Такая концепция национального костюма формировалась в рамках СССР, который должен был демонстрировать всё национальное разнообразие, но где, естественно, не было место любым проявлением религии. А потому и вполне традиционная для всех оседлых народов Центральной Азии паранджа с полным закрытием лица, с которой так активно боролись в СССР, перестала быть «традиционной» и была заменена на более удобные партийному глазу наряды.
Это в определённой степени касалось и народов Кавказа и татар, где также до прихода советской власти никаб, если под ним подразумевается закрытие лиц у женщин, всегда присутствовал. У татар, правда, никаб был скорее признаком состояния и лица предпочитали закрывать прежде всего богатые и обеспеченные татарки.
Вот некоторые упоминания об этом.
Кавказ:
Осетины одеваются, как черкесы, только их одежда более длинная и скроена с меньшим вкусом...который называется «тастур», они закрывают им лицо в присутствии мужчин...
(Иоганн Бларамберг.
Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа,1834 г.)
Ничего нет красивее горских жителей.... Особенно замечательны глаза у женщин; видишь одни только глаза, они похожи на две звезды, на два черных алмаза. Может быть, если бы была видна и остальная часть лица, глаза не имели бы этой прелести; но как бы то ни было, они очаровательны.... Аул носит европейское название Андрея (Эндирей).... терраса является преимущественно местом прогулок женщин. Покрытые длинными чадрами, они поглядывают оттуда на проходящих сквозь подобное бойницам отверстие, охраняющее глаза.
(Александра Дюма. «Кавказ», 1859 г.)
Женщина-татарка (кумычка в Дагестане), укутанная так, что оставались видными только глаза, сойдя у ворот с коня, вскоре показалась в дверях нашей комнаты...
(Александра Дюма. «Кавказ», 1859 г.)
По магометанскому обычаю, женщина не имеет права показывать своего лица постороннему мужчине, поэтому все горянки ходят под покрывалом или чадрою, которая у молодых бывает белая коленкоровая, а у старух — темного цвета. Покрывало это у некоторых бывает очень длинно, почти до полу, у других короче, но у всех с выдерганною редью для глаз
(Николай Дубровин. «История войны и владычества русских на Кавказе», 1871 г.)
Женщины и девушки этих селений вообще не носят шаровары, т.к. рубахи их доходят до пола. Хотя Имам Шамиль заставлял всех дагестанок носить вместе с паранджой шаровары
(А. Газикумухский, зять Имама Шамиля. Книга воспоминаний)
Татары:
Чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену. В быту бедного, рабочего люда, как городского, так и сельского, такое укрывательство женщины, разумеется, невозможно; но и бедная женщина этого класса при встрече с мужчиною обязана закрыть свое лицо или по крайней мере отвернуться от него при разговоре…(П. В. Знаменский «Казанские татары», с. 16, Казань, Издательство «Иман», 2004.)
У себя дома женщины и девушки оставляют свои лица открытыми. Снаружи они носят большое покрывало на голове, которым закрывают лицо, когда они не заняты. Те, кто живет в достатке, соблюдает этот обычай более строго (Ф.Х. Паули. «Этнографическое описание народов России». 322нче бит, Санкт Петербург, 1862 ел).
К 6-ти часам вечера 16 сентября мы прибыли на ямской стан в татарской деревне, как раз когда мужчины выходили из бани, а женщины и девушки только туда собирались. Нас очень позабавило, как заботливо они прикрывали свои носы: показывать нос мужчинам считается у татарок верхом непристойности. (Лепле Ф. Путешествия по России (1844, 1853) // Иностранная литература. 2018. № 7. С. 131–179.)
Три дня я бродилъ съ жандармами по городу. Татарки съ покрытыми лицами, скуластые мужья ихъ, правовѣрныя мечети рядомъ съ православными церквями — все это напоминаетъ Азiю и Востокъ. (Александр Герцен, Собрание сочинений в тридцати томах, том восьмой “Былое и думы, 1852-1868” стр. 225, Москва, 1956г.)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев