Деревня Чепаниха
При подворной переписи, проведенной в 1890 году, написано: д.Чепаниха возникла более 200 лет тому назад. Как и о предыдущих деревнях рассказывают о разбойнике «Петухе». Вблизи деревни есть старинное кладбище.
При переписи, проведенной в 1872 году, в деревне Чепаниха, Арефьевой сотни, Сарапульского округа написано число жителей 383 души, в том числе мужчин 122, женщин 261.
В 1795 году жителей стало 539 душ, в том числе мужчин 260, женщин 279.
По спискам населенных мест 1859-1873гг. деревня Чепаниха расположена при речке Нечкинке в 20 верстах от уездного города, в 20 верстах от стана, число дворов 148, жителей 1032 души, в том числе мужчин 500, женщин 532, при деревне имелась часовня.
При подворной переписи проведенной в 1890 году, жителей деревни Чепаниха, Гольянской волости, проживают государственные крестьяне, число дворов 134, жителей 773 души, в том числе мужчин 336, женщин 407, среди них грамотных мужчин 12, полуграмотных 12, учащийся мальчик 1. Грамотных женщин и учащихся девочек нет. Лошадей всего 227 голов.
При первой переписи населения Российской Империи проведенной в 1897 году, в дер. Чепаниха написано 159 дворов, число жителей 827 душ, в том числе мужчин 392, женщин 435.
Переселенцы из деревни Чепаниха основали деревню Русская Казмаска 120 лет тому назад, непременные работники. Починок Савин (Бисарки) основали переселенцы деревни Чепаниха в 1835 году.
Комментарии 12
В Сарапульском уезде на берегу Камы наводил ужас на людей разбойник Коршун.
Не то, что люди – зверь близко не подходил к тому лесу, где скрывались его
разбойники. Бывало, стоит Коршуну выйти на берег Камы и крикнуть проплывающей
мимо купеческой барже: «Кошелек или жизнь?!» А то и просто взмахнет платочком
атаман, как хозяин тут же судно останавливает и отдает самое ценное, лишь бы
только выжить. На несговорчивого купчину вмиг готовы кинуться притаившиеся в
лодках разбойнички – в несколько минут настигнут судно и начнется кровавая
расправа над непокорным торговцем.
Были и другие разбойнички в обширной Сарапульской округе. Да возьмите хоть
...ЕщёГурьку или Петуха! От них, бывало, и родные отказывались. По одной из версий
того же Петухова порешила родная сестра, а на убийство ее подговорило общество.
Как ни прозорлив разбойник был, а не уберегся. Глядит однажды Петух в свою
чудодейную книгу: «Ах, сегодня мне смерть! Только не знаю, откуда она придет».
А за спиной его сестра топором
В Сарапульском уезде на берегу Камы наводил ужас на людей разбойник Коршун.
Не то, что люди – зверь близко не подходил к тому лесу, где скрывались его
разбойники. Бывало, стоит Коршуну выйти на берег Камы и крикнуть проплывающей
мимо купеческой барже: «Кошелек или жизнь?!» А то и просто взмахнет платочком
атаман, как хозяин тут же судно останавливает и отдает самое ценное, лишь бы
только выжить. На несговорчивого купчину вмиг готовы кинуться притаившиеся в
лодках разбойнички – в несколько минут настигнут судно и начнется кровавая
расправа над непокорным торговцем.
Были и другие разбойнички в обширной Сарапульской округе. Да возьмите хоть
Гурьку или Петуха! От них, бывало, и родные отказывались. По одной из версий
того же Петухова порешила родная сестра, а на убийство ее подговорило общество.
Как ни прозорлив разбойник был, а не уберегся. Глядит однажды Петух в свою
чудодейную книгу: «Ах, сегодня мне смерть! Только не знаю, откуда она придет».
А за спиной его сестра топором уже замахнулась.
Народная молва частенько путала Петуха с Гурькой, а то и отождествляла их.
Сохранилась иная версия гибели обоих Гурек. Во время облавы укрылись разбойники
в избе и стали отстреливаться от солдат. Пробовали избу поджечь, да
поднаторевшие в волшебстве злодеи успевали заговорить подложенную солому. А тут
мимо мужичок с возом сена едет. Сено тут же было куплено. Не успели его лихие
молодцы заговорить, так и сгорели заживо.