14 апреля 2025 года, начинается Страстная седмица (неделя) — особенное время Великого поста. Фактически сам пост, как период нашего сугубого покаяния, завершен, и теперь начинается новый этап. На Страстной седмице день за днем вспоминаются последние дни земной жизни нашего Спасителя.
Наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря игумен Флавиан (Матвеев) в своем духовном наставлении рассказал, как устроена Страстная седмица, и в чем заключается ее особый духовный смысл и значение.
– Вот и позади Святая Четыредесятница, основная часть Великого Поста, когда все мы были сосредоточены на подвигах самоограничения, аскезы. Наступает Страстная седмица. Это шесть дней, когда Святая Церковь призывает нас молитвенно вглядываться в евангельское повествование о страданиях Спасителя. Само название этого благословенного времени говорит об этом: Страстная седмица – это Неделя Страданий. Так будет по-русски.
Страдания и смерть Господа Иисуса Христа предваряют самое главное событие во всём Новом Завете – Его воскресение из мёртвых. Христос Спаситель – Бог, ставший человеком, – расстаётся с жизнью добровольно, чтобы воскреснуть из мёртвых и победить смерть, а ещё – поделиться с нами плодами этой победы.
Христос – это Бог и вершитель, а не жертва сложившихся обстоятельств. О Своей жизни Христос Спаситель говорит так: «…Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (Ин. 10: 17-18).
Так говорит нам Евангелие. В страданиях Христа заключается великая тайна для нас, христиан, потому что Его страдания, смерть и воскресение несут в нашу жизнь спасение. И мы, с одной стороны, понимаем, что Бог мог бы спасти человечество безо всех этих страшных и драматических событий, но с другой стороны, склоняем свои головы перед выбором Спасителя мира.
Мы понимаем, что это именно Он предусмотрел и предопределил наилучший из возможных путей спасения каждого из нас. Всех нас, наречённых высоким званием христиан, и соединённых в Его Святую Церковь.
Страдания Христовы неразрывно связаны с нашим входом в церковное общение, которое совершается через таинство Святого Крещения. Об этом нам говорит святой апостол Павел в своём послании к Римлянам: «…все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 3-4). Когда человек входит в купель крещения и погружается в воду, он символически умирает вместе со Христом. Вода делается для него в этот момент прообразом смерти, как это было, к примеру, во время Ноева потопа. А когда человек выходит из воды, тогда он символически воскресает вместе со Христом, для того, чтобы далее жить жизнью новой и светлой, полной благодарности к Спасителю. Поэтому на Страстной седмице христианин обычно найдёт время для того, чтобы осмыслить своё вхождение в Церковь, своё пребывание в церковной жизни, своё стремление к Богу, ставшему Человеком, чтобы воздать благодарение Ему за дар Святого Крещения.
Тема страданий Господа Иисуса Христа – основная тема всех четырех евангельских повествований: событиям этих немногих дней посвящён целый ряд глав. Одна неделя времени – и очень длинный, подробный рассказ каждого из четырёх евангелистов.
И поэтому Святая Церковь с точностью прослеживает все эти дни вслед за Евангелием, начиная от Лазаревой субботы, когда празднуется воскрешение Спасителем Его друга Лазаря, и входа Господня во Иерусалим, и до самого дня Воскресения Христа из мёртвых. Один день описания давно свершившихся событий в Евангелии соответствует одному дню богослужений, характерных и разнообразных. В них мы встретим тексты песнопений, проникнутых высокой поэзией, великим смыслом, призванным растопить греховный лёд наших сердец.
В первые три дня Страстной седмицы, где каждый день – великий, и к названию каждого дня присоединяется этот торжественный эпитет, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. У верующих есть возможность причаститься Тела и Крови Христовых во время торжественной вечерни с очень красивыми песнопениями и символическими обрядами. И в эти три дня можно услышать трогательное песнопение, которое напоминает нам о последнем дне бытия человечества: «Се, жених грядет в полунощи…» Да, мы должны всегда помнить о том грядущем дне, когда Христос Спаситель придёт во второй раз, чтобы завершить, подвести итог земному периоду жизни человеческого рода, судить каждого человека Своим верным, справедливым судом. В песнопении грядущий Христос предстаёт в образе Жениха из евангельской притчи о десяти девах, из которых не все встретили Его достойно. Песнопение предлагает нам позаботиться о том, чтобы не заснуть в греховном забытьи, проснуться от сна и войти вместе со Христом в Его Небесное Царство.
Вечером Великой Среды верующие стараются придти в храмы на исповедь, приготовиться ко Святому Причащению, потому что следом, в Великий Четверг, совершается воспоминание установления Спасителем Таинства Святого Причащения. В этот день совершается длинная и торжественная литургия святителя Василия Великого, начинающаяся вечерней. В этот день вместо Херувимской песни поётся песнопение «Вечери Твоея тайныя…», в котором мы призываем Христа Спасителя сделать нас участниками той самой Трапезы за закрытыми дверями, во время которой Он причастил Своих учеником Своим Телом и Своей Кровью, под видом хлеба и вина. Эта Трапеза, которая в православной традиции именуется Тайной Вечерей, совершается в вечности, так как её возглавляет Сам Бог, ставший человеком. И мы просим, ждём и верим, чтобы то собрание верующих, на котором присутствуем мы, возглавляемое священником или епископом, соединилось бы с этой вечной Трапезой. Чтобы мы были, по нашей вере, её действительными участниками, такими же, какими были в тот самый момент ближайшие ученики Христовы.
Вечером Великого Четверга совершается длинное и очень торжественное и скорбное чтение перед Распятием, вынесенным на середину храма, двенадцати Евангелий Святых Страстей Христовых. Евангельские отрывки, перетекая друг в друга, раскрывают нам величественные события страданий Спасителя. Эти чтения сопровождаются припевом «Слава долготерпению Твоему, Господи», и другими умилительными песнопениями. Во время этого богослужения верующие, как правило, стоят с зажжёнными свечами, которые символизируют горение веры и желание участвовать в страданиях Христовых своим умом и своим сердцем.
Утром в Великую Пятницу литургии не бывает. Совершается торжественное последование часов и изобразительных, с особыми песнопениями, и чтениями из Священного Писания. В народе это торжественное богослужение именуется Царскими часами.
Ближе к вечеру Великой Пятницы совершается богослужение вечерни, во время которого из Алтаря торжественно выносится Плащаница и размещается в окружении цветов и зелени посередине храма. Совершается каждение благовонным ладаном и обряд поклонения перед этой необыкновенной иконой, где изображён Христос Спаситель, лежащий в гробнице. Звучат пронзительные песнопения «Благообразный Иосиф…» и «Мироносицам женам», в которых повествуется о людях, которые погребали тело Христа Спасителя.
А в вечернее время совершается длинное богослужение, именуемое в народе «Погребение Плащаницы». Это утреня Великой Субботы. Священники, чтецы и певцы читают длинные и умилительные похвалы, которые исполнены великой поэзией, проникающей до самого сердца. Это буквально оплакивание, «отпевание» тела Спасителя, отдавшего Себя на смерть ради нашего спасения, вечного счастья и радости. В конце похвал священники поднимают плащаницу, обносят её вокруг храма и размещают на прежнем месте. Так совершается символическое погребение Христа Спасителя, в котором призваны молитвенно участвовать даже те христиане, которые не могут по тем или иным причинам быть в храме Божием. Церковный Устав указывает нам на то, что в этот день трапез не положено. Здоровым людям это может быть по силам, а тем, кто обременён болезнями, лучше будет прислушаться к мнению врачей.
В Великую Субботу утром совершается торжественная и продолжительная Литургия святителя Василия Великого. Все важные действия во время этого богослужения происходят перед Святой Плащаницей. Вместо Херувимской песни в этот день поётся «Да молчит всяка плоть человеча…» В самом деле, все уста человеческие закрываются, все мы смолкаем перед тайной смерти Христа Спасителя. Царь Царствующих и Господь Господствующих предстаёт перед нами в качестве Жертвенного Агнца. Он приносит Себя в жертву и предлагает Самого Себя на трапезе, чтобы верные могли Его вкусить. Великая тайна благочестия, когда Бог являет Себя Человеком. Великая тайна, которую Господь приоткрывает нам, в ответ на нашу веру, надежду и любовь.
Вечером Великой Субботы, перед началом Пасхального богослужения совершается последнее богослужение Страстной Седмицы. Это полунощница, во время которой Плащаница поднимается священнослужителями и в сопровождении песнопения, где есть поэтико-пророческие слова «…восстану бо и прославлюся…» вносится во святой Алтарь и размещается на Престоле. Там она будет находиться все сорок дней празднования Пасхи.
Полунощница заканчивается, и всё в храме как будто замирает.
Мы ждём того самого мгновения, когда отдавший Себя на смерть Спаситель мира, оплаканный нами и погребённый, воссияет светом Своего Воскресения, восстав из мёртвых в великой и вечной славе.
Мы ждём…