История церкви села Талдинка История православия на Алтайской земле Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные церкви - во имя апостолов Петра и Павла в Белоярской крепости и Барнауле, в честь Воскресения Христова в поселке Колыванского завода - появились в первой половине XVIII века и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. Эти церкви были построены русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов. Первый каменный храм - Петро-Павловский собор - был построен в Барнауле в 1774 году.1 С 1834 года алтайская земля стала относиться к Томской епархии. В 1908 году было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии, но епископ Барнаульский Мелетий (Заборовский) и последующие архиереи жили в Томске. В 1924-1929 годах викариатство являлось частью Новосибирской и Барнаульской епархии. В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), которая с 1937 года именовалась Барнаульской и Бийской. В 1938 году, в годы гонений на Церковь, епархия была упразднена, а ее территория до 1994 года входила в состав Новосибирской епархии. Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухаревым) для проповеди Евангелия среди коренного алтайского населения. Центром Алтайской духовной миссии был город Бийск. До 1917 года здесь существовало Бийское викариатство, распространявшее свою деятельность на Бийский и Кузнецкий округа. _________________________ 1 Ан С.А., Фомина В.Е. История и культура Алтая. Ч.1(7 класс). Барнаул, 1999. Бийскими архиереями являлись начальники духовной миссии. Возглавляли Алтайскую духовную миссию миссионеры с большим опытом работы, долго и плодотворно прослужившие на Алтае. Преподобный Макарий (Глухарев) и святитель Макарий (Невский), за свои ратные труды прославлены Русской Православной Церковью в лике святых (Приложение I). Кроме них Алтайской духовной миссией руководили такие видные подвижники, как протоиерей Стефан Ландышев, архиепископы Владимир (Петров) и Иннокентий (Соколов) и другие. Их помощниками и деятельнейшими сотрудниками были известные миссионеры протоиреи Василий Вербицкий, Михаил Чевалков, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и многие другие. К 1917 году миссия имела 31 отделение, в 434 миссионерских селениях проживало почти 47 тысяч крещеных алтайцев. В 84 школах обучалось 3300 детей. Алтайская духовная миссия имела три монастыря: Никольский женский в Горном Алтае, Чулышманский мужской и Тихвинский женский в Бийске. В Барнауле находился крупнейший в округе Богородице-Казанский женский монастырь. Он был основан в 1894 году Евдокией Ивановной Судовской как Богородице-Казанская женская община, а в 1900 году получил статус женского монастыря. Число насельниц в нем доходило до 300 человек. Монастырь имел 3 церкви (в том числе каменный Казанский собор в живописнейшей нагорной части города, ныне его помещения занимает следственный изолятор), церковно-приходскую школу, иконописную и живописную мастерские. Активно развивалось на Алтае духовное образование. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) в 1867 году было создано миссионерское училище в Улале, затем Бийское катехизаторское училище, а в 1869 году было открыто Барнаульское духовное училище. Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность Духовной Миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство из них разорены и уничтожены. От более чем 600 приходов к 1945 году в Алтайском крае осталось всего три: Покровский собор в Барнауле, Успенский собор в Бийске и Михаило-Архангельский храм в Рубцовске. Возрождение православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 80-х годов XX века. В эти годы Алтай, поделенный в 1991 году на два субъекта Российской Федерации - Алтайский край и Республику Алтай находился под церковным управлением правящего архиерея Новосибирской и Барнаульской епархии епископа Тихона (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский). По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания великие святыни Алтайской земли, вспоминаться и являться людям свидетельства великих духовных подвигов алтайских архипастырей, пастырей и православных мирян, начали укрепляться основы церковной жизни и православные обычаи. Большую роль в возрождении православия на Алтае сыграл визит в 1991 году Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре Святейшим Патриархом было освящено место под строительство Александро-Невского собора, а также была возвращена верующим Свято-Никольская церковь. После этого знаменательного события городские и краевые власти вернули Церкви Знаменский храм, храмы во имя святителя Димитрия Ростовского в Барнауле и Бийске. 26 февраля 1994 года была образована самостоятельная Барнаульская и Алтайская епархия. Первым епископом Барнаульским и Алтайским стал Преосвященнейший Антоний. В настоящее время епархией управляет епископ Барнаульский и Алтайский, Преосвященнейший Максим. Сегодня в епархии действуют: шесть монастырей - Знаменский женский монастырь в Барнауле, Ксение-Покровский в г. Яровое, Богоявленский женский монастырь в г. Камень-на-Оби, Иоанно-Кронштадтский женский монастырь архиерейского подворья в с. Кислуха, Казанский мужской монастырь в с. Коробейниково, Свято-Димитриевский мужской монастырь в г. Алейске; три скита - в честь Иверской иконы Божией Матери в с. Ребриха, Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий Лог и Иоанно-Богословский скит в с. Чемал; зарегистрировано 179 приходов, в которых трудится около 200 священнослужителей. Из истории Петро - Павловского прихода села Талдинка Петро - Павловский приход (Талдинская церковь) существовал с 1906 года. Религиозная община жителей села Талдинка, Шершниха в 1920 году насчитывала более 1000 человек. Ее совет состоял из 22 человек. Председателем был избран Е.А. Трубачев, секретарем – В.И. Михайловский. Священнослужители Талдинской церкви - Павел Иванович Коробейников, Петр Николаевич Копьев, Валентин Иванович Михайловский (дьякон). Устав религиозного общества был зарегистрирован 2 ноября 1923 года. С глубокой старины было принято на Руси, чтобы в каждой деревне была церковь. Стояла она и в Талдинке. В 1906 году местные мастера построили пятиглавый храм с высокой колокольней (Приложение II). Устремленный ввысь, величественный, он был виден издалека. Стоявшая посреди села церковь, была обнесена железной узорчатой оградой на кирпичном фундаменте. За церковью в восточной части ограды росли матерые березы. Среди них хоронили священников, дьяков, псаломщиков. Внутри церкви размещались хоры для певчих – отдельно для детей и для взрослых. Сторож, охранявший церковь, жил здесь же и топил зимой печь. На колокольню вела лестница. Каждое воскресное утро по ней поднимался звонарь и звонил в огромный многопудовый колокол, которому подпевали пять маленьких колоколов. Этот звон, созывавший прихожан на воскресный молебен, был слышен за десятки верст. Сотни верующих из Талдинки и других деревень заполняли церковь и, помолясь, возвращались домой. В 50 метрах от церкви располагалась сборня – общественное здание, где находилась, говоря современным языком, администрация села. Здесь селяне платили подати, сюда собирались на сход, здесь решались административно – хозяйственные вопросы жизни села. А через дорогу с не меньшим, чем церковь, размахом был заложен бутовый камень под школу. Однако не пришлось талдинцам построить ее для своих детей – помешала революция. Нелегкая судьба выпала на долю талдинской церкви. 1919 год. Год двоевластия в Сибири не прошел незаметным для крупнейшего села, каким являлась Талдинка. Однажды по главной улице пронеслись на конях белые. Готовясь к бою с красными, они установили на церковной колокольне пулемет. Немногочисленный отряд красных бежал в Новоеловку, где члены отряда, выданные провокатором, были расстреляны на поскотине. Тела 12 бойцов привезли в Талдинку и похоронили в братской могиле. Эти события послужили началом разрушения церкви. Красные, опасаясь прихода белых, убрали с церкви колокольню, а основу звонницы покрыли досками. Отгремела гражданская война, ушли в прошлое военный коммунизм и НЭП, пришли времена коллективизации, закрытия и уничтожения церквей. В самом начале 30-х годов закрыли церковь в Талдинке. Когда в один из летних дней с куполов храма были повержены кресты, приход закрылся навсегда. В войну талдинская святыня служила складом – здесь хранились семенное и продуктовое зерно. Здесь его сушили, обрабатывали и отсюда вывозили на троицкий элеватор.2 В 1972 году бывшая церковь была переоборудована под клуб. Здесь демонстрировались фильмы, проводились концерты и сходы селян. Внутри все осталось по – прежнему: кабинки, сводчатый потолок. В конце 90-х годов в клубе с целью экономии угля срезали водяное отопление. Позже стали находиться желающие, разобрать и вывезти само здание. Но жители села встали на защиту святыни, потому что для всех, пускай даже бывшая, церковь – это памятник, материальная и духовная ценность, память о зодчих, о защитниках Отечества, которые не вернулись в родные края. Это и пригодное для сельских нужд помещение. _____________________ 2Газета «На земле Троицкой»: 2 августа 2005 года, статья «Святыня Земли нашей». Старожилы села хранят воспоминания о святыне, передают их своим детям и внукам (Приложение III). К сожалению, многих уже нет в живых, кто – то уехал из села (Приложение IV). Из воспоминаний Владимира Ивановича Степанова (1948 года рождения), бывшего жителя села Талдинка: «Знаю, что церковь была обнесена железной узорчатой оградой, потом ее использовали для ограждения здания конторы. Где сейчас эта ограда – не известно». Из воспоминаний Раисы Иосифовны Дюдневой (1949 года рождения), бывшей жительницы села Талдинка: «Священнослужителей хоронили прямо в церковной ограде. В ограде росли тополя. Знаю, что долгое время церковь стояла заброшенной, внутри купола часто лазили мальчишки, гоняли голубей. И однажды, только они ушли, купола рухнули. Их чудом не завалило. Говорили: «Есть Бог на свете». Позже рядом с церковью построили школу и столовую». (Приложение V). Из воспоминаний Кочетковой Марины Александровны (1973 года рождения), бывшей жительницы села Талдинка: «Из рассказов бабушки я запомнила, что в одной из церковных стен была выемка, там во время престольных праздников размещался хор. Позже, когда церковь переоборудовали под клуб, стену заложили и выстроили кинобудку. В церкви крестили младенцев, там стояла большая купель» (со слов бабушки, Бровкиной Татьяны Филатовны, 1920 года рождения). Из воспоминаний Долматовой Марии Васильевны (1951 года рождения), бывшей жительницы села Талдинка: «Когда приход закрыли, все церковное добро сбрасывали в колодец, который находился рядом, потом его завалили. В войну в церкви хранили зерно. Моя мама там работала (Бровкина Татьяна Филатовна), зерно принимала и отвечала за него. Ребятишки забирались на возвышение, где раньше стоял церковный хор, и прыгали в зерно, играли. Мне было 13 лет, когда на церкви рухнул купол. Это произошло у меня на глазах. Упал он летом, днем». Из воспоминаний Душко Натальи Дмитриевны (1930 года рождения), жительницы села Талдинка: «Помню, что в церковь засыпали зерно, а засыпал его Герасимов Иван Петрович. Его жена, Веревкина Ефросинья Михайловна, ему помогала. Место, куда засыпали зерно, называлось голубинка. Еще помню, что в церкви венчались и отпевали покойных». Из воспоминаний Ильященко Александры Алексеевны (1923 года рождения), жительницы села Талдинка: « Я ходила в церкву. Там были певчие палати, собирался хор. Пели только женщины. В колокол звонил мужчина. Сейчас поют совсем другие молитвы. Работала я и с зерном. Его привозили, а мы скидывали лопатами. В то время куполов уже не было, а ограда еще была. Для того, чтобы разобрать церковь приезжали отовсюду. Например, из Горнового, Хомутин, Порошино. Некоторых даже помню. Это Яша Филимонов, Ефименко Киришечка и еще много партийцев. Когда церковь разобрали, то крестить детей ходили в Ельцовку. Во время засухи с иконами молиться ходили на речку, за братские могилы, просили у Бога дождя. В церкви было очень много больших икон, потом их разобрали по домам. Ворота от церковной ограды сохранились, сейчас они у Толмачева Алексея». Из рассказа Лапиной Екатерины Григорьевны (1950 года рождения), жительницы села Талдинка: «Мы и сейчас поем церковные песни – на похоронах, на родительский день. На родительский день сначала поем на могиле того, кто последний умер. Поем сначала старому кладбищу. Потом приходим на новое. Кто сейчас ходит петь – это Душко Наталья Дмитриевна, Шадрина Татьяна Васильевна, Мышенкова Любовь Ивановна, Корольских Екатерина Федоровна, Герасимова Женева Прокопьевна. Раньше всегда ходили – Морозова Антонина Петровна, Ильященко Александра Алексеевна.. На праздник Пасхи, всегда ходили в церковь, освещали пасхальный кулич. Я раньше жила на квартире у Тесленко, прямо у церкви. У них было много икон. А одна была от пола до потолка, может они и были из церкви. А где сейчас – не известно». Сейчас церковь – клуб – вполне крепкое строение, не смотря на то, что в здании нет стекол и отопления (Приложение VI). Не утратила своего значения и духовная жизнь на селе. Верующим негде молиться, но они почитают православные праздники - в родительский день и в день Пресвятой Троицы приходят почтить память усопших. На погост приходят и приезжают люди. Группа талдинских женщин отпевает покойных с соблюдением ритуала. Верующие мечтают об открытии хотя бы молитвенного дома в бывшей церкви.3 (Приложение VII).
    10 комментариев
    46 классов
    От Натальи Дятловой.
    6 комментариев
    22 класса
    Фото от Якова Иванова
    7 комментариев
    71 класс
    Здравствуйте уважаемые участники группы! Не встречалась ли вам в исследованиях села фамилия Ерошов/Ерашев/Ершов или какие-либо ещё вариации фамилии? Изучаю родословную мужа и появилась слабая зацепка за Талдинку. Информации о предках настолько мало, что хватаюсь за каждую соломинку…
    3 комментария
    6 классов
    Здравствуйте! Может ли кто мне помочь в поиске моих Дятловых. Мой дед Дятлов Антон Фролович, его отец Фрол Егорович, а его отец Егор Федорович по переписи 1917 года жили в Ельцовке. Возможно потом они переехали и их не помнят там. Хотя, мо й дед участник войны, похоронен в Москве и похоронка была отправлена в Ельцовку его матери. Может быть они потом жили в вашей Талдинке и кто-нибудь что-то знает про них. До недавнего времени мы ничего не знали про своих Дятловых, не знаю почему, но никто не рассказывал даже про них. У нас есть фото Фрола Егоровича с сыновьями.
    8 комментариев
    36 классов
    Об увековечивании памяти репрессиям в Талдинке.
    17 комментариев
    8 классов
    Талдинка самая лучшая.Пусть заросшая и старенькая но все- таки это Родина.
    17 комментариев
    248 классов
    2 комментария
    20 классов
    1 комментарий
    13 классов
    Вероятно ,допущена ошибка в написании названия села Талдинка...
    19 комментариев
    72 класса
51485734207704
  • Класс
51485734207704
  • Класс
51485734207704
Фото
  • Класс
51485734207704
  • Класс
51485734207704
  • Класс
51485734207704
  • Класс
Показать ещё