ЖУРНАЛ, НА КОТОРОМ ВЫРОСЛИ ВСЕ
Если выйти на улицу любого российского города и начать задавать прохожим вопрос: «Что такое весёлые картинки?», то почти все (или вообще все, кроме разве что иностранцев) ответят: «Это детский иллюстрированный журнал». Причём возраст не важен: правильный ответ дадут и дети, и подростки, и люди средних лет, и пожилые. Кто-то читал и рассматривал журнал в детстве, кто-то покупает или раньше покупал его для своих детей, а многие мальчишки и девчонки и сейчас смеются над весёлыми историями в «Весёлых картинках». Каждый хотя бы слышал об этом журнале. В те далёкие годы, когда в нашей стране никто не знал слова «бренд», создатели «Весёлых картинок» сделали то, о чём мечтает каждый издатель, маркетолог и рекламщик: создали суперузнаваемый бренд. Имя журнала у всех на устах уже 60 лет. Согласитесь, это выдающийся успех.
А начиналось всё так. В начале 1956 года советское руководство распорядилось развивать детскую литературу и периодику, о чём было выпущено официальное постановление. Стали появляться новые детские газеты и журналы. Ситуацией воспользовался известный карикатурист «Крокодила» Иван Семёнов, у которого как раз была идея журнала для ребят примерно от десяти лет и младше. Опытный мастер в одиночку нарисовал «пилотный» номер журнала и представил его на утверждение руководству комсомола (главной молодёжной организации Советского Союза). Идея показалась начальству симпатичной, Иван Семёнов получил «добро» на запуск нового журнала и был назначен на должность главного редактора. Как появилось название «Весёлые картинки» — доподлинно неизвестно. По одной из версий, Семёнов приехал на дачу навестить сына и застал его за рисованием. Между ними состоялся такой диалог: «Что рисуешь?» — «Картинки про то, как мы тут живём». — «Какие картинки?» — «Весёлые картинки!» Это словосочетание запомнилось Семёнову и позже стало названием журнала. По другой версии, Семёнов в 1956–1957 годах иллюстрировал книгу знаменитого английского писателя-юмориста Джерома К. Джерома. И не мог не знать, что первое русское издание этого автора 1898 года называлось «Весёлые картинки». Как бы то ни было, уже осенью 1956 года вышел первый номер «Весёлых картинок», о которых вскоре узнала вся страна.
Журнал стал сразу выходить большими тиражами, но даже их не хватало на всех желающих. Советские дети с первых же номеров полюбили «Весёлые картинки», и подписка на журнал стала желанным подарком, а в газетных киосках его сметали за считанные часы. В чём же был секрет такой популярности? Почему у Ивана Семёнова и его коллег получился такой успешный проект, выражаясь современным языком?
Причин несколько. В первую очередь это личность главного редактора и собранная им команда художников. Семёнов не только сам был выдающимся мастером книжной и журнальной графики, признанным карикатуристом, но и умел привлекать к своему делу другие таланты. С журналом сотрудничали лучшие мастера того времени. Причём опытный главред приглашал в журнал как корифеев жанра, состоявшихся художников (таких как Константин Ротов, Аминадав Каневский, Владимир Конашевич, Владимир Сутеев, Юрий Васнецов), так и молодых (Михаил Битный, Виктор Чижиков, Виталий Стацинский). Это сочетание опыта, годами отточенного мастерства и молодого задора, фантазии сделали журнал уникальным, узнаваемым, придали ему собственное неповторимое лицо.
«Весёлые картинки» были журналом новаторским. Прежде всего из-за нового для того времени жанра — комикса, который активно продвигали Семёнов и его команда. В каждом номере журнала было по нескольку длинных историй с несколькими персонажами, которые обменивались репликами, напечатанными внутри «пузырей» — облачков со словами. Эта форма привычна современным детям (отметим, что взрослые её тоже любят), а тогда это было свежей новинкой, которая сразу всем понравилась. Ещё одно новаторское решение, полюбившееся маленьким читателям, — альбомная (горизонтальная) ориентация журнала, который из-за этого был похож на художественный альбом. Уже одним этим «Весёлые картинки» выделялись на фоне остальных журналов, обращали на себя внимание. И художникам так было удобнее заполнять страницы своими рисунками.
Семёнов и другие художники журнала придумали целую компанию «сквозных» персонажей, которые веселили читателей из номера в номер. Это знаменитый «Клуб Весёлых человечков» — Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино. Ребята ждали новых встреч с забавными человечками, и выход каждого нового номера становился настоящим праздником.
В журнале сложилась прекрасная атмосфера. Здесь поощрялись талант, юмор, выдумка, неожиданные решения. В редакции постоянно слышался смех, между сотрудниками были дружеские отношения. Художник Леонид Сергеев вспоминает атмосферу «Весёлых картинок» такими словами: «Потрясающий мир художников-юмористов, клан неисчерпаемых выдумщиков и едких насмешников. Этот клан можно представить в виде облака с электрическим полем юмора, попадая в которое невольно трясёшься от смеха». А Константин Ротов, один из столпов журнала, говорил так: «Крокодил» — мой долг, а «Весёлые картинки» — моя любовь».
Отчасти эта атмосфера была связана с таким удивительным фактом: «Весёлые картинки» были единственным в Советском Союзе печатным изданием, которое не проходило цензуру, которая в те времена была строго обязательной для всех. Каждый журнал, газета, брошюра, книга, прежде чем отправиться в типографию, проходили проверку на благонадёжность. «Весёлые картинки» были единственным исключением. Конечно, партийное и комсомольское руководство контролировало журнал, но по сравнению с другими изданиями давление сверху было минимальным. И авторы журнала чувствовали себя достаточно свободно.
А ещё в журнале совсем не было скучных нравоучений. Вернее, совсем никаких не было. Люди, которые делали «Весёлые картинки», не стремились поучать и воспитывать своих читателей. Они просто хотели смешить ребят, рассказывать и показывать им что-то забавное и интересное. Дети всегда очень тонко чувствуют такие вещи, и эта тональность разговора им очень нравилась.
Вот так и получился популярнейший детский журнал, тираж которого в начале 80-х годов прошлого века достигал фантастических по нынешним временам девяти с половиной миллионов экземпляров. Сейчас, конечно, такие тиражи невозможны, этому есть объективные причины. Но и сегодня, в совершенно другое время, чем 60 лет назад, и в совершенно других условиях, «Весёлые картинки» продолжают радовать юных читателей по всей нашей стране.
В этом издании мы хотим познакомить вас с тем, как журнал начинался, вставал на ноги. Это было хорошее, весёлое время — вторая половина 50-х годов бурного прошлого века: время обновления жизни в стране и во всём мире; время надежд, изобретений, новаций. И частью этого времени были «Весёлые картинки».
Дмитрий Данилов, отрывок из книги «Весёлое детство «Весёлых картинок»
http://www.veselyekartinki.ru/