Осень в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Летят дни… Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Но не Пушкину. Осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой…
А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы... Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
- Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
...Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Обратите внимание на странное, необычное сочетание фраз – «унылая пора» и «очей очарованье». Исключительность осени состоит в том, что она у Пушкина воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень – пора увяданья, умирания природы). Именно в этих строчках наиболее ясно слышится сочетание, присутствие в осени мотивов смерти и красоты.
По - моему, наиболее близка к картинам осени, нарисованным Пушкиным, картина «Осень. Сокольники».
А вот еще одна картина осени в «Евгении Онегине»:
Настала осень золотая .
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Сколько в этих строках красоты и трагизма!
Образ осени трагичен еще и потому, что воспринимается глазами Татьяны, чувства которой обострены до предела. Она прощается со своими девичьими мечтами, с любимыми сельскими пейзажами. Детство кончилось, ее везут “на ярмарку невест”, а сердце разрывается от неразделенной любви, безысходности.
В начальной школе учили наизусть прекрасные строки, не подозревая, что это строки из «Евгения Онегина»:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась "
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Как ярко помогает представить картину осени приём аллитерации.
ЛеСов таинСтвенная Сень
С пеЧальным Шумом обнаЖалась
Произносишь эти слова и слышишь шуршание падающих листьев.
Это ощущение создают звуки (С―Ч―Ш―Ж).
В этих десяти строках ощутимы характерные для Пушкина простота и лаконизм выражений, умение немногими словами сказать о многом. «Слов немного, - писал Гоголь, —но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».
Уж небо осенью дышало...
Одна метафора (« небо ... дышало »), а какой емкий и богатый смысл она содержит!
Последующие строки с календарной точностью воссоздают характерные приметы этого времени года. Каждая строка - картина осени: оголенные леса, туманы над полями, отлет птиц... Солнце, небо, поля, леса, птицы - все это в природе взаимосвязано. И весь этот мир дан в восприятии поэта, которому он дорог. Это он любовно называет солнце солнышком. Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Это ему довольно скучно в эту пору года. Выразительны строки:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась...
Сень - книжное архаичное слово. В Словаре Академии Российской дано такое толкование его значения: тень, шалаш, защита, покров. В контексте пушкинских строк сень означает зеленый убор (покров) леса. Он- то и делает лес темным, как бы хранящим некую тайну. И вот деревья, как живые, обнажаются, оголяются, сбрасывая листву. Исчезает красота — уходит тайна. Слово-образ сень в контексте— это прохлада, и тишина, и покой, которые лес дарит человеку.
Богата звукопись строк (повторение сонорных л, м, н):
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу...
В определении крикливых точно выделена характерная повадка этих птиц - крикливых, шумных. Мне кажется, что слово крикливых означает также, что птицы, улетая, прощаются с летом, родными местами. Почему караван? Гуси летят не клином, как журавли, а вереницей, цепочкой. Слово тянулся имеет двойной смысл: гуси тянулись друг за другом; стремились к солнцу и теплу.
Сколько здесь глаголов, передающих жизнь природы: дышало, блистало, становился, обнажалась, ложился, тянулся, приближалась, стоял. У них особое место в строке. Инверсия («становился день», «ложился... туман», «приближалась... пора», «стоял ноябрь»), глагольная рифма (дышало - блистало, обнажалась - приближалась) делают описание динамичным: небо дышит, дни становятся короче, ветер шумит, унося опадающие листья, птицы кричат и улетают, туманы ложатся на поля, скучная пора приближается, ноябрь входит в каждый дом.
В строфе - слова повседневной речи (небо, осень, день, поля, туманы, двор), слова народной поэзии (солнышко), книжные и устаревшие (блистало, сень, обнажалась, пора), Это объединение разных лексических пластов в единое целое характерно для стиля Пушкина.
Здесь все предельно просто, естественно, как записи в дневнике: короче становился день; стоял ноябрь... у двора.
После гибели Пушкина Жуковский, разбирая его архив, ознакомился с рукописями поэта и был поражен, «с каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет строки, которая бы не была несколько раз перемарана».
Вот отдельные варианты к XI строфе четвертой главы «Евгения Онегина»:
Уж небо осенью дышало
а) Меж тем уж осень золотая
б) Меж тем уж осень приходила
в)...................
г) Уж время осенью дышало
Гусей крикливых караван
а) Гусей осенних караван
б) Гусей осенний караван
Довольно скучная пора
а) Пора веселий для двора
б) В деревне скучная пора
Природа в романе — это не просто картины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления. Именно поэтому положительные герои произведения, такие, например, как Татьяна, всегда рисуются в окружении природы.
Описания деревенской русской природы поражают великолепием и теплотой, с которой относится к ней автор. Пушкин описывает весну, рисует зимние и осенние пейзажи. Автор показывает нам, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но не всегда замечаемых нами картинах
Картины природы являются также непосредственным окружением человека, той средой, которая изначально призвана сопутствовать людям во всех их делах.
Возможно, именно прекрасные лирические отступления, в которых автор говорит о родной земле, с огромной искренней любовью описывает родную природу, позволил В. Г. Белинскому сказать о романе «Евгений Онегин»: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».