Мало кто знает, что храм святой Живоначальной Троицы в селе Пичаево (что в сорока километрах от Моршанска Тамбовской области), освященный в 1889 году, был построен по проекту великого архитектора Константина Андреевича Тона, автора Храма Христа Спасителя в Москве, Свято-Троицкого собора в Моршанске и Боголюбского собора в городе Мичуринске. Обрусевший немец Константин Тона в своих проектах храмов воскрешал мотивы архитектуры древней Византии и русского зодчества 16-17 веков.
Православный приход в Пичаево был открыт в 1755 году, но прежняя церковь была мала, поэтому было решено строить новый храм, более соответствующий статусу богатого села. В то время немало бывших крестьян благодаря своей предприимчивости добились зачисления в купеческую гильдию, и эти люди внесли основные средства на строительство храма, хотя не остались в стороне и простые жители села.
К строительным работам привлекались лучшие мастера губернии, которые, к сожалению, остались безымянными. Под фундамент будущего здания была подложена овечья шерсть, которая не пропускала влагу, а в цементный раствор для крепости добавлялись яйца. Вместимость храма была рассчитана на четыре тысячи человек, при средней численности населения в селе пять с половиной тысяч.
Кирпичный, трехпрестольный храм возведен в русском эклектическом стиле. Пять его глав увенчаны шатрами, во всех угловых башенках устроены звонницы, а внутри построен вместительный балкон для хора. В храме был один из красивейших, не имеющий аналогов в епархии, иконостас, покрытый сусальным золотом, а стены внутри украшали красивые фрески и иконы, написанные талантливыми художниками, имена которых также не сохранились. Перед революцией в храме имелось две особо почитаемых иконы - Иверской Божьей Матери и Пантелеимона Целителя, судьба которых неизвестна.
Когда храм освятили, три его престола были посвящены Живоначальной Троице, Введению во храм Пресвятой Богородицы и Рождеству Крестителя Господня Иоанна.
До революции в храме хранились все местные метрики (запись о рождении, смерти и крещении каждого жителя села), начиная с 1789 года, о судьбе которых неведомо.
После революции началось планомерное уничтожение духовенства. Показательна в этом плане судьба настоятеля Троицкого храма протоиерея Митрофана Андреевича Замятина, первый раз судимого в 1929 году, потом судимого еще дважды и расстрелянного в 1937 году.
Однажды отцу Митрофану пожаловалась прихожанка Мария Сучкова - вдова владельца паровой мельницы, очень благочестивая женщина. Она рассказала, что у неё в доме со стены постоянно падает икона. Придя в этот дом, батюшка укрепил икону, но ночью она вновь оказалась на полу, а хозяйке приснился сон, в котором Божья Мать просит отдать святыню в церковь. Икона торжественно была перенесена в храм, после чего к образу потянулись люди со своими бедами. Популярность иконы росла, перед нею служили молебны, её носили по домам к болящим.
Местная власть обвинила отца Митрофана в том, что он из материальных соображений придумал чудеса иконы. На судебное заседание в Пичаеве пришло столько людей что власти, испугавшись народного гнева, отца Митрофана оправдали.
Но власть не смогла простить своего позора, и в 1932 году Митрофан Замятин был арестован ОГПУ. Тайком забрали и икону, а сам Замятин был приговорён к 5 годам лагерей. После отбытия срока в 1937 году он был снова арестован и осуждён по тем же статьям и приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в Моршанске 21 сентября 1937 года.
Жестокие репрессии затронули и других церковнослужителей. Наряду с отцом Митрофаном был осужден и погиб, отбывая срок в лагерях, псаломщик церкви Григорий Курбатов. Священник церкви Аполлон Гурьев были арестован и расстрелян. Священник Иоанн Кондаков также был арестован и провел в лагерях 10 лет. Судьба еще семи церковных служащих после ареста осталась неизвестной.
Сразу после расстрела отца Митрофана Троицкая церковь была закрыта, и во время войны в ней находился колхозный склад. Внутреннее убранство было частью попорчено, частью разворовано но, как ни странно, сохранился уникальный иконостас.
Когда было разрешено вновь открывать храмы, вторым рождением Пичаевской церкви считается 1945 год. Однако ее дела в тот момент были очень плохи. Касса была практически пуста, к тому же имелась значительная задолженность по налогам, а сам храм нуждался в срочном ремонте. Требовалось перекрытие прохудившейся крыши, размывка плотного слоя грязи и копоти сводов, стен, колонн.
На пожертвования жителей был произведен посильный ремонт, но 18 июля 1948 года над селом пронесся ураган с мощным дождевым ливнем. Стихия в течение нескольких минут уничтожила плоды пожертвований и труда верующих. Епархиальное управление на восстановление храма оказало материальную помощь, после чего были закуплены стройматериалы и силами прихожан была произведена шпаклевка и двойная покраска крыши и всех металлических частей храма, начиная от верха – с крестов – и до самого низа. После этого настоятель храма Дмитрий Турковский вспоминал: «По милости любящего нас Бога опять крыша Пичаевского храма в полном железном закрытии».
В 2011 году был воссоздан первоначальный вид креста центрального купола храма, он был очищен от слоев старой краски и покрыт сусальным золотом. Так же был произведен ремонт центральной луковицы, барабана и шатра храма.
Сегодня храм Святой Живоначальной Троицы, признанный памятником архитектуры, вновь стал одним из украшений Тамбовского края.
Используемые источники:
А.Е.Андреевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, Тамбов,1911 г.
Личный блог пользователя Старчиковой С.В.
Информационно-туристический портал Тамбовской области и др.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4