– В Православии это называется прелестью. Человек может долго и усердно молиться, принимая какое-то решение, а оно заведомо ложное.
Почему? Потому что человек, молясь о чем-то, руководствовался собственным помыслом, он не научился его отвергать.
В монашеской традиции это целое учение о недоверии к себе, отвержении помыслов. Мирянам надо научиться молиться без гордости, без мысли о том, чего я хочу, но чего хочет Бог.
Перед самым арестом, перед грядущими страданиями, перед Голгофой Иисус молится в Гефсиманском саду:
Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты
(Мф. 26, 39).
Его человеческой природе был свойственен страх перед смертью, Иоанн Дамаскин так пишет о Гефсиманской молитве:
«…Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову». Сын Божий отсекает собственную волю, вверяет себя в руки Отца, так и христианин должен поступать.
Даже когда мы просим Господа о самых, как нам кажется, нужных вещах, надо понимать, что у Бога есть свой план в отношении каждого человека. Господь никому не желает зла, но, возможно, то, что мы просим у Него, нам не полезно.
Поэтому молитва должна быть правильной:
«Да будет воля Твоя!».
Сам Спаситель, Богочеловек, явил нам в Себе полное согласие воли человеческой с волей Отца Небесного. И мы должны подражать Господу, по крайней мере, стремиться к этому. В этом подражании и заключается основа нашей христианской жизни.
1. Воля Божья – есть источник жизни, святости, чистоты.
2. Всякий грех есть уклонение от воли Божьей.
3. Человек – в отличие от инертной природы – может, как исполнять волю Бога, так и отвергать.
4. Безусловное и абсолютное торжество воли Бога есть только желаемая перспектива, возвещаемая служением Церкви.
Это – перспектива «невечернего дня» Царствия Божьего.
А во временно-пространственном континууме «через человека смерть, через человека и воскресение мертвых»
(1Кор.15:21).
5. В Церкви каждый ее член, каждый христианин призывается к постижению воли Божьей (через молитву, внимательное чтение и изучение Священного Писания, участие в Таинствах) и осуществлению ее в своей жизни, своим поведением.
К воплощению воли Бога в делах наших!
Но это – задача, а не данность.
6. Только очень талантливый духовник и сам человек (по мере своего духовного роста) может понять, что в его жизни было по воле Бога, а что – результатом своего личного своеволия и самообмана.
Так едва ли стоит списывать на «волю Бога» те болезни, которые человек приобретает в результате сознательного пренебрежения своим здоровьем и нарушением предписания врача. Едва ли провалы или успехи в аферах и прочих «делах мира сего» составляют предмет попечения Божьего.
Это – самые что ни есть «дела плоти» и «дела мира сего». И человек, вторгаясь в эту область, должен понимать, что как успех, так и неудача в этих делах есть результат самих процессов, участником коих стал человек.
Да, разумеется, бывали случаи особого «вмешательства» Божьего в такие дела, но они всегда носили сотериологический (т.е. относящийся к вечному спасению человека) смысл:
В результате этого«вмешательства»
(оцениваемого не иначе, как чудо) спасенный Богом человек, как правило, «оставлял путь лжи и дела плоти», и становился настоящим христианином!
7. Увы, нередко человек выдает «желаемое за действительное» и объявляет волей Божьей то, что сам хотел бы считать таковым.
Так известно, что во время религиозных войн каждая из враждующих (причем, нередко единоверных) сторон считала себя «носителем воли Божьей», а свого «врага» – врагом Божьим.
8. Для нас весьма актуальны слова библейского псалма, которые и должны стать нашей молитвой и желанием нашего сердца (а не только словами):
«Научи меня, Господи, исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды»
(Пс.142:10).
Этим и закончим наш труд во славу Божью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев