В селе Пермиси Большеберезниковского района в настоящее время проживают 303 человека, в основном пенсионеры. А было когда-то иначе. К примеру, в « Ведомостях о церкви
Покрова Пресвятой Богородицы села Пермиси Карсунского уезда… от 1896» записано: «мужеска пола - 1553 душ, женска – 1554». Жили в Пермисях мордва и русские. Основу села составляли крестьяне, кроме того были мещане, военные, духовные.
Особое место занимало духовенство. Церковь в селе была построена в 1863 году исключительно на пожертвования прихожан. Деревянное здание крытое железом имело три престола: «в настоящей холодной во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в пределах теплый правый во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, левый в честь Богоявления Господня». Тут же была возведена деревянная колокольня.
Кстати, церковная летопись «исправно» велась с 1863 года. Имелись не только приходно-расходные книги, велся не только учет церковной утвари, но были и метрические книги. Это своего рода, письменная история села. В них записывалась дата рождения, бракосочетания и смерти каждого прихожанина пермисской церкви.
Сельское училище в Пермисях, по данным церковных записей, было открыто в 1864 году, учителями при нем состояли священники. В архивных документах 1896 года читаем: « учителем при училище состоит сын священника села Сабаево, Дмитрий Павлович Сатурнов и законоучителем приходской священник. Большая часть учащихся в школе инородческая мордва эрзя, русских немного. Всего учащихся в школе мужского пола 56, а женского пола 6 человек».
За всю истории Покровской церкви служили в ней много священников. Среди них Ягодинский Иоанн Николаевич, Малинин Петр Васильевич, Подлесников Василий Григорьевич, Зефиров Александр Михайлович, Райский Иван Иванович, Краснощеков Александр Петрович. Судьба многих была закончена в лагерях, в ссылках, в тюрьмах.
Благодаря стараниям нынешнего священника, отца Виктора, на сельском кладбище на могиле священника Александра Краснощекова в этом году воздвигнут крест.
Священник во главе бунтарей
Батюшка Александр был убит 10 марта 1919 года красноармейцами. Его и псаломщика Митрофана Косынкина с женой Татьяной расстреляли во время «чапанного» бунта. Крестьянское восстание охватило тогда многие уезды Симбирской губернии. Легендарное «чапанное» восстание окрестили по названию крестьянского теплого кафтана - чапан. Мятеж творили стихийно, всем миром. Люди были доведены до крайней степени отчаяния: отнимали хлеб, скотину, уводили людей.
Врываясь в села в охваченных мятежом уездах карательные отряды Красной Армии в первую очередь арестовывали местных священников, которым приписывали якобы проводимую ими контрреволюционную агитацию и руководство восстанием. Без предъявления каких-либо обвинений их расстреливали на месте. Среди жертв «чапанного» бунта оказались о. Александр со своим псаломщиком и его супругой. «Чапанное» или как написано в документах кулацкое восстание с. Пермиси возникло видимо также стихийно. Приехавшие присмирять бунтарей красноармейцы зачинщиками бунта сочли церковнослужителей. Возможно, священнослужители дабы огородить своих прихожан от беды взяли всю вину на себя.
Прибывший уже в конце лета следователь юридического отдела Симбирского ГубЧК составил заключение, в котором сказано, что «в момент подавления восстания, как организаторы расстреляны поп Краснощеков, псаломщик и его жена – Митрофан и Татьяна Косынкины»
В деле № 5996 «По обвинению участников крестьянского «чапанного» восстания, в том числе священника с. Пермиси Карсунского уезда Краснощекова Александра Петровича, псаломщика того же села Митрофана Косынкина и его жены Татианы Косынкиной» не было обнаружено никаких документов, свидетельствующих о каком-либо участии указанных лиц в восстании, ни вообще любых документов по ведению следствия, предъявлению обвинения, судебном или внесудебном разбирательстве.
Священник Краснощеков в Пермиси был перемещен из соседнего Судосева. До этого он окончил Курскую духовную семинарию, в 1909 году архиепископом Симбирским и Сызранским Иаковом был рукоположен в сан священника и направлен на служение в с. Трубетчина Сенгилеевского уезда. В 1911 году переведен на служение в Покровскую церковь с. Судосево Карсунского уезда. В 1912 году назначен законоучителем земской школы, а также законоучителем и заведующим церковной школы с. Судосево. Через год утвержден в должности окружного миссионера-проповедника. 14 февраля 1919 года переведен в церковь с. Пермиси Карсунского уезда. Отец Александр был женат на дочери священника Зинаиде Ивановне Райской. Заштатный священник Иоанн Райский долгое время также служил в Пермисской церкви. Из-за болезни вынужден был оставить церковную службу.
В Ульяновском госархиве есть прошение на имя архиепископа Симбирского Тихона от тестя убитого отца Александра. В прошении сказано: « Зять мой священник Александр Краснощеков 10-го марта был убит красноармейцами, оставив после себя жену и троих малолетних детей 8, 5 и 4-х лет. Поэтому прошу Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, опять зачислить за мной приход Покровской церкви села Пермись, так как здоровье мое вполне исправилось».
Священнику Краснощекову от роду было 34 года.
Свято место…
В Пермисях живут потомки Косынкиных. Уважаемые на селе люди. Псаломщик Митрофан Косынкин-это их прадед. Был он человеком для того времени безусловно грамотным и ответственным. Но звали его родственники Федор. Возможно, настоящее имя было искажено, что в мордовских селах было не редкостью. Русские имена переделывали на свой лад. У Митрофана и Татьяны Косынкиных было трое детей - Херон, Иван, Агафья. По воспоминаниям родственников, после деда оставались божественные книги. Иван Иванович Косынкин, внук псаломщика, часто читал дедушкин Псалтырь. Он же говаривал: «Дедушка и бабушка были расстреляны в Удало пе( за Дальней улицей)».
По словам жителей села расстреляны были священник и псаломщик с женой за селом. Место это потом называли «Попонь пакся» - («Попово поле»).
Сама церковь была разрушена позже. Вместо нее был открыт клуб. Живут на селе еще те, кто помнит, как однажды на сцене клуба, в стенах бывшей церкви, проходило собрание, после чего ожидался концерт. Народу было много. Вдруг всем показалось, что здание стало рушиться: окна, стены, потолок начали буквально падать на людей. Поднялась паника, все направились к выходу, образовалась толкучка, большинство выбегали раздетыми на мороз. Выбежав, люди неслись кто – куда. У всех на душе - острое чувство тревоги.
Каково же было удивление пермисцев, когда на второй день оказалось, что здание стоит на месте совершенно неповрежденное. Видимо, велись в святых стенах не богоугодные разговоры. Долгое время о церкви напоминали величественные сосны, которые когда-то росли около храма. Но и те были спилены. С возрождением новой церкви и приходом отца Виктора многое изменилось. Именно благодаря его стараниям возвращаются забытые имена священнослужителей, а вместе с именами забытые страницы истории старинного мордовского села.
Светлана Пивкина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 26