Естественно человеку чувствовать голод. Однако нужно употреблять пищу, необходимую для поддержания жизни, а не по страсти и не для пресыщения. Естествен человеку сон, но не до сытости и изнеженности тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные стремления тела. Избыток сна делает тупым и ленивым дух человека и его умственные способности, бдение, напротив, утончает и очищает их. И святые Отцы говорили, что бдение очищает и просвещает ум. Естественно и гневаться человеку, но не в возмущении страсти. Пусть он гневается на себя и на свои пороки: тем удобнее сможет исправлять себя и отсекать страсти. Изречения безымянных старцев (82, 374).Человек, желающий жизни и благодати, которая в Боге и от Бога подается.., пусть бежит от смертоносного невоздержания к обожествляющему посту и воздержанию, чтобы, радуясь, войти в рай. Святитель Григорий Палама (65, 130).
Есть воздержание в еде – владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя..., не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не желать то одной, то другой. Преподобный Ефрем Сирин (25, 29).
Воздержание рождает целомудрие, сохраняет здоровье и устраняет препятствия к добрым делам во Христе... (8, 119).
Воздержание показывает, что человек умер со Христом и умертвил свои земные члены (Кол. 3, 5) (8, 119). Воздержание состоит... в совершенном отречении от собственных желаний. (8, 233). Воздержанием называется, конечно, не полный отказ от пищи (это было бы насильственным разрушением жизни), но удержание себя от сластей, предпринимаемое при низложении плотских пожеланий с благочестивою целью (8, 115). Святитель Василий Великий.
Утончающий себя воздержанием приближается к здоровью. Преподобный авва Исаия (34, 93).
В Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении позволяет неуклонно следовать учению Евангелия. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 270).
Вот как преподобный Елеазар умел побеждать свои пожелания. Случалось, что ему хотелось вкусить рыбы. Он приготовлял ее, ставил перед собою и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Нетронутая пища, оставаясь в келлии, разлагалась. Тогда подвижник говорил себе: «Теперь ешь, если хочешь». Соловецкий Патерик (87, 89).
«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал. 5, 16–17).«Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 14). Пост – дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте (7, 6). Пост охраняет младенцев, делает целомудренным юного, почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения (7, 24). Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста (7, 22). Пост – самое лучшее убранство женщин, узда во цвете лет, охранение супружества (7, 24). Примите пост, здоровые, – это охрана вашей телесной крепости (7, 26).
Примите пост, больные, – это матерь здоровья (7, 26). Пост отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие (7, 10).
Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями (7, 12). Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны (7, 21). Намереваясь поститься, не будь уныл поиудейски, но покажи себя веселым поевангельски (7, 23).
Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни (7, 25).
Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела (7, 25). Святитель Василий Великий .
Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию (27, 147). Посту радуется и Господь наш, если только постимся с любовью, надеждой и верой. Преподобный Ефрем Сирин (28, 108).
Пост заповедан Самим Богом, ибо в пророчестве святого Иоиля сказано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.... назначьте пост» (Иоил. 2, 12, 15). Здесь именно повелевает Бог, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. Итак, мы должны поститься, исполняя Божию заповедь...Итак, каждый верующий христианин должен хранить святой пост, как повелевают это Божий заповеди и церковные предания.
Для непостящихся же установлен следующий канон, находящийся в так называемой Кормчей книге в 69-м правиле святых апостолов:... «Если же мирской человек не постится – да отлучен будет». Святитель Димитрий Ростовский (103, 884–885).
Если кто одержим злым духом – постись, и он, скованный страхом и удерживаемый как бы цепями, станет неподвижнее камней, особенно если с постом ты соединишь молитву (36, 342). Господь как чадолюбивый Отец, желая очистить нас от грехов, даровал нам врачевство в святом посте (38, 1). Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привел тебя к пристани Царства Небесного (43, 911). Святитель Иоанн Златоуст.
Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 11). Господь сказал это не потому, чтобы Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас. Нет, и Сам Он постился, и апостолов научил у этому, и в Своей святой Церкви установил посты. А сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою содержать в посте, не делая поблажек ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным средством к тому. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти, и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти – было бы чудом, похожим на то, что-бы быть в огне и не обгореть. У того, кто свободно удовлетворяет плоть свою пищей, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Ему так же трудно отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремиться к ним, как одряхлевшей птице подняться от земли. Святитель Феофан Затворник (107, 209–210).
(Выдержки из: Азбука веры Православная библиотека Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни.Часть 16, 18.)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев