Был приятно удивлен большим количеством просмотров первой статьи о селе Заево, посвященной дню села, его 240 годовщине. Хотя, думаю это далеко не факт. Но так как село начинается с постройки в нем приходской церкви, то эта дата верна. А ведь много спорных моментов лично у меня связаны с моим селом. Во-первых почему село построено не на берегу какой любо речки, пусть даже маленькой или озера, как это было обычно принято. В радиусе трех четырех километров этих речек полно. Такой вопрос я, будучи школьником, задал одному старожилу. И вот, что он ответил, а ему рассказал, якобы его дед.
…Когда решили строить церковь, стали искать место, где ее возводить. Была ли на месте нынешнего села какая то деревенька тогда, сказать трудно. И место постройки определили на берегу речки Орловица, что в пяти километрах от села. Начали подводами возить кирпич. Привезли несколько подвод, на следующий день приходят, а кирпича нет. Ну, думают, украли, везут снова, а история повторяется. Несколько подвод кирпича не иголка в стоге сена. Пошли искать, по деревням, расширяя радиус поиска. А деревень в те годы было более сотни в этом местечке, что и послужило основанием для постройки здесь каменной церкви, хотя деревянные часовни были. Ну и в итоге нашли весь этот кирпич на самом высоком месте в той округе, где и сейчас сохранились остатки этого, когда то красивейшего нашего храма Успения Божией Матери…
Купола храма были видны издалека, даже из села Нагорск, что в двадцати километрах, название которого говорит само за себя. А вот откуда появилось название села «Заево», после понятного «Архангельское» не знаю. Это, похоже, уже в советское время.
Ниже приведу еще один небольшой исторический экскурс. Так как я не историк и не краевед, а просто бывший житель этого села, то ссылки будут на достоверные факты. Интересующимся, своим родным краем предлагаю посмотреть реестр селений от 1891 года и прочитать, прилагаемую ниже статью краеведа А. Рашковского «Почему богател Вятский край в прошлом и мог бы богатеть и в настоящем.» Прекрасная информативная статья.
С уважением, Николай Плотников.
Реестр селений
село Архангельское; Заево
№ в КВР: 17314Пояснения к реестру селений
Положение
По административно-территориальному устройству на 1891 год: Вятская губерния, Слободской уезд, Редькинская волость, Архангельское общество
По административно-территориальному устройству на 1978 год: Кировская область, Нагорский район, 18 км южн. 14 км зап. от р-ц.
Приход на 1891 год: Вятская губерния, Слободской уезд, 4-й благочиннический округ, с. Заево, Успенская ц. (церковь находится в этом селении)
Ближайшая река: Сосновка → Ефановка
Промыслы, хозяйство
Земли в среднем на 1 хозяйство: 30 десятин
Скота в среднем на 1 хозяйство: 5 голов (в пересчёте на крупный)
Промысел или занятие, основное для селения (по Книге Вятских родов): извоз; поденщик
Общее число лиц в селении, занимающихся промыслом: 10
Преобладающий местный промысел: извоз (5 человек)
Население
Количество родов Количество семей Количество жителей
9 9 59
Рода
Фамилия
Число семей
Промысел или занятие
Живая Книга Родов
Абашев
1 извоз; поденщик Записаться
Зубарев
1 священник Записаться
Костров
1 диакон Записаться
Маракулин
1 священник Записаться
Немзоров
1 извоз; поденщик Записаться
Плотников
1 извоз; поденщик Записаться
Симанов
1 извоз; поденщик Записаться
Устюгов
1 псаломщик Записаться
Шкляев
1 псаломщик Записаться
Населённые пункты с этой записью
• село Заево (Архангельская) (Нагорский район, Кировская область) - существующий н.п.
• Церковные приходы
• Список церквей на 1891 год
• Вятская губерния — Слободской уезд — 4-й благочиннический округ
• Выберите церковь для просмотра списка селений прихода на 1891 год.
Церковь
Местоположение
с. Заево, Успенская ц.
Слободской уезд, Редькинская волость, Архангельское общество, село Архангельское; Заево
с. Иванцево, Зосимо-Савватеев. ц.
Слободской уезд, Ракаловская волость, Иванцовское общество, село Иванцовское; Соловецкое
с. Мулино, Вознесенская ц.
Слободской уезд, Маракулинская волость, Худяковское общество, село Мулинское; Вознесенское
с. Нагорское, Рождественская ц.
Слободской уезд, Сочневская волость, Нагорское общество, село Нагорское; Рождественское
с. Николаевское, Успенская ц.
Слободской уезд, Сочневская волость, Слободкинское общество, село Николаево; Комезинский
с. Синегорье, Петропавловская ц.
Слободской уезд, Маракулинская волость, Синегорское общество, село Синегорье; Синеглинское
с. Вобловица, Спасская ц.
Слободской уезд, Редькинская волость, Шихильдинское общество, село Спасское; Вобловицкое; Полом
с. Сырьяны, Николаевская ц.
Слободской уезд, Вагинская волость, Сырьянское общество, село Сырьяны
с. Сырьяны, Всесвятская ц.
Слободской уезд, Вагинская волость, Сырьянское общество, село Сырьяны
с. Троица (Холуницкое), Троицкая ц.
Слободской уезд, Ракаловская волость, Троицкое общество, село Троицкое; Холуницкое; Троица
Почему богател Вятский край в прошлом и мог бы богатеть и в настоящем…
Опубликовано вс, 31/07/2016 - 13:09 пользователем Александр Рашковский
Почему богател Вятский край в прошлом и мог бы богатеть и в настоящем…
Поскольку эпоха традиционных углеводородов подходит видимо к концу, то хочу еще раз напомнить почтенной публике о том, почему богател Вятский край в прошлом и мог бы успешно богатеть и в настоящем.
В записке, опубликованной в «Трудах Вятского губернского земства» (Вятка, 1870,с.108) председатель Вятского губернского земства Матвей Матвеевич Синцов писал:
«Наша частная инициатива, наша самодеятельность и самопомощь являются не более как пробуждающейся силой, слишком бедной, робкой, несведущей и разрозненной. Для того, чтобы эта сила получила какое-нибудь серьезное значение, нужно обставить ее развитие возможно благоприятными условиями. Возлагать же теперь надежды на частную инициативу, как на исключительный фактор улучшения экономического быта населения, значит заглушить первые побеги нашей самодеятельности и самопомощи на русской почве. Нам нечего бояться чьего-то преобладания или исключительности: напротив наш злой враг всеобщий индиферентизм».
К записке были приложены мероприятия по исследованию хозяйственного быта нуждающихся местностей в связи с исследованием их естественных богатств и мероприятия по экономическому устройству населения – выдача безвозвратных пособий и возвратных беспроцентных и низкопроцентных ссуд.
Наш край был богатым за счет развития грамотно структурированной экономики на базе естественных производительных сил и кооперации. В губернии в дореволюционное время вырабатывалось:
- древесной смолы до 1 000 000 пудов, т.е. до 16 000 тонн, или 200 железнодорожных цистерн по 80 тонн в год (4 цистерны в неделю);
- древесного угля до 2 700 000 пудов, т.е. до 43 200 тонн, или 2 160 вагонов по 20 тонн в год (6-7 вагонов в день).
Чистый сбор продуктовых хлебов и картофеля на душу населения составлял:
- В Вятской губернии – 13,7 пудов.
- В Полтавской губернии – 12,1 пудов.
- В Орловской губернии – 11,6 пудов.
Полтавская губерния считалась в те годы богатейшей в Российской Империи, а Орловский чернозем и сегодня считается одним из лучших в мире.
Вот как эффективно работала вятская сельская промыслово-кредитная кооперация.
Губерния занимала первое место в России по количеству кустарей. Их было более 190.000 человек.
Так, только в области деревообработки по данным на 1910 год в губернии работало 59.872 кустаря. Из них:
столярным промыслом было занято 9.269 человек,
бондарным – 8980 человек,
экипажным – 13.270 человек,
производством плетеных изделий – 2500 человек,
производством изделий из луба, лыка и бересты – 24.852 человека.
Во всех этих видах промыслов губерния занимала первое место в Российской Империи.
Отметим также, что в 1910 году плотность населения в губернии составляла 27,4 человека на квадратную версту, а сегодня она в два раза меньше.
Нетрудно подсчитать, что около 60.000 кустарей, занимающихся деревообработкой, могли, совершенно не напрягаясь, ежедневно готовить для продажи по 1 куб. м. обрезной доски, кроме своей основной работы. А это 60.000 куб. м. , или почти 1000 вагонов в день, то есть 18.000.000 куб. м в год.
Какие заводы и фабрики дадут сегодня такое количество продуктов деревообработки?
А ведь наши кустари делали еще много другой продукции.
В 1920-е годы в Вятке существовал «Вятсмоллессоюз», в структурах которого по всей губернии работало более 60 тысяч человек. Мелкие предприятия (артели) этого союза добывали более 4,5 тыс. тонн только живицы в год (сегодня она практически вообще не добывается, а российские фирмы везут живицу из Чили и Малайзии). Они вырабатывали еще эфирные масла, скипидар и другие продукты. Штат управления союза в городе Вятке составлял всего 24 человека.
Был у нас в те годы еще и «Вятмаслосоюз», который объединял 116 артелей и 44 000 частных молочных хозяйств, в которых работало около 70 000 человек, а управлялся он вятской конторой со штатом в количестве 16 человек.
Найдите сегодня в области хотя бы одно предприятие с таким количеством работников и, особенно, таким малым штатом аппарата управления!
С Мастерскими Учебных Пособий города Вятки работало более 300 семейств вятских кустарей, которые изготавливали, например, знаменитые тачанки, внесшие серьезный вклад в победу Красной Армии в Гражданской войне. Об этом никогда не писали, но именно для расширения производства тачанок и приезжал в Вятку наркомвоен Л.Д. Троцкий. И уж, конечно, не для того, чтобы выступить на митинге.
Отмечу, что Мастерская Учебных Пособий еще в дореволюционные времена изготавливала (по образцам!!!) приборы, разработанные Главной физической обсерваторией России в Пулково, и отправляла их заказчикам, в том числе и зарубежным. Все детали для этих приборов изготавливали местные кустари, а в мастерской их только собирали опытные сборщицы-женщины.
В 1920-е годы, по заказу Наркомпроса РСФСР, Мастерская обеспечивала геодезическими приборами все школы и музеи страны.
Какой завод изготовит вам сегодня сложные приборы по образцам?
Вот и оцените квалификацию инженеров и техников Мастерских!
Эти принципы организации производства давали блестящие экономические результаты. Все кустари работали по патентам семьями и не вели никакого бухучета. Человек сам у себя воровать не будет. Все заработанная семьей кустаря и кооператора прибыль шла в развитие дела. И объемы постоянно наращивались. Организованный Вятским губернским земством кустарный склад обеспечивал отбор и устойчивый сбыт качественной продукции по достойной цене.
И сегодня организация кредитно-промысловых (промышленных) обществ производителей и потребителей может вывести страну из кризиса, создав совершенно новые экономические условия.
Ассоциации кооперативных союзов будут надежным заслоном от бесконтрольного повышения цен там, где их необходимо существенно снижать.
Они позволят создать действительно реальную структуру самоуправления граждан территориями проживания, резко сократить численность аппарата государственного управления, который своими непрофессиональными действиями уже доказал свою полную несостоятельность.
Кроме того, это даст возможность в корне изменить конфигурацию банковского сектора, значительно сократив его за счет банков, которые думают не о развитии территории, а только об извлечении предельных доходов на спекулятивном рынке с использованием их на личное потребление руководства и, только частично, акционеров. Такое положение, кроме всего прочего, является мощным рычагом развития в стране коррупции, которая уже давно существенно превышает все допустимые размеры.
Участие населения в управлении позволит вывести его из состояния анабиоза, что, несомненно, даст толчок к развитию страны по всем направлениям науки, техники, культуры и, как следствие, экономики.
И, самое главное, кооперация не знает границ, что обеспечивает возможность создания международных кооперативов потребителей, а это дает огромные дополнительные возможности за счет развития международного товарообмена.
И в конце статьи хотелось бы отметить то, что всегда тормозило и тормозит наше развитие:
«Злополучные русские города даже от деревень отстающие!
Есть в русском городе что-то мертвое, убивающее всякий прогресс.
Может быть беда в том, что настоящей своей жизнью города никогда не жили, а были только центрами торговли и административными, что в них селились и ими управляли и управляют люди совершенно эгоистической складки, без общественных интересов, погруженные в заботы о единой наживе, чуждые общественности и государственности».
«Городское дело», 1915, №17, с.910-911.
Александр Рашковский, краевед, 31 июля 2016 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2