История донского клада Степана Разина ведется с далекого 1669 года, когда после удачного похода в Персию Степан Разин с казаками вернулись на Дон с огромной добычей, включавшей в себя золото монетами, золото в виде ритуальных предметов из персидских святынь (блюда и др.), серебро, жемчуга, алмазы, сапфиры, рубины, бирюза, шелка…
Часть драгоценностей, добытых в Персии разинские казаки по дешевке спустили в Астрахани в августе 1669 года. Об этом известно из воспоминаний иностранцев, живших тогда в этом городе. По данным голландского корабельного мастера с корабля «Орел» Яна Стрейса “простые казаки были одеты, как короли, в шелк, бархат и другие одежды, затканные золотом”. (Стрейс Я. Три путешествия. С. 201). Привезя из Персии богатую добычу, казаки по дешевке спускали его на астраханских рынках. По сведениям иностранцев, живших в это время в Астрахани, фунт первосортного персидского шелка разинцы продавали всего за восемнадцать денег. Многие русские и иноземные купцы, находившиеся в это время в Астрахани, за несколько дней этой удивительной торговли фантастически обогатились. Шатавшийся в праздности по бурлящим улицам Астрахани голландский корабельный мастер Ян Стрейс, презиравший казаков и их атамана, тем не менее, не избежал искуса и купил-таки у одного казака золотую цепь, «между каждой долей которой было выложено пять драгоценных камней». (Стрейс Я. Три путешествия. С. 201). И все это всего за сорок рублей!
Степан Разин часть персидской добычи роздал астраханской голытьбе, многое подарил астраханскому воеводе князю Ивану Прозоровскому (в частности, дорогую шубу) и астраханскому митрополиту Иосифу. Но большую часть драгоценностей он в конце лета 1669 года вывез на Дон, в Кагальницкий городок, располагавшийся на левой стороне Дона между нынешней станицей Богаевской и городом Константиновском Ростовской области.
Об этой части персидской добычи документально известно из показаний младшего брата Степана Разина Фрола, который 6 июня 1671 года во время казни на Лобном месте спас себе жизнь, выкрикнув «слово государево». Палач, повинуясь закону, вступившему в силу в этом случае, снял Фрола с казни. Его повезли в Приказ тайных дел (Иностранные известия о восстании Степана Разина. Ленинград. 1975. С. 79) и подвергли новому допросу. 8 июня 1671 года Фрол показал на допросе: «Как меня пытали во всяких воровствах, и в то время я в второпях и от многой пытки в память не пришел. А ныне я опамятовался и скажу про все, что у меня в памяти есть. Как брат мой Стенька Астрахань взял, и в то время взял з Бухарского дворца тай з дорогами (восточная шелковая ткань типа тафты – М.А), с шелком и с киндяки (восточная бумажная материя окрашенная в один цвет – М.А.) и отдал на сбереженье астраханскому митрополиту, а ныне у него. Которые воровские письма у моего брата были, то все брат Стенька ухоронил в землю, для того, как он Стенька, хотел иттить вверх к Царицыну, а в дому у него никого нет. И он все свои письма собрав, и поклав в куфшин денежной, и засмоля, закопал в землю на острову реки Дону на урочище, на прорве, под вербою. А та верба крива посередке, а около ее густые вербы, а того острова вокруг версты две или три. А сказывал мне про то про все брат Стенька в то время, как я хотел ехать на Царицын для Стенькины рухляди, перед Корниловым приходом за два дни (то есть перед взятием 14 апреля 1671 года Кагальницкого городками казаками войскового атамана и крестного отца Степана Разина Корнилы Яковлева - М.А.)». (Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т.3. С.94).
О кладе Степана Разина писали со слов очевидцев разинского восстания иностранные газеты того времени. Например, газета «Франкфуртские исторические известия» в июле 1671 года писала: «Что касается брата Разина, то хотя его и сильно наказали, но в конце концов пощадили, так как он обещал указать все богатства, которые Стенька спрятал в разных местах. Считают, что их много и что они состоят из денег, дорогих камней и других ценностей». (Иностранные известия о восстании Степана Разина. С. 129-130). Такие же сведения опубликовала и газета «Европейский дневник» за июль 1671 года.4 (3 Иностранные известия о восстании Степана Разина. С.130).
Неизвестный автор-англичанин «Повествования о бунте, произведенном в Московском государстве Стенькой Разиным», напечатанном в Лондоне в 1672 году Томасом Ньюкомбом, утверждал, что «Фрол Разин указал место, где были зарыты в землю сокровища, награбленные его братом». (Сборник областного Войска Донского статистического комитета. Выпуск 4. Новочеркасск, 1904. С. 25).
Показания Фрола о кладе Степана Разина заинтересовали правительство, и 12 сентября 1671 года стрелецкий полковник Григорий Косагов с отрядом стрельцов прибывший на Дон, с казаками и стрельцами искал на острове Прорва клад с драгоценностями и письмами Степана Разина. Но поиски оказались безуспешными. «И под многими вербами окопали, - сообщал в Москву, в Посольский приказ, Косагов, - и щупами искали, а тех писем не сыскали». (Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т.3. С. 170).
Был ли клад с драгоценностями и письмами повстанцев точно не известно. Но можно предположить, что был. Тогда почему ж его не нашли? Может быть, плохо искали? А может быть Фрол Разин наконец-то обрел мужество и решил по-своему отомстить за смерть брата, за свои страдания и указал ложное месторасположение клада? Может быть! Изможденного пытками, допросами и многолетним пребыванием в тюрьме, Фрола Разина повезли на телеге, вероятно, на той же самой, что и Степана, через Покровские ворота на Земский двор. Здесь его ждали равнодушные судьи и сотня скучающих стрельцов, отсюда печальный кортеж направился на Красную площадь, где младшему брату Разина прочитали смертный приговор, и палач, отрубив голову, насадил ее на кол. (Посольство Кунраада фан Кленка в Москву… С. 514).
Лишь кучка пресыщенных аристократов, среди которых был и голландец Балтазар Койэтт, были свидетелями этой казни. Иностранцы писали, что признание Фрола смягчило сердце царя, и он «Не казнил его тогда, считая, что достаточно держать его под стражей, потому что он заслужил, чтобы потомки отличали его от брата не только по его раскаиванию, но и по мере наказания».4 (4 Иностранные известия о восстании Степана Разина. С. 75).
Еще не одно столетие будет будоражить умы кладоискателей, историков и литераторов клад Степана Разина, породив большое количество литературы и легенд…
«Более трехсот лет энтузиасты ищут разинский клад, - пишет авторитетный и известный на Дону краевед Валентина Граф. – Говорят, что учитель и краевед станицы Богоявленской Константиновского района Ростовской области Виссарион Ильич Аникеев знал о его точном местонахождении клада, но во время войны его записки бесследно исчезли» (Граф Валентина. Эпизоды из жизни Великого бунтаря. // «Приазовский край» (Ростов-на-Дону). № 25 от 19 июня 2003 г. С. 11).
Поскольку в кладе Степана Разина были сокровища, вывезенные в 1669 году из Персидского похода, то в начале 1950-х годов при заключении советско-иранского соглашения о сотрудничестве иранцы внесли в него пункт, позволявший им провести обследования Дона от станицы Константиновской до станицы Багаевской с целью обнаружения здесь клада Разина со священными для иранцев предметами. Но этот проект так и не был осуществлен.
Тема донского клада Степана Разина актуальна до сих пор… Хотелось бы, чтобы решением этой проблемы занялись донские профессиональные археологи.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук (Санкт-Петербург).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев