В чем смысл, по вашему мнению, путешествий со святынями? Не буду касаться обвинений в злоупотреблениях – просто в чем смысл привозить такую-то святыню в такую-то точку такой-то страны, как вы считаете? Если на то пошло, то не логичнее ли будет самому потрудиться, чтобы полететь/поехать/пойти в то место, где святыня находится?
– Думаю, во-первых, сейчас довольно сложно, в наше опасное время, с его ограничениями, санкциями, дороговизной и всем прочим, самому куда-то лететь или ехать – гораздо проще, мне кажется, если святыня уже находится недалеко от тебя трудами других людей и милостью Божией. И те средства, которые ты бы потратил на дорогое путешествие, скажем, в Святую Землю, на Корфу, еще куда-то, ты употребляешь на помощь бедным, например, в твоем родном городе или селе – это одна из воспитательных составляющих принесения святыни.
Во-вторых, если человек всерьез заинтересовался, что это такое – святыня, что такое святость, если он почувствовал искреннюю тягу к ней, то он неизбежно, подчас, может, и незаметно, будет меняться. Вот история из нашей обители, кстати.
Приходит однажды в наш маленький храм семейная пара. Супруга плачет, муж на грани, что называется. Нет, не истеричный плач, а глубокое чувство, это сразу видно. Молятся. Подходят потом, рассказывают: у мужа было крепкое предприятие, работали на совесть. Потом начались всякие "разборки", запахло не просто разорением предприятия и семьи (они могли пойти по миру), а тюрьмой, причем надолго. Вот в этот ужасный момент, почти отчаявшись, они и услышали о святом Спиридоне, буквально ухватились за молитву к нему о заступничестве. Плача от радости, рассказывают: в самый последний день все обвинения против них были сняты, и дело разрешилось в их пользу. Стесняясь немного, спрашивают, есть ли у нас в обители икона святителя. "Нет, – говорю, пока нет такой иконы". Они обрадовались: "А можно, мы подарим монастырю такую икону? Только вы не покупайте, ладно? Мы специально закажем – нам так хочется поблагодарить Христа и Его святого!" Вот так у нас и появился образ святого Спиридона Тримифунтского. Я говорила, что, искренне почувствовав "вкус к святости", люди меняются – вот и эта семья приходит теперь постоянно почти на каждую службу в обитель, пытаются помогать, чем могут, другим людям. Так что я очень осторожна в суждениях и уж тем более в осуждениях по поводу "развоза святынь" – всё гораздо серьезнее, чем может показаться на первый прищуренный взгляд, и далеко не всё так плохо, правда?
А сколько чудес совершается во время пребывания святыни в месте, где ее встречают с верой, – подлинных чудес, меняющих душу и жизнь человека ко благу! Вопрос, думаю, в наличии веры, доверия к Богу у приходящих к святыне.
– Чудо для христианина – вещь привычная. Боюсь, иногда для кого-то и рутинная, воспринимаемая без должной радости и благодарности. Мол, "спасибо Тебе, Господи, за чудо, Ты мне помог, до следующей встречи" – и на диван. Чем, по вашему мнению и опыту, опасно такое рутинное восприятие Божией помощи, ленивая неблагодарность Богу?
– Прежде всего, мне кажется, лишением самого себя этой самой помощи Бога – Христос при всем желании не может уже нам помочь, если мы, как вы сказали, валяемся на диване, не желая и пальцем двинуть ради благодарного исправления собственной жизни. Чудо, Божественное вмешательство в нашу жизнь всегда имеет целью наше приближение к Небу – как ты приблизишься к Небу, лежа на диване, большой вопрос.
– Как вы считаете, полезны ли сомнения, какие-то искушения на пути ко Христу?
– Если они честны, эти сомнения, то безусловно. Тогда искушения, на мой взгляд, очищают нас, помогают задавать Христу тяжелые, но честные вопросы.
– То есть, получается, не нужно бояться показаться перед Богом глупым?
– А чего бояться? Бог и так знает нам цену! Нам бы самим это понять.
– Вы очень осторожны в советах, о которых вас, бывает, просят.
– Это так – куда без осторожности в таких важных делах! Например, я категорически отказываюсь давать какие-либо советы или рекомендации, касающиеся семейной жизни. Понимаете, я всю жизнь хотела быть монахиней, с молодости в монастыре, с 1988 года – что я понимаю в семейной жизни? Поэтому, когда люди обращаются с такими просьбами, я сразу прошу их задавать эти вопросы семейным священникам, хорошо разбирающимся в таких делах. У каждого свой путь к Богу – у кого иноческий, у кого семейный, и путать эти дороги не нужно. Каждый труден и прекрасен, но по-своему. Давайте не будем путать "пирожников" с "сапожниками" – у каждого свое дело.
Нет комментариев