Родительский день — день особого всецерковного поминовения усопших, 9-й по Пасхе. В этот день верующие посещают кладбища, навещая места упокоения родственников.
"На Фоминой неделе во вторник обыкновенно "поминают умерших"; для этого почти все станичники отправляются на кладбище служить панихиды. Каждый несет туда обед, который и съедают после панихиды".
Обед, как правило, состоял из обрядовых пасхальных блюд: куличей, сырной паски, крашенных яиц. Таким образом, живые символически христосовались с усопшими и разделяли с ними праздничную трапезу. Помимо пасхальных блюд на кладбища приносили пироги (и вообще выпечку), сало, сладости, иногда кутью. Каждая семья обходила могилки всех усопших родственников и устраивала праздничный поминальный стол возле одной из могил.
На Кубани день поминовения усопших именовали "Провода". В разных станицах существовали всевозможные ритуалы, связанные с "Проводами".
Например, "в станице Зассовской накануне Проводов топили баню "для родителей".
В некоторых станицах (Старолеушковская, Благовещенская и др.) в этот день перевязывали кресты платками или полотенцами (так же поступали во время похорон, поминок).
В станице Зассовской, Некрасовской, хуторе Кубанском катали на могилах яйца".
В старину по возвращении с кладбищ в станицах продолжались гуляния.
" ... ходят друг ко другу в гости; это хождение сопровождаемое песнями, продолжается обыкновенно до утра следующего дня".
"После возвращения с кладбища в старых станицах в прошлом устраивались скачки, джигитовки, общественные гуляния".
В наши дни эта традиция утрачена.
Источник:
СМОМПК: Станица Бороздинская Терской области, Е.Бутова, 1889 год;
Н.И.Бондарь, "Календарные праздники и обряды кубанского казачества".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 97
Не устраивайте тризну на кладбище — это грех осквернения памяти умершего. Кто пил водку на кладбище, каяться должны в этом грехе, что оскверняли память умерших и могилы костей умерших наших оскверняли.
Языческая тризна у нас осталась еще от языческих дохристианских времен — водкой пить-поминать и все прочее.
— Схиархимандрит Зосима (Сокур).
встать за спиной спина к спине!
Все ищут выгоду, похоже:
«А что ты дашь взамен-то мне?»
А сейчас просто ходят на кладбище, отпевают поминальные панихиды со священником у могилок родных,крестом катают на могилочкам пасхальные яички, оставляют сладости, которые другие люди, более бедные тут же и забирают. Это как бы все нормально..
Я с Дона.А в советские времена пошло,т к выходной только на Пасху,ну и шли.Потом стали пить,есть тут.А прежде приходили,приносили яичко крашеное и кусочек кулича-пасхи,ложили на могилку,на камень,для птичек во помин душеньки, христосовались с усопшим,поздравляя с Пасхою(край креста,щекою прикладывались) читали молитвы , посидят и уходят.
Малороссы,яйца катали на Горке с горки.Вот у них пить есть було надо,но больше угостить других, споить что принесли,скормить.