Каждый человек по-разному воспринимает неприятное известие, в частности, касающееся здоровья собственного или кого-то из близких. Кто-то уходит в себя, а кто-то испытывает гнев, выплескивая свой негатив на того, кто невольно стал источником неприятной информации. В первую очередь это касается известий о тяжелых диагнозах.
Однако, общаясь с руководителем одной из стоматологических клиник в Венгрии, было отмечено, что часто аналогично воспринимают информацию пациенты, которым сообщили, что лучшим (а иногда и единственным) решением будет удаление зуба/зубов с последующей установкой имплантатов.
В случаях, когда человек испытывает болевые ощущения от проблемных зубов или, если ему ранее уже ставили импланты, то, как правило, он достаточно спокойно относится к этой врачебной рекомендации.
Однако, не все так однозначно, если человеку предстоит первый опыт имплантации, а перед этим удаление зуба или нескольких зубов. Пациент испытывает шок и уходит из клиники (теряясь на неопределенное время), тем самым еще больше усугубляя ситуацию со своим здоровьем.
В связи этим, возникает вопрос, а есть ли какая-то «схема» реагирования людей на информацию, касающиеся их здоровья?
Понимание этой схемы могло бы помочь доктору правильно выстроить коммуникации с пациентом, чтобы не терять драгоценное время, необходимое для лечения.
Оказывается такая "схема" есть. И создала ее в 1969 году американский психолог швейцарского происхождения Элизабет Кюблер-Росс /Elisabeth Kübler-Ross/.
Изначально эту схему использовали в случаях тяжелых заболеваний. Со временем психологи и психиатры стали замечать, что схема работает и в других ситуациях.
Что из себя представляет СХЕМА KÜBLER-ROSS?
1 этап. ОТРИЦАНИЕ.
На этом этапе психика пациента старается смягчить полученное известие о проблеме со здоровьем, всячески отрицая такую возможность. Первичный шок дает время адаптироваться к ситуации, позволяет собраться с мыслями, чтобы потом подойти к вопросу более рационально.
На данном этапе преобладает шок, человек не верит в происходящее, всячески отрицает ситуацию.
Особенно яркой реакция отрицания может быть в случае некомпетентного общения между врачом и пациентом, когда последнему некорректно сообщают о диагнозе (к сожалению, такое бывает...).
2 этап. ГНЕВ
Растерянность сменяется сильной злостью.
Охваченный гневом, пациент на некоторое время не доступен для продуктивного общения с врачами.
На данном этапе важно дать пациенту время успокоиться. В противном случае, его отношения с доктором, клиникой могут не наладиться. Это точно не принесет пользы здоровью пациенту.
3 этап. ТОРГ
Заболевший ищет других специалистов (второе, третье мнение) или альтернативные методы лечения. К сожалению, именно на этом этапе пациенты часто попадают к некомпетентным специалистам, которые умеют манипулировать на людях с проблемами здоровья и наживаться на этом.
Но плюс этого этапа в том, что человек начал осознавать факт наличия проблем со здоровьем. Хотя все еще пытается сделать вид, что все происходящее легко решается.
4 этап. ДЕПРЕССИЯ
Яркие эмоциональные вспышки сменяются опустошенностью и апатией. Начинаются поиски своих ошибок в прошлом, возникает чувство вины.
Нужно дать пациенту время на эту стадию, быть готовым на коммуникацию с ним, но не навязывать ему борьбу, к которой он сейчас не готов.
5 этап. ПРИНЯТИЕ
Пациент уже не делает вид, что проблем со здоровьем не существует и не игнорирует лечение. Пациент уже не зацикливается на проблеме со здоровьем, начинает выстраивать жизнь в новой для него реальности. Он привык и научился отвлекаться.
Приходит смирение, которое и является высшей точкой принятия, когда пациент готов жить с новыми вводными и лечиться.
______________
Важно отметить, что модель Kübler-Ross не является панацеей. Все индивидуально. Кто-то может «перескакивать» через стадии, или стадии могут протекать в другой последовательности, или они будут настолько кратковременны, что будут проходить почти незаметно.
Главное, что эта модель позволяет помнить, что ПЕРЕЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТА КОНЕЧНЫ, что они ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ, и в какой-то момент происходит принятие пациентом происходящего.
А главное, модель дает направляющие, чтобы выстроить коммуникации между доктором, медперсоналом с одной стороны и пациентом с другой.
__________
Благодарим Dr. Suba Csongor PhD за беседу по теме статьи.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев