Прибавления к Иркутским Епархиальным ведомостям. (№ 52. 28 декабря 1891 года.) Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа. Селение Куда находится от Иркутска в 20 верстах по Якутскому тракту и расположена в трёх, главным образом, местах: по берегам речки Куды, по ключу, называемому «Дологой» и по небольшим холмам, на одном из которых стоит и самый храм. О времени, когда поселились здесь первые жители, к сожалению, точных сведений негде получить, впрочем, можно предполагать, что это было назад тому более 300 лет. Предположение это основывается на следующем рассказе, переданном нам крестьянином здешнего селения Алексеем Баяновым. «Наш род, так начал свой рассказ Баянов, 70 летний старик, здесь первый и самый древний. Наши прапрадеды жили когда-то, назад тому, однако более 300 лет, за Байкалом в Албазине и надо предполагать были вольные казаки. После первого разорения китайцами г. Албазина они Баяновы, в числе шести человек, ушли оттуда на сию сторону Байкала и выбрали себе для жительства место «Кукуй» (место это в настоящее время населено 6-ю семействами и находится в полутора верстах от местного храма с тем же именем «Кукуй»). В то время, когда пришли Баяновы сюда, ни селения Куды, ни г. Иркутска не было. На месте же, где теперь стоит Куда, жили буряты, страшно боявшиеся русских, а место же, где теперь стоит Иркутск, было настоящей непроходимой тайгой. Отсюда, из Кукуя Баяновы ходили на звериный промысел на Ангару и на месте Иркутской Спасской церкви имели промышленное зимовье. Это, продолжал Баянов, мы, пожалуй забыли бы всё, да у моего отца хранился какой-то план с Албазина; план этот передавался от одного поколения к другому и т.д. и наконец достался моему отцу, но он его как-то впоследствии затерял. Вот этот то план и наводил часто наших дедов на воспоминания о том, откуда и как Баяновы попали сюда и что, по приходу в своему, здесь встретили. Всё это я слышал от отца своего, умершего 87 лет от роду. Дедушка же - мой умер 107 лет, а прадедушка 130 лет от роду». На сколько этот рассказ достоверен - сказать ничего не можем, но только следует прибавить к сему, что род Баяновых теперь очень велик здесь и что дедушка рассказчика принадлежал к секте духоборов; никогда не посещал храма Божьего и умер, не пригласивши священника для напутствия себя в вечность. Последние обстоятельства переданы нам не Баяновым, а другим прихожанином. Из рассказа, переданного Баяновым, можно думать, что селение Куда по времени заселения старше города Иркутска. О построении в селении Кудинском первого храма во имя Живоначальной Троицы точных и верных сведений в церковном архиве нет, но только известно из местных клировых ведомостей, что построение здесь первого храма восходит к временам управления Сибирской паствою в тобольских иерархов (1678 - 1692 год). Первый храм, как гласит предание, был деревянный и вскоре после построения сгорел. Вместо сгоревшего храма построен был тоже деревянный и на том же самом месте, где стоял и первый, - с отдельною деревянною колокольнею. Этот второй храм существовал до 1833 года: в сем году был разобран за ветхостью. Вместо него построен несколько на юго-запад настоящий каменный одноэтажный храм с такой же, в одной связи с храмом, колокольнею. Заложен был сей храм ещё в 1815 году по грамоте, данной преосвященным Михаилом, епископом Иркутским, - и строился сначала на пожертвование боголюбивых христиан, а затем уже окончательно воздвигнут и украшен усердием и капиталом Якутского купца Ивана Яковлевича Шилова, при непосредственном влиянии и наблюдении пастыря сего прихода протоиерея Петра Петровича Родионова. Грамота на заложение храма следующего содержания: «Божию милостью смиренный Михаил, епископ Иркутский и Нерчинский. Иркутской епархии, Кафедрального собора ключарю иерею Иоанну Загоскину. Сего апреля 1 дня подданным ко мне Иркутского уезда, Кудинской Слободы Троицкой церкви первый строитель крестьянин Василий Латышев доношением представил, что к произведению постройки в означенной Кудинской слободе вместо деревянной, каменной церкви, по позволенной предместником моим преосвященнейшим Вениамином, епископом Иркутским и Нерчинским и кавалером, потребные материалы состоят в готовности, почему и просил на заложение оной повеления. Того ради благословляем: вам ключарю иерею Иоанну в показанной Кудинской Слободе каменную церковь во имя Живоначальной Троицы с пределами святого пророка Ильи или святителя Николая чудотворца, по представляемому нам плану и фасаду, по церковному чиноположению заложить и когда заложена будет, о том к нам отрапортовать, во свидетельство чего за подписом руки и приложением печати нашей дана сия грамота в Богоспасаемом граде Иркутске, лета от Рождества Христова 1815 апреля 7 день. №328-й. Внизу сей грамоты приложена архиерейская печать из белого воска. На другой стороне грамоты надпись: по благословению его преосвященство и данной сей грамоте церковь заложена во имя Святой Живоначальной Троицы, святого пророка Ильи и святителя чудотворца Николая. Член Иркутской духовной консистории, ключарь, благочинный иерей Иоанн Загоскин. Месяца и числа не выставлено. Указа же и грамоты освещение Храма не оказалось в церковном архиве.
    1 комментарий
    19 классов
    https://uolib.ru/upload/verstka-lp-4(1).pdf
    15 комментариев
    106 классов
    14 комментариев
    55 классов
    Поснимала вам ещё немного видео о селе Харат. 
    14 комментариев
    117 классов
    "Иркутск материалы для истории города 17 и 18 столетий" (издание 1883 год, Москва)". Аннотация Помещенные в настоящей книге документы по городу Иркутску, хранящиеся подлинником в московском архиве министерства юстиции, напечатаны со списка, сделанного начальником отделения архива И. Н. Николаевым, с сокращениями, означенными по принадлежности. Других документов, которые давали бы более обстоятельные сведения о состоянии города и составе его населения в 17 и начале 18 столетия, точно также, как и книги ревизии 1-й ревизии 1722 г., в делах сказанного архива не оказалось. Печатание книги произошло за счет коммерции советника, иркутского 1-й гильдии купца, Александра Константиновича Трапезникова, род которого виден в Иркутске, по книгам с начала прошлого столетия. Содержание 1. Опись 1684 года 2. Писцовая книга 1686 года 3. Переписная книга 1686 года 4. Переписная книга выбывших после 1-й (1722 год) ревизии. 5. Книга 2-й ревизии 1744 года. 6. Книга 3-й ревизии 1763 года.
    13 комментариев
    12 классов
    Информацию о своей родословной можно найти в ГАИО (государственный архив Иркутской области). Сведения о ваших предках Вы можете найти в метрических книгах и исповедных росписях Михаило-Архангельской церкви села Харат. Метрические книги православных Повсеместное ведение метрических книг было установлено для православного духовенства в 1722, но исправное ведение метрик привилось не скоро, как это видно из большого числа указов Синода, подтверждающих необходимость правильного ведения метрических книг и наблюдения за этим. Такие указы были изданы в 1779, 1802, 1812, 1824 и т.д. В 1838 Синодом было установлено, чтобы причт ежемесячно свидетельствовал и подписывал книги, обозначая, сколько в истекшем месяце умерло, родилось и сочеталось браком, и чтобы родители, восприемники и свидетели подписью своей скрепляли верность записи. Этим же указом 1838 была установлена новая форма метрик. В ГАИО имеются метрические книги с. Харат за 1818, 1821,1842, 1867, 1868, 1879, 1880,1882,1883, 1885,1886, 1888, 1889, 1892,1900,1903- 1916 годы. А также записи имеются в метрических книгах Тугутуйской Петро-Павловской и Усть-Ордынской Троицкой церкви. Ниже для примера фото записи о рождении в метрической книге (фото не моё, в ГАИО фотографировать нельзя, фото взято из интернета, исповедной росписи тоже)
    54 комментария
    9 классов
    57 комментариев
    9 классов
    Помню эту фотографию, но не можем найти в семейном архиве.  Любимые мои бабушки-певуньи. Слева направо- б. Шура(фамилию не помню), третья б. Нина Белышева - она пекла такие красивые торты, научила меня как красить крема свеклой, морковкой и др.  Четвертая б.Надя Труфанова, пятая моя бабушка Ольга Кирилловна Жукова,запевала была. Девятая б.Ульяна. Посредине любимая учительница Анна Петровна, как я обожала ботанику и зоологию, благодаря ей и до сих пор люблю. Я пела и играла на трещётках тогда в детском народном фольклоре. А кто ещё на фотографии? Кто узнает?
    13 комментариев
    78 классов
    Нашла любопытный документ, вдруг кому пригодится. ГАИО 50_1_408
    3 комментария
    27 классов
    Школа в Н.Кукуте. Фотография учителя и заведующего этой начальной школой Виктора Ивановича Челобаева. На фоне школы Михаил Серебренников и справа мой отец Юрий Николаевич Коротков. Школа была построена в конце XIXв. для крестьянских детей по настоянию и на средства купца-мецената П.А.Пономарёва.
    14 комментариев
    165 классов
Показать ещё