Нужно сразу уточнить, что речь пойдёт не о гранёном стакане как о виде посуды, а о гранёном стакане, спроектированном специалистами рабочей группы под руководством Веры Игнатьевны Мухиной, знаменитого скульптора, в чьей творческой биографии работа со стеклом занимает важное место.
В чём отличие «мухинских» стаканов и какова их предыстория – узнаем у хранителя коллекции стекла Владимиро-Суздальского музея-заповедника Аллы Чукановой.
- Известно, что первую партию прессованных «гранёных» стаканов выпустила ещё в 1827 году в Америке фирма "Джервис". В России первый завод прессованного стекла был построен на станции Саблино близ Петербурга, о чём в 1908 году сообщил журнал «Стеклозаводчик». В 1913 году, с пуском в ход ванной печи бельгийской системы «Гоббе» и американских автоматов Линча для изготовления прессованного стекла гранёные стаканы стали выпускаться на Гусевской хрустальной фабрике и Уршельском заводе Ю. С. Нечаева-Мальцова. Они были 8-ми и 10-гранными. Такие стаканы представлены в Прейскурантах Уршельской и Гусевской фабрик 1914 года.
Уже в начале 1930-х годов Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) делает первые эскизы стеклянной бытовой посуды: стаканов, чашек, тарелок… Ею было спроектировано более 300 видов различных изделий для сервировки стола. В то время ещё использовались дореволюционные образцы посуды, взятые из мальцовских прейскурантов, а Вера Мухина искала новые, современные формы, способные украсить быт советских людей. Именно поэтому ей поручают руководство коллективом художников открывшегося в 1940 году Ленинградского художественного завода.
Несколько лет назад мне удалось связаться с директором музея Веры Мухиной в Феодосии. Сергей Семёнович Онищенко сообщил, что в музее хранятся воспоминания Фёдора Семёновича Энтелиса (1907-1995), знаменитого инженера-технолога стекла. В них говорится о том, что уже в начале 1940-х рабочая группа Ленинградского художественного завода под руководством Мухиной получила государственный заказ на проектирование прочного стакана для общепита. Это задание было связано с тем, что уже в 1930-е годы появились автоматы с газированной водой, а в них были моечные машины. Первый такой автомат установили в 1937 году в Смольном, а позже их внедрили по всей стране. Моечные машины были также и в магазинах, где продавались соки. Стаканы мылись следующим образом: их переворачивали вверх дном, устанавливали в круглую ячейку и нажимали на основание. Пока стакан удерживался в таком положении, струйки воды смывали загрязнения с краёв и внутренней поверхности. Края обычного стакана при этом часто скалывались, возникали щербинки, трещины. Требовалось придумать более прочный стакан. Тогда и было спроектировано несколько видов стаканов, в которых появился утолщённый гладкий ободок по краю. Этот ободок был более прочным и к тому же лучше очищался.
Стаканы проектировались для техники прессования в металлические формы. В рабочую проектную группу входили художники Николай Андреевич Тырса (1887-1942) и Алексей Александрович Успенский (1892-1941). Было спроектировано несколько видов стаканов разного назначения и разных размеров. Один только Успенский выполнил более 80 эскизов. Проекты новых изделий были приняты комиссией при Народном комиссариате лёгкой промышленности СССР. В 1941 году в Прейскуранте сортовой посуды, рекомендованной к выпуску на советских заводах, наряду со стаканами старой, классической формы уже представлены стаканы нового типа, с гладким ободком по краю. Они 16-ти и 18-гранные. (К сожалению, Успенский уже в 1941 году погиб во время обстрела блокадного Ленинграда. Тырса, тяжело больной, был эвакуирован в январе 1942 года в Вологду, где вскоре умер).
Массовое производство спроектированных художниками гранёных стаканов было решено начать на Гусевском хрустальном заводе, потому что завод этот находился в тылу, стаканы здесь выпускали и раньше, на предприятии существовала мощная производственная база, работали квалифицированные специалисты. Несмотря на то, что Гусевской завод, как и большинство заводов страны, в военное время выпускал продукцию для фронта (светотехническое стекло, медицинские ампулы, бутылки для зажигательной смеси), сортовое стекло всё же выпускалось, оно составляло 12 процентов от общего объёма продукции. Все эти стаканы изготавливались методом автоматического прессования на специальных машинах.
В 1957 году в «Каталоге сортовой посуды из хрусталя и стекла», которую выпускала стекольная промышленность СССР, можно увидеть три вида гранёных стаканов: для воды, чая и вина, один из которых - стакан для воды - имеет 12 граней и гладкий ободок по краю.
Размеры классического «мухинского» гранёного стакана для воды: 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан вмещал 200 мл жидкости (или 250 мл, если налить её до краёв). Количество граней варьировалось от 12 до 20. Размеры стаканов тоже менялись: были более высокие – для соков и более низкие стаканчики для вина. (В таких маленьких стаканчиках бабушки продавали на улицах семечки). «Мухинский» стакан с гладким ободком по краю шириной 1,5-2 см был предназначен для воды, именно он использовался в советских моечных автоматах с газировкой.
В коллекции стекла нашего музея представлены разные стаканы разного времени. Например, стакан с 10-ю гранями на тулове, который мы видим на картине «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года. Такие стаканы выпускались на Уршельском хрустальном заводе до революции и представлены в Прейскуранте этой фабрики 1914 года.
Есть в нашей коллекции стаканы Гусевского хрустального завода 1930-х-начала 1940-х годов. Как правило, они 10-гранные, изготовлены из зеленоватого «бутылочного», плохо очищенного стекла, типичного для того времени. На основаниях оттиснута марка Гусевского хрустального завода: «ГХЗ». Эти стаканы ещё не имеют утолщённого гладкого ободка по краю.
На основании стаканов 1950-70-х годов часто ставилась оттиснутая цена (как правило, 7 копеек, позднее - 14 копеек), проставлялся логотип - марка завода-изготовителя. Гусевской хрустальный завод, Уршельский стекольный завод, завод «Восстание» в селе Чудово Новгородской области, Дятьковский хрустальный завод и многие другие советские заводы выпускали гранёные стаканы.
Гранёные стаканы производятся и по сей день на Опытном стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Такая форма - дань традиции, поэтому от неё не отказываются. Количество граней увеличилось до 20. Это объясняется стремлением к экономичности производства: чем больше граней, тем больше точек соприкосновения с окружностью, тем тоньше стенки стакана, и, следовательно, меньшее количество стекла идёт на изготовление одного изделия. На донышке – надпись по окружности: "Опытный стекольный завод" и символ города - гусь с поднятыми крыльями.
Граненый стакан гораздо прочнее обычного. Благодаря своим граням, которые служат рёбрами жёсткости, и двойному обжигу он может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты.
Гранёные стаканы до сих пор используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах - там традиционно разносят чай в в стаканах с подстаканниками.
Для многих из нас гранёный стакан стал одним из ностальгических символов прошлого. У каждого есть связанные с этим предметом ассоциации: чай или компот в школьной столовой; аппараты с газировкой по дороге из школы домой; семечки, купленные у бабушек на улице и пересыпанные из стаканчика в газетный кулёк; любимый томатный сок в кафетерии ближайшего к дому продуктового магазина; первое путешествие на поезде в дальние края…
Советские гранёные стаканы – красноречивые свидетели безвозвратно ушедшей эпохи – переносят нас во времена детства или юности, воскрешая в памяти тёплые воспоминания
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев