Недовольны все - водители и пассажиры.Заменить такси на общественный транспорт не получится. Такси должно быть доступным всем.
Согласно данным Росстата, в настоящее время автомобильный транспорт обеспечивает почти 76% объема пассажирских перевозок. При этом высокое социальное значение пассажирского автотранспорта связано с тем, что он обеспечивает 85% трудовых поездок в городах. Муниципальные перевозки в России занимают порядка 82% в общей структуре автомобильных пассажирских перевозок. При всей востребованности пассажирского автомобильного транспорта экспертным сообществом наблюдается нехватка водительских кадров от 30 до 40% от необходимого. Одной из основных причин появления дефицита водителей автобусов является низкая заработная плата, накладываемая на тяжелые условия труда и, соответственно, непрестижность такой профессии. Повышение заработной платы в текущих условиях можно осуществить либо повышением тарифов на перевозку пассажиров, либо за счет увеличения производительности труда самих водителей. В первом случае тарифы на перевозку пассажиров по многим видам маршрутов регулируются органами власти, устанавливающим их, беря за основу принципы транспортной устойчивости, социальной значимости, транспортной связности территории, целевой социальной поддержки, иными словами, учитывается обеспечение транспортной доступности, социально ориентированный тариф, зависящий от покупательной способности населения, бюджетные возможности регионов. Во втором случае увеличение производительности труда водителей, позволяющей приблизить их заработную плату к конкурентному уровню, на данном этапе экономической ситуации трудновыполнимо. По данным Минфина РФ, 77,6% субъектов РФ и 93,6% муниципальных образований страны нуждаются в дотациях, при этом доля межбюджетных трансферов в доходах бюджетов муниципалитетов, на которых лежит основная нагрузка по перевозке жителей по городским и пригородным маршрутам, составляет 67,7% и стремится к увеличению. У муниципалитетов нет финансовой возможности субсидировать перевозки по регулярным маршрутам до степени полного возмещения выпадающих доходов автотранспортных предприятий, в связи с чем обеспечить конкурентную заработную плату водителям автобусов будет проблематично. Говоря о повышении заработной платы путем повышения производительности труда водителей автобуса, необходимо учитывать - на автомобильном транспорте важнейшими факторами роста производительности труда являются: техническое перевооружение и более полное использование имеющейся техники; совершенствование транспортного процесса; совершенствование организации труда и т.д. Техническое перевооружение, с учетом того, что в регионе сейчас средний возраст автобуса 17,2 лет, доля автобусов с возрастом более 15 лет - 54%, а производственные возможности страны позволят обновить к 2030 г. только 23,8% автобусного парка от потребного, то на данный параметр, значительно влияющий на повышение производительности труда, рассчитывать не приходится. Совершенствование транспортного процесса затрудняется законодательно в том числе и в такси.В сфере организации труда на автомобильном транспорте есть системные проблемы, связанные с вымыванием квалифицированных кадров из-за повышающейся интенсивности труда и низкой заработной платой. Например по данным Минтранса РФ, в 2023г., среднемесячная начисленная заработная плата водителей автобусов, работающих по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, составила всего 66833,9 руб. В целом по экономике отрицательный рост производительности труда составил 3,6%, не исключая транспортную отрасль, соответственно, при прочих равных условиях обеспечить качественную транспортную доступность населения, в соответствии со стандартом, в ближайшей перспективе будет затруднительно. Часть пасажиропотока в райцентрах и областных городах могли бы на себя взять такси, но действующий ФЗ о такси делает перевозки хаотичными и невыгодными для всх участников перевозочного процесса.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев