История церкви села Талдинка
История православия на Алтайской
земле
Православие пришло на Алтай вместе с
первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви - во имя апостолов Петра
и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в
поселке Колыванского завода - появились в первой половине XVIII века и
подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены
русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны
Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм -
Петро-Павловский собор - был построен в Барнауле в 1774 году.1
С 1834 года алтайская земля стала
относиться к Томской епархии. В 1908 году было учреждено Барнаульское
викариатство Томской епархии, но епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и
последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 годах викариатство являлось
частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 году была образована
самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром
(Бялозором), которая с 1937 года именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938
году, в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до
1994 года входила в состав Новосибирской епархии.
Православие на алтайской земле
распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии,
основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) для проповеди
Евангелия среди коренного алтайского населения.
Центром Алтайской духовной миссии был
город Бийск. До 1917 года здесь существовало Бийское викариатство,
распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа.
_________________________
1
Ан С.А., Фомина В.Е. История и культура Алтая. Ч.1(7 класс). Барнаул,
1999.
Бийскими
архиереями являлись начальники духовной миссии.
Возглавляли Алтайскую духовную миссию
миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае.
Преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий
(Невский), за свои ратные труды прославлены Русской Православной
Церковью в лике святых (Приложение I).
Кроме них Алтайской духовной миссией руководили такие видные подвижники, как
протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров) и Иннокентий
(Соколов) и другие. Их помощниками и деятельнейшими сотрудниками были известные
миссионеры протоиреи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников,
Гавриил Оттыгашев и многие другие.
К 1917 году миссия имела 31 отделение, в
434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84
школах обучалось 3300 детей. Алтайская духовная миссия имела три монастыря:
Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в
Бийске.
В Барнауле находился крупнейший в округе
Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 году Евдокией
Ивановной Судовской как Богородице-Казанская женская община, а в 1900 году
получил статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300
человек. Монастырь имел 3 церкви (в том числе каменный Казанский собор в
живописнейшей нагорной части города, ныне его помещения занимает следственный
изолятор), церковно-приходскую школу, иконописную и живописную мастерские.
Активно развивалось на Алтае духовное
образование. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) в 1867 году было
создано миссионерское училище в Улале, затем Бийское катехизаторское училище, а
в 1869 году было открыто Барнаульское духовное училище.
Революционными бурями XX века жизнь
православных приходов на Алтае и деятельность Духовной Миссии были разрушены,
большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В
1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты,
большинство из них разорены и уничтожены. От более чем 600 приходов к 1945 году
в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский
собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске.
Возрождение православия и миссионерской
деятельности на Алтае началось в конце 80-х годов XX века. В эти годы Алтай,
поделенный в 1991 году на два субъекта Российской Федерации - Алтайский край и
Республику Алтай находился под церковным управлением правящего архиерея
Новосибирской и Барнаульской епархии епископа Тихона (ныне архиепископ
Новосибирский и Бердский). По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться
храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания
великие святыни Алтайской земли, вспоминаться и являться людям свидетельства
великих духовных подвигов алтайских архипастырей, пастырей и православных
мирян, начали укрепляться основы церковной жизни и православные обычаи.
Большую роль в возрождении православия на
Алтае сыграл визит в 1991 году Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре Святейшим Патриархом было
освящено место под строительство Александро-Невского собора, а также была
возвращена верующим Свято-Никольская церковь. После этого знаменательного
события городские и краевые власти вернули Церкви Знаменский храм, храмы во имя
святителя Димитрия Ростовского в Барнауле и Бийске.
26 февраля 1994 года была образована
самостоятельная Барнаульская и Алтайская епархия. Первым епископом Барнаульским
и Алтайским стал Преосвященнейший Антоний.
В настоящее время епархией управляет
епископ Барнаульский и Алтайский, Преосвященнейший Максим. Сегодня в епархии
действуют: шесть монастырей - Знаменский женский монастырь в Барнауле, Ксение-Покровский
в г. Яровое, Богоявленский женский монастырь в г. Камень-на-Оби,
Иоанно-Кронштадтский женский монастырь архиерейского подворья в с. Кислуха,
Казанский мужской монастырь в с. Коробейниково, Свято-Димитриевский мужской
монастырь в г. Алейске; три скита - в честь Иверской иконы Божией Матери в с.
Ребриха, Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий Лог и Иоанно-Богословский скит
в с. Чемал; зарегистрировано 179 приходов, в которых трудится около 200
священнослужителей.
Из истории Петро - Павловского прихода села Талдинка
Петро - Павловский приход (Талдинская церковь) существовал с 1906 года.
Религиозная община жителей села
Талдинка, Шершниха в 1920 году насчитывала более 1000 человек. Ее совет состоял
из 22 человек. Председателем был избран Е.А. Трубачев, секретарем – В.И.
Михайловский. Священнослужители Талдинской церкви - Павел Иванович
Коробейников, Петр Николаевич Копьев, Валентин Иванович Михайловский (дьякон).
Устав религиозного общества был зарегистрирован 2 ноября 1923 года.
С глубокой старины было принято на Руси, чтобы в каждой деревне была церковь. Стояла она и в Талдинке. В 1906
году местные мастера построили пятиглавый храм с высокой колокольней (Приложение II). Устремленный ввысь, величественный, он был виден
издалека. Стоявшая посреди села церковь, была обнесена железной узорчатой
оградой на кирпичном фундаменте. За церковью в восточной части ограды росли матерые березы. Среди
них хоронили священников, дьяков,
псаломщиков.
Внутри церкви размещались хоры для певчих – отдельно для детей и для
взрослых. Сторож, охранявший церковь, жил здесь же и топил зимой печь. На
колокольню вела лестница. Каждое воскресное утро по ней поднимался звонарь и
звонил в огромный многопудовый колокол,
которому подпевали пять маленьких колоколов. Этот звон, созывавший прихожан на
воскресный молебен, был слышен за десятки верст. Сотни верующих из Талдинки и
других деревень заполняли церковь и, помолясь, возвращались домой.
В 50 метрах
от церкви располагалась сборня – общественное здание, где находилась, говоря
современным языком, администрация села. Здесь селяне платили подати, сюда
собирались на сход, здесь решались административно – хозяйственные вопросы
жизни села. А через дорогу с не меньшим, чем церковь, размахом был заложен
бутовый камень под школу. Однако не пришлось талдинцам построить ее для своих детей – помешала
революция.
Нелегкая судьба выпала на долю
талдинской церкви. 1919 год. Год двоевластия в Сибири не прошел незаметным для
крупнейшего села, каким являлась Талдинка. Однажды по главной улице пронеслись
на конях белые. Готовясь к бою с красными, они установили на церковной
колокольне пулемет. Немногочисленный отряд красных бежал в Новоеловку, где
члены отряда, выданные провокатором, были расстреляны на поскотине. Тела 12
бойцов привезли в Талдинку и похоронили в братской могиле. Эти события
послужили началом разрушения церкви. Красные, опасаясь прихода белых, убрали с
церкви колокольню, а основу звонницы покрыли досками.
Отгремела гражданская война,
ушли в прошлое военный коммунизм и НЭП, пришли времена коллективизации,
закрытия и уничтожения церквей.
В самом начале 30-х годов закрыли церковь в
Талдинке. Когда в один из летних дней с куполов храма были повержены кресты, приход закрылся навсегда.
В войну талдинская святыня служила складом – здесь хранились семенное и
продуктовое зерно. Здесь его сушили, обрабатывали и отсюда вывозили на троицкий
элеватор.2
В 1972 году бывшая церковь была
переоборудована под клуб. Здесь демонстрировались фильмы, проводились концерты
и сходы селян. Внутри все осталось по – прежнему: кабинки, сводчатый потолок. В
конце 90-х годов в клубе с целью экономии угля срезали водяное отопление. Позже
стали находиться желающие, разобрать и вывезти само здание. Но жители села
встали на защиту святыни, потому
что для всех, пускай даже бывшая,
церковь – это памятник, материальная и духовная ценность, память о зодчих, о защитниках Отечества, которые не
вернулись в родные края. Это и пригодное для сельских нужд помещение.
_____________________
2Газета «На земле Троицкой»: 2 августа 2005 года,
статья «Святыня Земли нашей».
Старожилы села
хранят воспоминания о святыне, передают их своим детям и внукам (Приложение III). К сожалению, многих уже нет в живых, кто – то уехал
из села (Приложение IV).
Из воспоминаний Владимира Ивановича Степанова (1948 года рождения),
бывшего жителя села Талдинка:
«Знаю, что церковь была обнесена
железной узорчатой оградой, потом ее использовали для ограждения здания
конторы. Где сейчас эта ограда – не известно».
Из воспоминаний Раисы Иосифовны Дюдневой (1949 года рождения), бывшей
жительницы села Талдинка:
«Священнослужителей хоронили прямо в церковной ограде. В ограде росли
тополя. Знаю, что долгое время церковь стояла заброшенной, внутри купола часто
лазили мальчишки, гоняли голубей. И однажды, только они ушли, купола рухнули.
Их чудом не завалило. Говорили: «Есть Бог на свете». Позже рядом с церковью
построили школу и столовую». (Приложение V).
Из воспоминаний Кочетковой Марины Александровны (1973 года рождения),
бывшей жительницы села Талдинка:
«Из рассказов бабушки я запомнила, что в одной из церковных стен была
выемка, там во время престольных праздников размещался хор. Позже, когда
церковь переоборудовали под клуб, стену заложили и выстроили кинобудку. В церкви крестили младенцев, там
стояла большая купель»
(со слов бабушки, Бровкиной Татьяны Филатовны, 1920 года
рождения).
Из воспоминаний Долматовой Марии Васильевны (1951 года рождения), бывшей
жительницы села Талдинка:
«Когда приход закрыли, все церковное добро сбрасывали в колодец, который
находился рядом, потом его завалили. В войну в церкви хранили зерно. Моя мама
там работала (Бровкина Татьяна Филатовна), зерно принимала
и отвечала за него. Ребятишки забирались на возвышение, где раньше стоял
церковный хор, и прыгали в зерно, играли. Мне было 13 лет, когда на церкви
рухнул купол. Это произошло у меня на глазах. Упал он летом, днем».
Из воспоминаний Душко Натальи Дмитриевны (1930 года рождения),
жительницы села Талдинка:
«Помню, что в церковь засыпали зерно, а засыпал его Герасимов Иван
Петрович. Его жена, Веревкина Ефросинья Михайловна, ему помогала. Место, куда
засыпали зерно, называлось голубинка. Еще помню, что в церкви венчались и
отпевали покойных».
Из воспоминаний Ильященко Александры Алексеевны (1923 года рождения),
жительницы села Талдинка:
« Я ходила в церкву. Там были певчие палати, собирался хор. Пели только женщины. В колокол
звонил мужчина. Сейчас поют совсем другие молитвы. Работала я и с зерном. Его
привозили, а мы скидывали лопатами. В то время куполов уже не было, а ограда
еще была. Для того, чтобы разобрать церковь приезжали отовсюду. Например, из
Горнового, Хомутин, Порошино. Некоторых даже помню. Это Яша Филимонов, Ефименко
Киришечка и еще много партийцев. Когда церковь разобрали, то крестить детей
ходили в Ельцовку. Во время засухи с иконами молиться ходили на речку, за
братские могилы, просили у Бога дождя. В церкви было очень много больших икон,
потом их разобрали по домам. Ворота от церковной ограды сохранились, сейчас они
у Толмачева Алексея».
Из рассказа Лапиной Екатерины Григорьевны (1950 года рождения),
жительницы села Талдинка:
«Мы и сейчас поем церковные песни – на похоронах, на родительский день.
На родительский день сначала поем на могиле того, кто последний умер. Поем сначала
старому кладбищу. Потом приходим на новое. Кто сейчас ходит петь – это Душко
Наталья Дмитриевна, Шадрина Татьяна Васильевна, Мышенкова Любовь Ивановна,
Корольских Екатерина Федоровна, Герасимова Женева Прокопьевна. Раньше всегда
ходили – Морозова Антонина Петровна, Ильященко Александра Алексеевна..
На праздник Пасхи, всегда ходили в церковь, освещали пасхальный кулич. Я
раньше жила на квартире у Тесленко, прямо у церкви. У них было много икон. А одна была от пола до
потолка, может они и были из церкви. А где сейчас – не известно».
Сейчас церковь – клуб – вполне крепкое строение, не смотря на то, что в здании
нет стекол и отопления (Приложение VI).
Не утратила своего значения и духовная
жизнь на селе. Верующим негде молиться, но они почитают православные праздники
- в родительский день и в день Пресвятой Троицы приходят почтить память усопших. На погост
приходят и приезжают люди. Группа талдинских женщин отпевает покойных с соблюдением ритуала.
Верующие мечтают об открытии хотя бы молитвенного дома в бывшей церкви.3 (Приложение VII).