской ленте прикреплена медаль. Портрет хранится в Историческом музее г. Москва. Потомки чтят память народной героина Василисы - старостихи. В ее честь названа улица в столице России – Москве - улица Василисы Кожиной.
Вывод: в характере русских женщин не только любовь к своему дому, семье, но и любовь к своей родине. Защищая свой дом женщины готовы воевать наравне с мужчинами, используя смекалку, храбрость, хитрость, волевые и боевые качества. Такой была Василиса - старостиха 1812 года.
Галина Курсова-Скворикова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев