Издательство Московской Патриархии представляет свои новые книги на XVIII Международной православной ярмарке «Широкая масленица» в Нижнем Новгороде Нижний Новгород ВЦ «Нижегородская ярмарка»
    0 комментариев
    0 классов
    МИТРОПОЛИТ БЕЛГОРОДСКИЙ И СТАРООСКОЛЬСКИЙ ИОАНН: «ДУХОВЕНСТВУ НУЖНО ЧАЩЕ ПОСЕЩАТЬ МЕСТА, ГДЕ ОСОБАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ БОЛИ» В этом году Белгородская и Старооскольская епархия отмечает 30 лет со дня своего возрождения. Белгородская область одной из первых ощутила на себе последствия событий, произошедших на Украине в 2014 году. Десять лет беженцы, спасаясь от войны в Донбассе, искали защиты в России. С началом спецоперации жестокой реальностью стали регулярные обстрелы Белгорода и приграничных населенных пунктов, попытки украинской армии прорвать оборону на границе и гибель мирных жителей. Как живет сегодня епархия, что изменилось в работе ее отделов, как выстроено взаимодействие с государственной властью и почему возросла ответственность священников, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. — Ваше Высокопреосвященство, с началом СВО Белгородская епархия стала форпостом Русской Православной Церкви на границе с Украиной. Люди живут под обстрелами врага, но церковная жизнь не замирает даже в опасных приграничных районах. Расскажите, что поменялось в жизни епархии с началом военных действий. — Город Белгород, как и другие районы нашей области, уже почти три года подвергается атакам украинских военных. Вражеские диверсионно-разведывательные группы пытались вторгаться в наши села и города. Обстрелы ракетами, сбросы взрывчатки с дронов, взрывы беспилотников за твоим окном во дворе, раненые и убитые мирные жители. Все это, к сожалению, реалии нашей нынешней жизни. Уже с первых обстрелов Белгородской области стало очевидно, что психология людей заметно и резко меняется. Кого-то сковывает страх, возникают панические настроения, у кого-то появляется ненависть. Чтобы избавиться от этих состояний, нужно молиться. Молиться и о самих себе, и о своих ближних. Нужно воздвигнуть духовный щит и над собой, и над теми, кто нам дорог. Невозможно освободиться от страха, особенно если ты помышляешь не о христианской любви, а о ненависти. Должна быть решимость защитить ближних, и в этом — высший смысл любви. Так защитил свою девятимесячную сестренку Ангелину десятилетний белгородский отрок Евгений — он прикрыл ее во время обстрела своим телом и этим спас, приняв на себя осколки от снаряда. И подобных примеров жертвенной любви можно привести немало. О том, что преодоление страха и ненависти достигается молитвой к Богу, участием в богослужениях, в делах милосердия, в поддержке друг друга, в сохранении единства, в твердой надежде на Бога и доверии Ему, надо сейчас говорить пастве. Об этом я часто напоминаю духовенству. На проповедях не нужно обсуждать военные действия и не должно звучать каких-то «пророчеств» о том, когда и как завершится СВО. Священники обязаны, прежде всего, заботиться о мире в душах прихожан. И вся проповедь с церковного амвона должна быть посвящена духовному устроению людей, которым приходится переживать все эти события. Духовенству нужно как можно чаще посещать те места, где особая концентрация боли, — военные госпитали, пункты временного размещения (ПВР), центры благотворительной помощи, куда обращаются нуждающиеся. Вовремя поддержать и ободрить человека — это тоже одна из наших задач. Каждый приход в нашей епархии избрал свою форму помощи бойцам СВО. Одни собирают гуманитарную помощь, другие кормят домашними обедами солдат в приграничной зоне, третьи плетут маскировочные сети, а кто-то делает окопные свечи или варит печки-буржуйки, необходимые для обогрева блиндажей. Люди исходят из того, что нужно обязательно помогать. А чем именно — решает сам приход. Однако помощь нашим защитникам — это только часть приходской жизни. Для епархии важно поддерживать и другие направления деятельности, заботиться о том, чтобы люди не уехали из Белгородской области. Поэтому богослужения у нас нигде не прерываются, даже в городе Шебекино, который обстреливают ежедневно. Образовательные, культурные, патриотические мероприятия, в том числе для детей, проходят везде, но с учетом мер безопасности. Все это отражено на сайте епархии. Так, 3 декабря, в День Неизвестного Солдата, наше духовенство участвовало в захоронении останков погибших в Великую Отечественную войну советских солдат на мемориале «В честь героев Курской битвы». Тогда были преданы земле останки 44 воинов. Полностью читайте в февральском номере «Журнала Московской Патриархии» (№2, 2025) и на нашем сайте: http://e-vestnik.ru/interviews/mitropolit_belgorodskiy_ioann_interview_13394/ ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл РЕВНУЙТЕ О ДАРАХ ДУХОВНЫХ Настоящий сборник, составленный из слов Святейшего Патриарха Кирилла, произнесённых им в разные годы пастырского служения, посвящён молитве и духовному возрастанию. Слова Патриарха помогут читателю осознать истинное призвание человека и направить все свои духовные силы на решение главной жизненной задачи, стоящей перед каждым христианином. Книга обращена ко всем, кто стремится обрести радость в сердце, подлинное благополучие и счастье. Подробнее:https://rop.ru/shop/product/revnuyte-o-darah-duhovnyh Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА ПСТГУ «НОВОМУЧЕНИКИ» ПРОВЕЛА ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С 17 по 19 февраля 2025 года учащиеся 9-11 классов из Крыма, Владимирской, Самарской, Рязанской, Смоленской, Волгодонской областей, из Московского региона и Ханты-Мансийского автономного округа приняли участие в занятиях Богословской школы «Новомученики», созданной в ПСТГУ. Богословская школа «Новомученики» – новый проект университета, направленный на знакомство школьников с богословско-философской проблематикой и историей Церкви. Тема занятий была приурочена к 100-летию кончины Патриарха Тихона и посвящена подвигу новомучеников и исповедников российских, причисленных к лику святых за твердость в вере в годы гонений советской власти. Цель школы – интеллектуальное погружение в проблематику и темы, выходящие за рамки школьной программы, но значимые для понимания культуры, богословия, философии и истории в целом. Работа со школьниками направлена на подготовку проектов, в которых через архивный материал старшеклассники осмысляют ситуацию сегодняшнего дня, выстраивают смысловые связи между собой и теми, кто жил, творил и мыслил в предыдущие эпохи. А новые исторические факты позволяют им взглянуть на трагедию Русской Церкви в ХХ веке под другим углом. Из многих желающих юношей и девушек в Москву были приглашены 34 участника. Критерием отбора стало мотивационное письмо. В состав приглашенных вошли старшеклассники из общеобразовательных и православных школ, гимназий и лицеев. Программа включала в себя семинары, лекции, экскурсии, показ документального спектакля, беседы с профессорами ПСТГУ, молодыми исследователями и специальными гостями – ректором ПСТГУ епископом Егорьевским Мефодием и руководителем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессором МГИМО Владимиром Романовичем Легойдой. Как написала в одном из отзывов девушка по имени Анастасия: «От всей души благодарю всех организаторов прекрасной Богословской школы! Как сказано в одной французской пословице: «Подлинное знание дается в трудном испытании». Я думаю все эти лекции, встречи, экскурсии заметно расширили мой кругозор и понимание значения подвига новомучеников! Рада, что ПСТГУ постоянно разрабатывает новые интересные проекты». Тема следующей школы – Вселенские соборы. Она пройдет 14-17 мая, регистрация открыта уже сейчас. По словам ректора ПСТГУ епископа Егорьевского Мефодия, эта Школа создана для того, чтобы старшеклассники вместе со студентами и преподавателями приобщились к подвигу новомучеников и исповедников Русской Церкви в двух аспектах: «Во-первых, нам очень хотелось, чтобы школьники прикоснулись к опыту научного исследования подвига новомучеников. Для этого мы организовали ряд лекций и семинаров с участием наших профессоров и молодых преподавателей. В основе Школы лежат многочисленные исследования, выполненные нашими сотрудниками. Вторая, но не менее важная цель проведения Школы — дать участникам возможность прикоснуться к теме новомучеников не только как к одному из сюжетов нашей истории, но и как к опыту живого церковного почитания. Такое объединение образования, научной работы и церковной жизни является важной миссией нашего Университета». ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА: Образование + Воспитание = Личность В Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви вышла в свет новая книга Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Церковь и школа: Образование + Воспитание = Личность». В книге Святейших Патриарх Кирилл поднимает наиболее важные вопросы, касающиеся современного образования в России. Автор делает акцент на том, что познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Перед Церковью и светской педагогикой стоит одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность. Подробнее: https://rop.ru/novosti/article_post/patriarh-moskovskiy-i-vseya-rusi-kirill-cerkov-i-shkola-obrazovanie-vospitanie-lichnost Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    25 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО 25 февраля Православная Церковь вспоминает святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (+ 1378 г.). Святитель Алексий (в миру – Елевферий) родился в семье боярина Феодора Бяконта в Москве. По преданию, еще в детстве он узнал о своем будущем высоком предназначении. Задремав во время ловли птиц, он услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». Еще в юношестве приняв монашество, святитель Алексий 20 лет в строгих подвигах подвизался в Московском Богоявленском монастыре. Затем 12 лет он был митрополичьим наместником. В 1354 году святитель был избран митрополитом Московским и всея Руси. За годы архипастырского служения он много путешествовал, зачастую, исполняя роль дипломата. Известен случай, когда святитель Алексий прибыл в Золотую Орду и своими молитвами исцелил слепую супругу хана Тайдулу. Перед смертью святой митрополит завещал похоронить себя в Чудовом монастыре, за алтарем храма, однако князь Димитрий Донской, почитавший святителя, велел положить его тело около алтаря. 20 мая 1431 года свод храма обрушился из-за ветхости, а во время строительства нового храма были обретены мощи святителя Алексия. В 1485 году их перенесли в храм, названный в его честь. Сегодня они находятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. Официальный календарь Русской Православной Церкви:http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    25 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 25 февраля Церковь вспоминает Иверскую икону Богородицы. Во времена иконоборчества в дом одной никейской вдовы ворвался отряд солдат. Они искали священные изображения и уничтожали их. Увидев на стене в одной из комнат икону Божьей Матери, воины скинули ее на пол, а один из солдат пронзил копьем пречистый лик Богородицы. И тут случилось чудо: на глазах у потрясенных вандалов из пронзенного копьем лика Пречистой Матери истекла настоящая человеческая кровь. Пользуясь растерянностью солдат, хозяйка отдала все деньги, что у нее были, и попросила отложить расправу над иконой до следующего дня. Солдаты ушли, но пообещали вернуться завтра и довершить начатое кощунство. Образ Богородицы был очень дорог вдове: по преданию, икона была написана самим апостолом Лукой, который часто изображал Божию Матерь при Ее жизни. Едва солдаты покинули ее дом, женщина с сыном-подростком обернули святыню тканью и направились с ней к Мраморному морю. Там они вознесли молитву ко Господу, моля Его позаботиться дальше о судьбе образа. Едва икона коснулась воды, неведомая сила подняла ее и словно поставила на водную гладь. Взошло солнце, и тогда течение подхватило икону, и она поплыла на юго-запад. Женщина понимала, что солдаты теперь ее убьют. Поэтому она велела сыну идти на запад, на гору Афон. На следующий день разъяренные солдаты расправились с вдовой, сын же ее, после долгих скитаний, пришел на гору Афон, где через некоторое время принял постриг. Поведал он братии и о том, как когда-то вместе с матерью они спасли икону. Эта история была монастырской легендой, пока однажды не стала реальностью. Как-то несколько монахов Иверона — Иверского монастыря, который был основан грузинами-иверами в конце X века, сидели и беседовали на берегу моря. И вдруг они замерли в священном ужасе: в нескольких сотнях шагов от линии прилива на воде стояла икона, от которой в небо шел яркий столб света, озарявший все вокруг, как солнце. Монахи поплыли к образу на лодке, но он все время удалялся от них. Тогда иноки взмолились Господу и Божией Матери, чтобы Они подсказали, что им делать. Спустя несколько дней отшельнику Гавриилу было ведение, что он должен дойти по воде и забрать образ Пречистой Девы. Так он и поступил. Икону поместили в главный храм обители, но ночью она чудесным образом оказалась над вратами монастыря. Богородица вновь явилась Гавриилу и повелела оставить Свой образ там. При патриархе Никоне, когда наладилась тесная связь между Москвой и другими Православными Церквами, появилась возможность заказать у афонских мастеров точную копию Иверской иконы Божией Матери. В 1648 году сей список прибыл в Москву. Случилось это 13 (26) октября. Великую святыню встречал сам русский царь Алексей Михайлович в сопровождении десятков тысяч москвичей. В России с привезенного образа сразу же сделали список. Ту икону, что привезли из Греции, отправили на Валдай — в специально для нее устроенный патриархом Никоном Иверский монастырь. Эта икона утеряна, последняя информация о ней датируется 1913 годом. Судьба второго списка также неизвестна. Он находился в часовне у Воскресенских ворот на Красной площади. Перед сносом часовни в 1929 году активисты атеистической агитбригады устроили показательное сожжение всех святынь, которые хранились там. Возможно, икона погибла в этом огне. Впрочем, другие источники говорят, что образ удалось спасти, и теперь он находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Существует старинное предание, что Афонская Иверская икона окажется знамением конца истории человечества. Перед вторым пришествием Христовым она снова уйдет по воде — на Восток, навстречу Спасителю. Официальный календарь Русской Православной Церкви:http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    23 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВСПОМИНАЕТ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОГНЕВИДНАЯ» 23 февраля Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери «Огневидная». Сей образ Царицы Небесной был явлен в 598 году. Относительно места явления «Огневидной» иконы Пресвятой Богородицы никаких сказаний не сохранилось. Божия Матерь на этой иконе изображена одна, без Младенца Иисуса. Лик Ее обращен в правую сторону. Одежда на Пречистой Деве красного цвета, что и послужило поводом к наименованию сей иконы. Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    23 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ НЕДЕЛЮ О СТРАШНОМ СУДЕ (МЯСОПУСТНУЮ) В воскресенье 23 февраля 2025 года Православная Церковь празднует Неделю (воскресенье) о Страшном суде (Мясопустную). Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту называется в православном календаре Неделей о Страшном суде или Мясопустной. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за литургией — о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе — предписанием церковного устава: не употреблять после этого воскресенья в пищу мясные продукты. В Священном Писании сказано, что, когда настанет Конец Света, все, жившие на земле, воскреснут и предстанут перед судом Сына Божьего. Это один из догматов Православия, который мы провозглашаем в «Символе веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Люди знают, что Господь милосерден, исполнен любви к человеку. Однако Церковь напоминает, что Господь еще и праведный Судия, поэтому в Судный день никому не удастся избежать расплаты за свои грехи. На Литургии мы слышим слова Христа Спасителя о Страшном Суде, в которых Он указывает Своим ученикам на необходимость милосердия к ближним, чтобы сподобиться милости Божией в грядущий великий день Господень, когда будут судимы все люди, жившие на земле от начала мира. Поэтому те из нас, кто считают себя учениками Христовыми, должны вникнуть в эти слова и постараться изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Цель богослужения этого дня — привести каждого к покаянию, к решению начать исправлять свою жизнь. ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Библия — главная книга христиан, поэтому для официального издательства Русской Православной Церкви выпуск библейских текстов является главным делом. Прежде всего речь идет о Библии на русском языке в синодальном переводе, впервые опубликованном в 1876 году. Издатели не ставят перед собой задачи делать новые переводы, но стараются донести до всех чад Церкви библейский текст, освящённый традицией и благословлённый Священноначалием. Подробнее: https://rop.ru/shop/product/bibliya-knigi-svyaschennogo-pisaniya-vethogo-i-novogo-zaveta ЧИТАТЬ БИБЛИЮ ОНЛАЙН Ветхий Завет: http://calendar.rop.ru/bibliya1/01gen01.html Новый Завет: http://calendar.rop.ru/bibliya1/51mf01.html Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/ В публикации использованы материалы Официального календаря Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии.
    0 комментариев
    0 классов
    22 ФЕВРАЛЯ РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ 22 февраля Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Тихона (+ 1925 г.), Патриарха Московского и всея России, произошедшее в 1992 году. Святитель Тихон (в миру – Василий Иванович Беллавин), родился 19 января 1865 года в селе Клин на древней Псковской земле. Детские годы будущий патриарх провел в городе Торопец Псковской губернии. В 1878 году он окончил училище, а после – Псковскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию. 14 декабря 1891 года в церкви Трех святителей при Псковской семинарии Василия Беллавина постригли в монахи с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского). Вскоре Тихон был последовательно возведен в сан иеродиакона и иеромонаха. 19 октября 1897 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга он был рукоположен в сан епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Осенью 1898 года владыка Тихон был переведен на одну их самых далеких кафедр – Алеутско-Аляскинскую. В мае 1905 года он был возведен в сан архиепископа Алеутского и Северо-Американского. 25 января 1907 года святитель Тихон назначается архиепископом Ярославским и Ростовским и возвращается в Россию. 2 января 1914 года владыка Тихон был поставлен на новую кафедру – Литовскую и Виленскую. А в Ярославле его избрали почетным гражданином города. 13 августа 1917 года святитель Тихон был возведен на Московскую кафедру, а уже 15 августа начал свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, задачей которого стало избрание патриарха, так как со времен Петра I патриаршество было упразднено. 28 октября (10 ноября) 1917 года Поместный Собор принял решение о восстановлении патриаршества в России. 5 (18) ноября состоялось историческое событие – тайным голосованием из числа трех кандидатов митрополит Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси. Его патриаршее служение выпало на самый трагичный момент в истории России – революцию 1917 года и последовавшую затем Гражданскую войну. 7 апреля (н. ст.) 1925 года в Москве патриарх Тихон отошел ко Господу. Прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. Обретение мощей святителя произошло в 1992 году во время восстановительных работ в Малом соборе Донского монастыря, который до этого пострадал в результате поджога. После обретения честные мощи стали открыто покоится в Большом соборе Донской обители. В 2022 году отмечалось 30-летие обретения мощей святителя Тихона. А ровно 100 лет назад до этого события, весной 1922 года, Патриарх Всероссийский Тихон прибыл на поселение в кельи возле Тихвинской надвратной церкви Донского монастыря. Но не как Предстоятель самой многочисленной Православной Церкви на свете, а как арестант, заключенный под стражу богоборческой властью, и подследственный по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Семьдесят лет спустя, в феврале 1992 года, в той же обители были обретены мощи прославленного Церковью в лике святителей первоиерарха. Событие это было сколь чудесным, столь и малоожидаемым. О событиях тех дней читайте в материале «Как сначала предали забвению, а потом нашли патриаршую могилу», опубликованную в №2, 2022 года «Журнала Московской Патриархии» и на нашем сайте: http://e-vestnik.ru/analytics/moschi_patriarha_tihona_patriarshaja_mogila_11975/ ТЕКСТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ В ГОДИНУ ТЯЖКУЮ БОГОМ ИЗБРАННЫЙ… Патриарх Московский и всея Руси Кирилл В серии «Слово Святейшего Патриарха» вышла книга «В годину тяжкую Богом избранный…» Посвященная святому патриарху Тихону – первому Предстоятелю Русской Церкви после восстановления Патриаршества в России. «Возглавляя Церковь в момент исторического катаклизма, Патриарх Тихон делал все для того, чтобы сохранить наследие Божие, сохранить верность Христу, сохранить верность каноническому устройству Церкви». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Подробнее: https://rop.ru/shop/product/v-godinu-tyazhkuyu-bogom-izbrannyy-k-100-letiyu-patriarshey-intronizacii-svyatitelya-moskovskogo-tihona Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ЖИВАЯ ПАМЯТЬ: СВЯТЫЕ И МЫ Книга посвящена святым угодникам Божиим, а также новомученикам и исповедникам Церкви Русской XX века. Предстоятель Русской Православной Церкви рассказывает, какое значение они имеют для современных людей, почему нужно помнить и почитать их, чему мы сегодня можем у них научиться и почему так важно войти с ними в молитвенное соприкосновение. Издание осуществили Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви совместно с Издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Подробнее: https://rop.ru/shop/product/zhivaya-pamyat Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/ Оформить подписку на «Журнал Московской Патриархии»: http://podpiska.jmp.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    22 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТМЕЧАЕТ ВСЕЛЕНСКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ МЯСОПУСТНУЮ СУББОТУ 22 февраля 2025 года в Православной Церкви наступает вселенская Родительская Мясопустная суббота — день особого поминовения всех усопших от века христиан. Мясопустной она называется потому, что предшествует Мясопустной неделе (воскресенью) о Страшном Суде. Родительские субботы — дни сугубого поминовения усопших христиан. Всякая суббота (кроме тех случаев, когда в субботу Церковь празднует полиелейный, бденный или великий праздник) посвящена поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни, именуемые Родительскими. В эти дни православные христиане за богослужением и на панихидах сугубо молятся о своих усопших родственниках, а также обо всех усопших христианах. Все Родительские субботы имеют переходящую дату. Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    0 классов
    РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ И МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ: ИСТОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ И ПРИМИРЕНИЯ ВНУТРИ ПОМЕСТНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. - Андрей Александрович, учебное пособие стало одним из закономерных итогов того, что в свое время вы избрали тему истории РПЦЗ главной в своих научных изысканиях. Почему так вышло, что определило ваш выбор? - Интерес возник в 1990-е годы, когда после долгих лет «отмены» русской духовности появилась возможность услышать правду о нашей истории, культуре и святости. Наступило освобождение Церкви, стали издаваться труды святых отцов, религиозных философов, а также представителей церковной эмиграции: иеромонаха Серафима (Роуза; † 1982), святителя Серафима (Соболева; † 1950) и других. Печатались жизнеописания святителя Иоанна Шанхайского († 1966). В России в начале 1990-х годов церковно-издательская деятельность только приходила в движение. В какой-то момент эмигрантская церковная литература в освещении некоторых вопросов даже вышла на первый план. Можно привести в пример труды иеромонаха Серафима (Роуза) против уфологии, восточных культов и так далее. Помню, как в 1990-х годах писал в Московской духовной академии сочинение о даре языков и нашел только издания Русской Зарубежной Церкви, кроме сектантских, но они не в счет. У Московского Патриархата своих исследований об этом еще не было. То же самое и с другими дисциплинами. Новый Завет изучали по трудам архиепископа Аверкия (Таушева; † 1976), догматическое богословие учили по учебнику протопресвитера Михаила Помазанского († 1988), церковную историю — по Н. Д. Тальбергу († 1967). С другой стороны, примерно в то же время мы узнали о прискорбном деянии руководства Русской Зарубежной Церкви — об открытии приходов и параллельных епархий на территории современной России. В результате сложилось двойственное отношение к Русской Зарубежной Церкви: в чем-то она была для нас другом и путеводителем, в чем-то недружелюбным оппонентом. И тогда захотелось изучить ее историю внимательно и отстраненно, чтобы непредвзято ответить на все возникающие вопросы. - Не было негативного отношения к авторам-эмигрантам? Их трудами пользовались и до 1990-х годов, несмотря на ситуацию раскола? - Как мне кажется, авторы из русской эмиграции не рассматривались как враги. Наверное, было глубинное понимание, что эмигрантские богословы — это одно целое с нами. А политика руководства РПЦЗ в 1990-х годах была воспринята как непродуманная и поспешная. Полностью читайте в январском номере «Журнала Московской Патриархии» (№1, 2025) и на нашем сайте: http://e-vestnik.ru/interviews/russkaya_pravoslavnaya_tserkov_zagranicey_13377/ Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/
    0 комментариев
    0 классов
Фильтр
Показать ещё