В 1893 году в Башкирию, на территорию Казангуловской волости стали переселяться немцы-менониты. В 1893-1895 годах у башкир они купили сотни десятин земли, на этих землях они основали пять деревень. В Казангуловскую волость они прибыли из Южной России. Подавляющее большинство из них в 18-19 вв. жили в Голландии. Земля в Башкирии для них казалась лучшей в Европе.
Немцы-менониты жили, замкнуто и поддерживали отношения только со своими собратьями по религии в России и за границей. У них почти не было отношений с немцами-католиками и немцами лютеранами. По своим религиозным убеждениям немцы-менониты делятся на две группы. Первая группа проповедует самый суровый аскетизм и не признаёт никаких религиозных представлений. Вторая группа: не так остро осуждает все людские слабости: танцы, курение табака и т. д. , но всё-таки аскетизм и у них - главная основа. По свидетельству очевидцев Давлекановские менониты относятся к первой группе.
Немцы-менониты серьёзно относились к образованию и обучению своих детей. До революции в деревнях и хуторах, немцы стремились обязательно открыть школы. Строили они их на свои деньги. Только в 1908 году немцы открыли две сельские школы - в деревне Каранбаш и на хуторе Гейнрихса. В этом же году в с. Давлеканово была открыта немецкая школа. Здание этой школы строилось немцами в 1904-1908 годах. Вот, что говорится в архивных документах: «Школа имеет в с. Давлеканове усадьбу с расположенными на ней школьным зданием и каменной конюшней. Школьное здание каменное под железной крышей, размер ее 47 ½ х 6 х 6 саженей, считая пристрой под рекреационным залом длиной 10 ½ саженей. Здание почти новое, т. к. построено в 1908-1910 гг. , двухэтажное. Классы, учительская, кабинеты и рекреационный зал помещаются в верхнем этаже. Все комнаты и коридоры в верхнем этаже высокие, чистые, светлые. Классы по кубатуре воздуха рассчитаны на 25-30 человек каждый. В нижнем этаже помещаются квартиры Заведующего школой, четырех преподавателей, старосты; часть нижнего этажа пустует и при надобности, после некоторого ремонта и приспособления, может быть использован под жилье, склады и т. п. Часть преподавателей живет на частных квартирах в с. Давлеканове. Освещение керосиновое, отопление паровое - дровами»1. С начала 20-х годов немецкая девятилетка существовала за счёт средств родителей.
В 1924 году в этой школе обучалось 171 ученик (96 мальчиков и 75 девочек). Следует сказать, что на русский язык по программе отводилось почти столько же - 8 - 9 часов в неделю, как и на изучение немецкого.
В 1924 году по инициативе Всероссийского общества немцев на базе Давлекановской девятилетки решено было открыть сельхозтехникум.
Инициатива в этом вопросе принадлежала Всероссийскому Менонитскому сельскохозяйственному обществу, которое на X Съезде немцев Поволжья, происходившем в Самарской губернии с 10 по 17 октября 1923 г. Постановление гласило: «открыть сельскохозяйственный техникум, где дети членов Общества меннонитов получали бы законченное среднее сельскохозяйственное образование». Обсуждая вопрос о месте нахождения техникума, Съезд остановился на Давлекановской немецкой школе 9-тилетке, Белебеевского кантона АБССР. По мнению Съезда размер помещения и благоустройство этой школы, экономические условия данного района, непосредственная близость станции Давлеканово к Самаро-Златоустовской железной дороге, очень выгодны и благоприятны.
Будущий сельскохозяйственный техникум должен был соответствовать типовому учебному заведению. Подавляющее большинство учащихся техникума должно было состоять из детей немцев-меннонитов; поэтому и преподавание в нём особенно в младших классах, должно было вестись на немецком языке.
Однако инициатива менонитов не была поддержана в Республике. И Тиссен (заведующий школой), видимо из-за неудачи ушёл с должности руководителя школы.
Немцы-менониты особенно заботливо относились к молодёжи, стараясь отвлечь их от «вредного влияния». В 1924 году констатируется: «до сего времени не один из них не только не вступил в члены РКСМ (комсомола), но даже собрания РКСМ, избегают как чуму».
В школе, если ученик оказывался неуспевающим, то его немедленно удаляли из школы и родители ставили его исключительно на домашнюю работу.
Ученики школы в целом не воспринимали Советскую власть. В 1928 году в Башнаркомпросе стало известно о «выходке» Отто Нейфельда, ученика Давлекановской немецкой девятилетки Что же натворил О. Нейфельд? В архивных документах сообщается что «ученик 8 гр. школы Отто Нейфельда допустил бестактную выходку по отношению к Интернационалу». При подготовке к празднику (годовщине смерти Ленина), во время копирования (переписывания) зачеркнул текст Интернационала. Об этом стало известно политруку школы. Он и сообщил в Наркомпрос. Однако решение Наркомпроса, рассмотревшего сообщение политрука, было мягким и гласило: О. Нейфельда «следует исключить из школы условно с предупреждением, что при первом же проступке исключение из школы произойдёт уже механически».
В конце 20-х годов, несмотря на то, что девятилетка вошла в состав школьной сети, работе школы мешали различные придирки со стороны властей. В школе была введена должность политрука. Он следил за благонадежностью учителей и учеников. Так Ольгу Эдуардовну Дик, преподавателя обществознания по его требованию отстранили от работы т. к. она имела религиозные убеждения, и не может дать ученикам понятие в различии между религией и наукой. Политрук сообщал, что «учительский состав по своей идеологии чужд советскому государству. Вся школа имеет мелкобуржуазный уклон, где господствует ещё религия».
В 30-е годы в здании бывшей девятилетки помещалось Давлекановское башкирское педагогическое училище. В годы Великой Отечественной войны здание было передано Давлекановскому училищу военно-авиационных разведчиков (ВАУр). После войны в нем располагалась воинская часть. А в настоящее время в здании идет ремонт.
2. ИЗ ЖИЗНИ ДИРЕКТОРА НЕМЕЦКОЙ ДЕВЯТИЛЕТКИ ПЕРК ИВАНА ПЕТРОВИЧА.
В 20-е годы преподавательский состав немецкой девятилетки насчитывал 9-14 учителей. Известно, что школу возглавляли Тиссен Франц Корнеевич, он заведовал школой до середины 20-х годов и Перк Иван Петрович он руководил школой с середины 20-х годов до ее закрытия и своей смерти в 1930 году.
Иван Петрович Перк был одним из самых образованных людей в Давлеканово, прекрасно эрудирован, начитан, обладал энциклопедическими знаниями.
В Давлеканово И. П. Перк приезжает из Казани в 1920 году, закончив к тому времени Казанский университет и консерваторию. В Давлекановской школе-девятилетке свою педагогическую деятельность он начинает с преподавания естествознания: физики, химии, минералогии и астрономии. Затем благодаря своей прекрасной образованности и организаторским способностям его назначают заведующим (директором) Давлекановской немецкой школы-девятилетки (бывшего центрального менонитского училища), и, кроме того, преподаёт пение, руководит молодёжным хором. В это же время усилиями и стараниями Ивана Петровича организуется симфонический оркестр, мелодии которого были слышны во всем Давлеканово. Вот как вспоминает об этом одна из его учениц Ольга Дик: «Невозможно описать, сколько усилий ему стоило достать все инструменты и разучить с нами первое симфоническое произведение. Помню, как он пришёл к нам домой и уговорил отца купить для меня скрипку. Несмотря на то, что скрипка стоила дорого, отец не смог ему отказать Уроки музыки объединили нас в дружный коллектив, и мы почувствовали ответственность друг за друга и за всех.
По отзывам учеников, И. П. Перк был талантливым музыкантом и замечательным преподавателем. Он давал вечера игры на фортепьяно, скрипке, сам пел. Учащиеся с большим удовольствием исполняли оратории, а аккомпанировал им на органе И. П. Перк. Они разучивали отрывки из опер, ставили драматические произведения: Лессинга, «Трёх сестёр» Чехова, «Ревизора» Гоголя. «Несмотря на то, что входные билеты стоили дорого, - пишет Ольга Дик, - на концерты и представления приезжали из отдаленных деревень и даже из г. Самары, с Поволжья и Сибири. Школьный зал, рассчитанный на 400 человек, был всегда переполнен».
С полученной от концертов прибыли для учащихся организовывались экскурсии. Так, в 1925 году они посетили Москву, через год путешествовали по Уралу, а в 1927 году на теплоходе по Волге доплыли до Казани.
Иван Петрович Перк собрал удивительный коллектив преподавателей, среди них интеллектуалы, замечательные педагоги и организаторы. Судьба многих сегодня нам не известна.
Русский язык преподавала Грыбанова Прасковья Павловна (сама русская). Вместе с учениками школы ставила спектакли, которые имели большой успех у давлекановцев. Она организовывала для учащихся конкурсы, викторины, выставки. Нельзя не назвать фамилии известных учителей этой школы: Реймер, Фризен, Зудерман, Фаст, Дирксен, Тевс.
Однако в конце 20-х годов, в связи с общей политической обстановкой, агрессивным насаждением атеизма, подозрительностью к немцам, многие немцы-менониты были вынуждены эмигрировать из страны. Они уезжали в Канаду, Америку. Сегодня некоторые из потомков, бежавших в свое время за границу, время от времени приезжают в Давлеканово, делятся своими сведениями, рассказывают о судьбе своих родственников. Сегодня родственники Ивана Петровича живут в Давлеканово, Уфе, Норильске, в Германии и Канаде.
Первый и пока единственный Давлекановский симфонический оркестр распался. И. П. Перк умер в 1930 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Давлекановская немецкая девятилетняя школа просуществовала чуть больше двух десятков лет, но за это короткое время она сумела дать повышенное образование не только немцам, но и тем, кто стремился к знаниям из числа евреев, русских
Особенно тяжелое время школа пережила в 20-е годы ХХ века. Подозрительность к немцам, непонимание со стороны советской власти их совершенно мирных и добрых устремлений погубили школу.
Судьба многих учителей – немцев сложилась трагически. Одни эмигрировали за границу, те, кто не сумел этого сделать были репрессированы в 30-е годы. Восстанавливая неизвестные страницы истории Малой Родины, мы отдаем дань уважения всем, кто пережил то страшное время, кто любил свою Родину, свой край.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев