В СРЕДУ 2 АПРЕЛЯ В ЦЕРКВИ СОВЕРШАЕТСЯ УТРЕНЯ ЧЕТЕРТКА ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА С ЧТЕНИЕМ ПОКАЯННОГО КАНОНА ПРП. АНДРЕЯ КРИТСКОГО 2 апреля 2025 года, на пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью прочитывается весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также на этой службе в храме прочитывается житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), — а именно тогда была составлена служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской, — способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния. Мария Египетская — святая, которая родилась в середине V века в Египте. В 12 лет она покинула семью и ушла в Александрию, где стала блудницей. Но однажды, после чудесного случая, она полностью изменила свою жизнь. В праздник Воздвижения Креста Господня Мария прибилась к группе паломников, которые шли в Иерусалим. В Иерусалиме она попыталась войти в храм, но какая-то сила препятствовала ей. Блудница начала молиться перед иконой Божией Матери, что находилась в притворе храма. После молитвы Мария смогла войти в храм и поклониться Кресту. Когда она вышла из храма, ей был голос Богородицы: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Мария провела в пустыне 47 лет в посте и молитве и достигла святости. Единственным человеком, который видел Марию после ее ухода в пустыню, был иеромонах Зосима. Ему она поведала свою историю. Предание о Марии Египетской передавалось из уст в уста, пока в VII веке его не записал Софроний Иерусалимский. Чтение жития преподобной Марии Египетской – единственное уставное чтение из всей совокупности положенных в Уставе различных житий и толковых чтений, которое сохранилось в нашей приходской практике. Учитывая продолжительность службы, то обстоятельство, что Великий канон слушается стоя; служба названа «стоянием»; а по причине чтения жития преподобной Марии – «Марииным стоянием». Это название не употребляется в богослужебных книгах, оно – исключительно обиходное, разговорное. Впрочем, в XXI веке оно стало столь популярным, что проникло даже в литургическую литературу. В четверг утром по уставу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    1 комментарий
    0 классов
    ИСТОКИ ПОНЯТИЯ «СМИРЕНИЕ» Смирение — всегда актуальная тема для каждого христианина. Святоотеческие труды изобилуют описаниями необходимости, спасительности и полезности этой великой добродетели, «ризы Божества», первой заповеди Нагорной проповеди, которой Сам Господь советует научиться не у кого-то, но у Него Самого. Именно на смирение Пресвятой Богородицы призрел Господь в Своем Воплощении. Смирение парадоксально, как все христианство. У святых отцов встречается отчетливо выраженная мысль о том, что смирение — исключительно христианская добродетель, недоступная для понимания иноверного. Более того, смирение непостижимо для дьявола и недоступно для той имитации, которой он часто подвергает все прочие добродетели, представляя себя в виде «ангела светла», а своих служителей как «служителей света». Дьявол может внушать человеку мнимую любовь к ближнему и истине, лживо побуждать к горделиво-строгим телесным подвигам, молитвенности и пр., — но не к смирению, которое непостижимо и противно ему. Вероятно, и по этой причине тоже смирение является самым могущественным средством борьбы против всех дьявольских искушений и уловок — оно помогает пройти через сети врага рода человеческого, даже не коснувшись их. Смирению посвящено много святоотеческих текстов, однако и здесь немало удивительного. Прежде всего то, что эта добродетель очень сложно определима. Святые отцы, как правило, избегают точной дефиниции смирения, часто они лишь постулируют его непостижимость. Преподобный Иоанн Лествичник говорит о божественности и непостижимости смирения, никак не определяя его суть: «Смирение есть не имеющая имени благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали ее опытом. Это — неизреченное богатство, Божие именование и подаяние». В качестве возможного варианта формального определения можно привести слова архиепископа Вениамина (Милова; † 1955): «Смирение есть радостно-печальное самоуничижение души перед Богом и людьми по благодати Святой Троицы, выражаемое мысленно молитвою и зрением грехов своих, сердечно-сокрушенными чувствами, действенно всецелой покорностью Божией воле и усердным служением людям ради Бога». Однако надо хорошо понимать, что это, как и любое другое определение, лишь обозначает суть добродетели, но ни в коем случае ее не исчерпывает. Преподобный авва Дорофей объясняет, что смирение постигается исключительно опытом, а не мыслительными усилиями. Таким образом, святые отцы концентрируются не на умозрительном учении о добродетели смирения, а на практических путях ее достижения. К таковым они относят: укорение себя, послушание, телесный труд, молитву, тщательное исполнение заповедей Евангелия и т. д. Уникальность христианского смирения подтверждается тем, что именно эта добродетель в разные времена вызывала особенно ожесточенную критику со стороны враждебных учений, что особенно ярко проявилось в Новое время, когда интеллектуальная мысль Европы стала отходить от христианства. Дэвид Юм называл смирение добродетелью, пригодной только для монахов. Фридрих Ницше видел в смирении лукавую уловку слабых и жалких людей, неспособных к подлинному величию человекобожия, духовный суррогат, которым слабое и пассивное большинство утешает свое самолюбие. Карл Маркс считал смирение одним из могущественных средств порабощения угнетенных масс и т. д. Секулярный мир, по мере своего отчуждения от Христа, все дальше отходит и от проповедуемой Им важнейшей добродетели. Вместе с тем начиная примерно с последнего десятилетия XX века можно наблюдать впечатляющий рост общего интереса к смирению, о котором теперь пишут не только с богословских позиций, но и с позиции разных наук: политологии, психологии, экономики, не говоря уже о религиоведении. Но пусть происходящее никого не обманывает. «Смирение», о котором пишут современные политологи и коммерсанты, — это совсем не то смирение, которому Воплотившийся Бог заповедал учиться у Него и которое в лице Его Пречистой Матери и стало причиной Воплощения. Современные авторы подвергают само понятие христианского смирения существенной переработке, почти ничего не оставляя от его исконного смысла. Полностью читайте в мартовском номере «Журнала Московской Патриархии» (№3, 2025) и на нашем сайте: http://e-vestnik.ru/analytics/istoki_ponyatiya_smirenie_13422/ Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/ Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    1 АПРЕЛЯ ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ СМОЛЕНСКУЮ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ» 1 апреля Русская Православная Церковь вспоминает Смоленскую икону Божией Матери, именуемую «Умиление». Явление сего образа Царицы Небесной произошло в 1103 году в Смоленске. Эта икона сыграла особую, вдохновляющую роль в период обороны Смоленска от польских захватчиков в начале XVII века (1609–1611 гг.). Она находилась в лагере русских войск воеводы Шеина, в течение 18 месяцев удерживавших неприятеля от разграбления города. Список Смоленского чудотворного образа «Умиление» пребывает в настоящее время в Спасо-Окопном храме города Смоленска. В 2003 году в Смоленске торжественно отмечали 900-летие явления святого образа. Накануне праздника икона «Умиление» была доставлена в Свято-Успенский кафедральный собор, где перед ней был отслужен молебен с водосвятием. В самый праздник после Божественной литургии вокруг собора прошел многолюдный крестный ход, во время которого священники несли сразу две почитаемые Смоленские чудотворные иконы: «Одигитрию» и «Умиление», воздавая им особую почесть. На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего на Ее одеянии Божественного Младенца, который держит в правой деснице державу – символ власти и силы. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    КОНКУРС РИСУНКОВ «Жировичский монастырь – святыня Беларуси» 20 мая 2025 года Жировичский митрополичий мужской монастырь будет отмечать 555-летие чудесного явления иконы Божией Матери «Жировичская» и 505-летие обители. По благословению архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия к праздничным датам Новогрудская епархия проводит открытый конкурс рисунков «Жировичский монастырь – святыня Беларуси». В конкурсе могут принять участие учащиеся воскресных и общеобразовательных школ в возрасте от 9 до 18 лет. На конкурс могут быть представлены также коллективные работы. По итогам конкурса будут вручены дипломы и организована выставка работ. Художественные произведения принимаются до 27 апреля 2025 года по адресу: 231822, Слонимский р-н, д. Жировичи, ул. Соборная, 57, Новогрудская епархия (с пометкой «Конкурс “Жировичский монастырь – святыня Беларуси”»). Подробнее об участии в конкурсе можно узнать по ссылке https://www.eparhia.by/fileadmin/assets/raznoe/polozhenie_o_konkurse_risunkov.docx. Подробнее: https://monasteri.cerkov.ru/2025/02/11/v-novogrudskoj-eparxii-k-555-letiyu-yavleniya-zhirovichskoj-ikony-bozhiej-materi-obyavlen-konkurs-risunkov-zhirovichskij-monastyr-svyatynya-belarusi/ ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл РЕВНУЙТЕ О ДАРАХ ДУХОВНЫХ Настоящий сборник, составленный из слов Святейшего Патриарха Кирилла, произнесённых им в разные годы пастырского служения, посвящён молитве и духовному возрастанию. Слова Патриарха помогут читателю осознать истинное призвание человека и направить все свои духовные силы на решение главной жизненной задачи, стоящей перед каждым христианином. Книга обращена ко всем, кто стремится обрести радость в сердце, подлинное благополучие и счастье. Подробнее:https://rop.ru/shop/product/revnuyte-o-darah-duhovnyh
    0 комментариев
    0 классов
    ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ в Российском православном университете святого Иоанна Богослова Российский православный университет святого Иоанна Богослова приглашает старшеклассников, абитуриентов и их родителей посетить День открытых дверей бакалавриата и магистратуры, который состоится 3 апреля 2025 года. В рамках мероприятия гости вуза смогут: познакомиться с правилами приема и реализуемыми образовательными программами; пообщаться с руководителями программ и преподавателями, почувствовать атмосферу университета; задать преподавателям интересующие вопросы относительно поступления в вуз и особенностей обучения; получить консультации по поступлению. Университет готовит высококвалифицированных специалистов по следующим направлениям подготовки: 48.03.01 Теология — программа «Богословие, государство, коммуникации»; 40.03.01 Юриспруденция — программа «Юриспруденция»; 37.03.01 Психология — программа «Психология»; 48.04.01 Теология — магистерская программа «Богословие, государство, идеология»; 40.04.01 Юриспруденция — магистерская программа «Юриспруденция»; 37.04.01 Психология — магистерская программа «Психология». В программе Дня открытых дверей: выступление ректора Российского православного университета, доктора политических наук, профессора А.В. Щипкова; выступление заведующего кафедрой богословия, настоятеля университетского храма протоиерея Михаила Дудко, выступление декана факультета психологии, доктора психологических наук Б.С. Братуся; приветственное слово заведующих кафедрами, выступление деканов по направлениям подготовки; презентация факультетов, лекторий, мастер-классы; творческая программа: хоровые выступления студентов РПУ и ансамбля детского отделения Московского синодального хора; традиционное чаепитие — знакомство в университетской трапезной, в рамках которого можно задать любые вопросы преподавателям университета. Время и место проведения: 3 апреля с 13:00 до 17:00 (присоединиться можно в любое время); в главном корпусе Российского православного университета по адресу: Москва, Крапивенский пер., д. 4 (ближайшие станции метро — Цветной бульвар, Трубная). Вход — со стороны Крапивенского переулка в дверь с табличкой «Российский православный университет». Если у вас есть вопросы, сотрудники приемной комиссии будут рады уже сейчас на них ответить: Прямой телефон приёмной комиссии: +7 (495) 431-03-03 E-mail: abitur@rpusib.ru Мессенджеры: +7 (939) 900-50-94 (VK-messenger, Telegram, Whatsapp, Viber) Подробнее: http://moseparh.ru/den-otkrytyx-dverej-projdet-v-rossijskom-pravoslavnom-universitete-svyatogo-ioanna-bogoslova.html ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл РЕВНУЙТЕ О ДАРАХ ДУХОВНЫХ Настоящий сборник, составленный из слов Святейшего Патриарха Кирилла, произнесённых им в разные годы пастырского служения, посвящён молитве и духовному возрастанию. Слова Патриарха помогут читателю осознать истинное призвание человека и направить все свои духовные силы на решение главной жизненной задачи, стоящей перед каждым христианином. Книга обращена ко всем, кто стремится обрести радость в сердце, подлинное благополучие и счастье. Подробнее:https://rop.ru/shop/product/revnuyte-o-darah-duhovnyh
    0 комментариев
    0 классов
    30 МАРТА ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО 30 марта Православная Церковь вспоминает преподобного Макария Калязинского, первого тверского святого, который был канонизирован в общерусском чине в 1547 году. Макарий Калязинский основал Троицкий Калязинский мужской монастырь — крупнейший в Тверской земле. Преподобный Макарий Калязинский происходил из богатого тверского рода бояр Кожиных. В наследство ему достались немалые земельные угодья. Всю свою землю святой отдал монастырю, который сам основал. Троицкий Калязинский монастырь потом и дальше продолжал прирастать землями и в пору расцвета превратился в одного из самых могущественных на Руси землевладельцев. В середине XV века великий старец Митрофан Бывальцев, вернувшись на родину после девятилетнего пребывания на Афоне, по свидетельству Иосифа Волоцкого, признался, что напрасно он предпринял столько трудов, чтобы попасть на Святую Гору, ведь все то же самое можно было найти в Калязинском монастыре. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь был самой большой обителью на Тверской земле. В разное время сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Федорович, юный Петр I. А основал знаменитый монастырь в дремучих лесах под Тверью святой Макарий Калязинский. О житии преподобного Макария и истории Калязинского монастыря читайте в №6, 2021 «Журнала Московской Патриархии» и на нашем сайте: e-http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnyy_zastupnik_tverskoy_zemli_makarii_kaliazinskii_11430/ Официальный календарь Русской Православной Церкви:http://calendar.rop.ru/ Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    30 МАРТА ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ 30 марта Православная Церковь вспоминает преподобного Алексия, человека Божия. Преподобный Алексий родился в Риме у знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, но благочестивая Аглаида не оставляла надежды, и Господь ее услышал и послал сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»). Мальчик рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, родители решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье он причащался Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился, а вкушал только хлеб и воду. Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и, хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию. Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий увидел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое. В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395–423), а также папа римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси. Официальный календарь Русской Православной Церкви:http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    «ВЫШЕЕСТЕСТВЕННЫЙ И РАВНОАНГЕЛЬСКИЙ ОТЕЦ ОТЦОВ». КО ДНЮ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА († 30.03.649) 30 марта 2025 года - в четвертое воскресенье (неделю) Великого поста, а также 12 апреля, Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. По одной из версий, преподобный Иоанн родился в VI веке в Константинополе. По достижении совершеннолетия, «весьма преуспев во внешней премудрости», Иоанн оставил свой дом и стал монахом в одном из монастырей Синайской горы. После смерти своего наставника он продолжил свой подвиг в пещере у подножия Синая. Постоянно молился, днем обрабатывал огород, а по вечерам «сочинял книги, и это упражнение служило ему главным средством от уныния». Жизнь великого учителя христианского подвижничества известна нам мало. Сам он скрывал свое происхождение. Святитель Димитрий Ростовский в житии преподобного Иоанна упоминает давнее предположение, что святой Иоанн — один из сыновей преподобного Ксенофонта (память 26 января ст. ст. / 8 февраля н. ст.) и Марии, но это невозможно проверить авторитетными источниками. И хронология жизни преподобного Иоанна не может быть точно установлена. В 1902 году католический ученый Франсуа Но (Nau) предложил датировать смерть преподобного Иоанна Лествичника «примерно 649 годом». Это мнение, однако, не стало общепринятым. Оно оспаривается, например, в статье Луи Пети (Petit) во французском «Словаре католического богословия» (т. 8, 1924). В 1964 году датировку оспорил православный ученый Стергиос Саккос. Все они пытаются внести свои уточнения не на основании данных источников, относящихся к самому преподобному Иоанну, но на основании биографий других лиц, имеющих к нему то или иное отношение. Наиболее достоверно житие, составленное младшим современником преподобного Иоанна Даниилом Раифским, монахом того синайского монастыря, игумену которого Иоанну преподобный Иоанн посвятил свою «Лествицу». Творение Даниила — не житие в собственном смысле, но похвальное слово и дает минимум фактического материала. Не вдаваясь в детали различных предположений, скажем, что святой жил в VI–VII веках. Родиной его мог быть один из прибрежных палестинских городов. Часто встречающееся именование святого Иоанна Схоластиком может указывать на полученное им юридическое образование — может быть, в знаменитом высшем училище в Вирите (Бейрут). Творения святого Иоанна указывают на его прекрасное образование. Полностью статью протоиерея Валентина Асмуса о житии и главном труде преподобного Иоанна Лествичника «Лествица» читайте в мартовском номере «Журнала Московской Патриархии» (№3, 2024) и на нашем сайте: http://e-vestnik.ru/analytics/vysheestestvennyy_iravnoangelskiy_otets_ioann_lestvichnik_13114/ ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ЖИВАЯ ПАМЯТЬ: СВЯТЫЕ И МЫ Книга посвящена святым угодникам Божиим, а также новомученикам и исповедникам Церкви Русской XX века. Предстоятель Русской Православной Церкви рассказывает, какое значение они имеют для современных людей, почему нужно помнить и почитать их, чему мы сегодня можем у них научиться и почему так важно войти с ними в молитвенное соприкосновение. Издание осуществили Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви совместно с Издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Подробнее: https://rop.ru/shop/product/zhivaya-pamyat Официальный календарь Русской Православной Церкви:http://calendar.rop.ru/ Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/ «ВЫШЕЕСТЕСТВЕННЫЙ И РАВНОАНГЕЛЬСКИЙ ОТЕЦ ОТЦОВ». КО ДНЮ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА († 30.03.649) 30 марта 2025 года - в четвертое воскресенье (неделю) Великого поста, а также 12 апреля, Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. По одной из версий, преподобный Иоанн родился в VI веке в Константинополе. По достижении совершеннолетия, «весьма преуспев во внешней премудрости», Иоанн оставил свой дом и стал монахом в одном из монастырей Синайской горы. После смерти своего наставника он продолжил свой подвиг в пещере у подножия Синая. Постоянно молился, днем обрабатывал огород, а по вечерам «сочинял книги, и это упражнение служило ему главным средством от уныния». Жизнь великого учителя христианского подвижничества известна нам мало. Сам он скрывал свое происхождение. Святитель Димитрий Ростовский в житии преподобного Иоанна упоминает давнее предположение, что святой Иоанн — один из сыновей преподобного Ксенофонта (память 26 января ст. ст. / 8 февраля н. ст.) и Марии, но это невозможно проверить авторитетными источниками. И хронология жизни преподобного Иоанна не может быть точно установлена. В 1902 году католический ученый Франсуа Но (Nau) предложил датировать смерть преподобного Иоанна Лествичника «примерно 649 годом». Это мнение, однако, не стало общепринятым. Оно оспаривается, например, в статье Луи Пети (Petit) во французском «Словаре католического богословия» (т. 8, 1924). В 1964 году датировку оспорил православный ученый Стергиос Саккос. Все они пытаются внести свои уточнения не на основании данных источников, относящихся к самому преподобному Иоанну, но на основании биографий других лиц, имеющих к нему то или иное отношение. Наиболее достоверно житие, составленное младшим современником преподобного Иоанна Даниилом Раифским, монахом того синайского монастыря, игумену которого Иоанну преподобный Иоанн посвятил свою «Лествицу». Творение Даниила — не житие в собственном смысле, но похвальное слово и дает минимум фактического материала. Не вдаваясь в детали различных предположений, скажем, что святой жил в VI–VII веках. Родиной его мог быть один из прибрежных палестинских городов. Часто встречающееся именование святого Иоанна Схоластиком может указывать на полученное им юридическое образование — может быть, в знаменитом высшем училище в Вирите (Бейрут). Творения святого Иоанна указывают на его прекрасное образование. Полностью статью протоиерея Валентина Асмуса о житии и главном труде преподобного Иоанна Лествичника «Лествица» читайте в мартовском номере «Журнала Московской Патриархии» (№3, 2024) и на нашем сайте: http://e-vestnik.ru/analytics/vysheestestvennyy_iravnoangelskiy_otets_ioann_lestvichnik_13114/ ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ЖИВАЯ ПАМЯТЬ: СВЯТЫЕ И МЫ Книга посвящена святым угодникам Божиим, а также новомученикам и исповедникам Церкви Русской XX века. Предстоятель Русской Православной Церкви рассказывает, какое значение они имеют для современных людей, почему нужно помнить и почитать их, чему мы сегодня можем у них научиться и почему так важно войти с ними в молитвенное соприкосновение. Издание осуществили Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви совместно с Издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Подробнее: https://rop.ru/shop/product/zhivaya-pamyat Официальный календарь Русской Православной Церкви:http://calendar.rop.ru/ Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/ В публикации использованы материалы Официального календаря Русской Православной Церкви, Журнала Московской Патриархии и Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
    0 комментариев
    0 классов
    29 МАРТА 2025 ГОДА У ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ НАСТУПИТ ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЛИКОПОСТНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА В четвертую субботу Великого поста, 29 марта 2025 года, в Православной Церкви наступит последняя Великопостная Родительская суббота – особый день поминовения усопших. Согласно Уставу Церкви, особое поминовение усопших в храмах – великопостные Родительские субботы – совершается во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. В эти три дня Православная Церковь еще раз призывает всех верующих усиленно помолиться о своих усопших родителях, родственниках и близких. В этом году вторая Родительская Великопостная суббота, которая приходилась на третью субботу Великого поста (22 марта 2025 года), была отменена из-за празднования памяти 40 мучеников Севастийских. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    2 класса
    БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТАГО ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви выпустило дополнительный тираж книги «Божественная Литургия святаго Иоанна Златоустаго». Издание выходит в серии богослужебных книг карманного формата, предназначенных для повседневного использования при совершении богослужения. Книга «Божественная Литургия святаго Иоанна Златоустаго» включает в себя: Чин священныя и Божественныя Литургии Божественная Литургия Иоанна Златоустаго Молитвы по Святом Причащении Отпусты Владычних праздников Отпусты дневнии во всю седмицу Службы на различныя потребы Издание отличает удобный карманный формат, соответствующий размерам карманного Служебника Издательства Московской Патриархии. Твёрдый переплет, выполненный из качественных прочных материалов, рассчитан на длительное использование. Издание изящно оформлено, имеет две ленточки-закладки. Текст свёрстан церковнославянским шрифтом «Триодион», который соответствует рисунку букв синодальных богослужебных книг XIX в. Отпечатана книга в две краски на тонированной бумаге. Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/seriya-bogosluzhebnyh-knig-karmannogo-formata-bozhestvennaya-liturgiya-svyatago-ioanna-zlatoustago
    0 комментариев
    0 классов
Фильтр
Показать ещё