ТУГАРИН ЗМЕЙ (1028 —1096 ) возможно был из башкирского племени Елан.
Происхождение: род Кыпсак ;
Полное имя: Тугоркан Шаруканид (с тюркского Tugar-qаn – рождённый ханом);
Другие имена: Тугоркан Змеевич, Тугарин Змей, Тугор Шарукан, Тугор-хан Елан
Башкирское племя Елан (Змея).
Башкиры племени елан (йылан) — потомки одного из древнетюркских племен, которое включилось в состав кыпчаков еще на ранней стадии их истории миграции на запад.
По утверждению ряда исследователей, опирающихся на значение этнонима (йылан — змея) и упоминание Ибн-Фадлана о поклонении древних башкир змеям, племя елан относится к числу древнейших образований на территории Башкортостана.
Этнограф Р. Г. Кузеев связывает происхождение еланцев с кипчакскими племенами, аргументируя это временем их совместной миграции в Приаралье в домонгольский период и тем, что еланские тамги, их структура, явно кипчакского типа. Еланцы, соседи киргизов и канлинцев в долине Белой, были тесно связаны с ними и с кыпчаками как временем миграции в Приуралье (XIII—XIV вв.), так и предшествующей историей в Дешт-и-Кипчаке.
Отличительная черта Тугарина Змея
Не редко давние писатели отмечали слова самих половцев, не упускающих возможности вознести своего хана: «Тугар-хан великий, он может переплыть Днепр с кошем в руках». Кошем называли котёл, а в переводе с тюркского «кош» – это кочевье. По-видимому, «кошем» был общий котёл, в котором готовили пищу для куреня либо аула, в зависимости от размера орды, а значит – котёл был огромным. Посуда для приёма пищи являлась неотъемлемым бытовым атрибутом у половцев, подтверждением чему служат сохранившиеся в степях Украины каменные бабы, держащие в руках чашу – тотем кочевнической жизни. Это обстоятельство служит дополнением, отчего половцы приводили пример о величии своего хана, используя именно котёл.
Во второй половине XI века в Диком Поле Южной Руси (современная Украина) среди заметных половецких князей, более всех, прошлые авторы отмечали: Осень, Аепа, Боняк, Шарукан, Куря и Тугоркан. Во время первых войн, кипчакские ханы для народа русского выглядели все на одно лицо. Не желая теряться среди остальных и ревностно относясь к своей славе, Тугарин стремился выделится от остальных половецких князей и перед каждым боем одевал на спину кафтана бумажные крылья. Историографы не придали видимому факту особого значения, поскольку на Руси бумага появилась лишь в 60-х годах XVI века. Однако в Европе пользовались бумагой уже в XI-XII веках, где не редко бывал Тугарин со своим соратником Боняком, откуда, очевидно, бумажные крылья и привёз. Следует отметить, что, до использования отличительной черты (1091), он летописцами не упоминается.
ВЕРОЯТНЫЙ ОТЕЦ ТУГАР ХАНА.
Вероятный отец Тугарина Змея (Тугара Змеевича) - Змей Горыныч (Змей с гор). Точное имя отца Тугарина Змея в летописях не упоминается. Лишь в устном сказании, изредка в былинах присутствуют сведения "о бахвальстве ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА своими сынами, которые его превосходят в силе, и более всех выделял ТУГАРИНА ЗМЕЯ, значительно перенявший суровый нрав своего родителя." Ежели следовать хронологии событий, начиная с даты прихода половцев в земли Русские – это 1055 год, то становится возможным сформировать предположение, кто мог быть настоящим отцом Тугарина Змея.
Во всех давних источниках описана первая встреча половецкого хана Болуша с князем Всеволодом Ярославичем в землях Переяславского княжества в 1055 году. Предводители дружелюбно пообщались, обменялись подарками и мирно разошлись. В это время Тугоркану исполнилось 27 лет. Если отец Тугарина к этому моменту был жив, то вероятно присутствовал на этой встрече.
Согласно кипчакских законов, титул хана передавался по наследству, поэтому отец Тугарина был ранее колоритной фигурой в орде. В период 1055–1091 годы известны лишь 3 великих половецких хана из рода «Тертер-оба», от которого происходил Тугоркан: Болуш, Искал и Итлар. Но в виду того, что военные конфликты между русскими и половцами начались с 1061 года, то и поиск нужно проводить после этих лет. К этому времени, Болуша уже видимо не было в живых, поскольку в летописях его имя больше не упоминается. Следующим во главе орды становится хан Искал, который наносит первое поражение Всеволоду Ярославичу под Переяславлем (1061).
Хан Искал (Сакал) погиб в 1064 году в бою с Изяславом Ярославичем (второй сын Ярослава Мудрого). Хан Итлар [Идолище Поганое], как известно: застрелен из лука Олбергом Ратиборичем в княжеских стенах Переяславля. В строках стародавнего автора описано, как неимоверно разозлился Тугоркан, узнав о гибели Итлара и, несмотря на предыдущее поражение в Византии, тот час бросился осаждать Переяславль.
Итлар не мог приходиться отцом из-за возраста: когда совершался обмен в Переяславле, Итлара на Святослава Владимировича, [если он его отец] то Итлару на тот момент было более 80 лет. Кто менял бы старика на сына Владимира Мономаха[?]. Следовательно, он доводился братом Тугарина. Из чего напрашивается вывод, что отцом Тугарина Змея мог быть только – хан Искал. И вот именно о нём отзываются летописцы, как о жестоком и беспощадном князе половецкой орды.
В былинах основными победителями Змея Горыныча изображены два «храбра»: Никита (Кирилл) Кожемяка и Добрыня Никитич. Как известно, оба жили в другое время.
Часто в Змее Горыныча видят Тугарина Змея. Но раз нет точных сведений о подлинности Змея Горыныча, то его подвиги вполне мог совершить Тугоркан: в то время – когда он не имел отличительной черты. Но, если допустить, что отцом Тугарина был хан Болуш, в таком случае, жителям Руси он был незнаком.
Потомки Тугарина Змея:
Дети Елены Тугоркановой (внуки Тугарина Змея)
В браке Святополка с Еленой Тугоркановой (дочь Тугоркана) родились дети:
• Брячислав Святополчич [в крещении Павел] (1104/1105 — 28 марта 1127) — князь Туровский в 1118 – 1123 годах;
• Изяслав Святополчич (когда родился не известно – ум. 23 декабря 1127) — князь Туровский в 1123 – 1127 годах.
• Дочь Мария (? - после 1145)
В летописях упоминаются 1-2 раза: родились-умерли; прожили короткую жизнь, ничем примечательным не запомнились.
Ввиду оформленного калыма за дочь Тугоркана (документы на земли левобережья) появилась возможность проследить дальнейший род Тугарина Змея. Чтобы утвердить права на земли, родственники прежде доказывали в суде свою причастность к роду Шаруканидов (Змеевичей).
Сыновья Тугарина Змея
У Тугарина было два сына: Ехир и Кариман, из-за чего на его стяге изображался – трёхглавый змей, означающий его самого и двоих сыновей. У Ехира тоже был стяг, со змеем по-меньше. Фамильный символ происходил от рода Шаруканов, переводимый с тюркского – Змей. После кончины основного наследника, в права вступил младший сын Кариман.
Подтверждение предков Тугоркана по сыну Каримана базировались на копиях документов, оригиналы которых были утеряны вследствие нашествия монголо-татар. Затем грамоты киевских князей – заверяющие родословную связь с половецким ханом и на его наследство, неоднократно перепечатывались. А последние свидетельства с ценной информацией о наследниках Тугарина, хранившиеся в Варшавской библиотеке, сгорели в 1944 году. На основании уцелевших копий документов, со второй половины XIX века ведутся исследования.
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ.
В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».
В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.
Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней.
"…Можно возразить, что царевна, похищенная «смертью» в лице дракона и т. д., все же никогда не умирает. В более ранних материалах она отбита у змея женихом. Таким образом она имеет как бы два брака: один насильственный со зверем, другой — с человеком, царевичем. <…> Здесь она получает брачное посвящение через Кощея, после чего переходит в руки человеческого жениха", - пишет Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки».
До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.
В эпоху Киевской Руси появились былины — значительно позднее, чем зародились сказки. В них тоже фигурировал Кощей, но уже в другом качестве: не как царь потустороннего мира, а как реальный враг, нападающий на Русь. В былине «Иван Годинович» герой прямо называет Кощея «поганым татарином». Возможно, именно в это время Кош-повелитель превратился в Кощея-раба. А его смерть уже была связана не с магическим ритуалом, а с вполне прозаическим случаем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев