На прошлой неделе, после трёх долгих лет переговоров и согласований Европейский парламент наконец то утверждает соглашение о торговле между Канадой и Евросоюзом. Утверждает, не без препятсвий, 408 голосов было подано «ЗА», 254 голоса «ПРОТИВ», 33 парламентария
«ВОЗДЕРЖАЛОСЬ». Идея соглашения на 1500 страниц проста – увеличить объёмы торговли междс Европой и Канадой, снизить таможенные пошлины, убрать бумажную волокиту. Работу над соглашением начали ещё при Харпере, продолжили при Трюдо и
не от хорошей жизни. Сегодня канадская экономика полностью завязана на США. 78% канадского экспорта отправляется на Юг и только 11 % канадских товаров идёт на продажу в Европу, причём подавляющая часть приходится на выходящую из Евросоюза Великобританию. Поможет ли соглашение изменить это соотношение, сказать трудно.
Какая то польза несомненно будет. Впрочем как и какой то вред. Рассмотрим вкратце основные положения соглашения о торговле.
ГОСПОДРЯДЫ. Соглашение, в отличии от уже существующих сегодня соглашений с США, Мексикой и т.д., даёт возможность фирмам зарегистрированным в странах Евросоюза участвовать в господрядах в Канаде и наоборот. В теории это означает, что канадские инженерно-сторительные компании могут получать заказы на стоительство автодорог в Италии, а немецкие на строительство плотин в Квебеке. На деле Канада просто открывает свой рынок для европейских инженерно-строительных компаний, которые несомненно этим воспользуются. Шансы же компаний канадских, учитывая что производительность
труда в Канаде гораздо ниже чем в Европе, получить какой нибудь госзаказ в Евросоюзе не так велики.
СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЯ. Канада известна своими запретительными пошлинами. Оттого сыры, колбасы, вина привезённые из-за рубежа стоят в Канаде баснословно дорого. Соглашение с Евросоюзом обещает эти пошлины снизить. Однако радоваться и надеятся, что французкий сыр или испанское вино продаваемое в канадских магазинах резко
подешеет не стоит. Но цены несколько снизятся, а выбор должен увеличиться. Объёмы поставок одних только сыров из Европы обещают возрасти до 30 тыс. тонн в год, это в два раза больше, чем сегодня. Взамен, для Канады увеличат квоты на поставку в Европу мороженной свинины и говядины.
МЕДИКОМЕНТЫ. Цены на лекарства разработанные в Европе, а произведенные в Канаде вырастут. Канада долгое время пользовалась разницей в сроках охраны в патентном законодательстве с Европой,
позволявшей канадским фармацевтическим компаниям, после стечения определённого времени по канадскому законодательству, выпусткать европейские лекарства не платя ничего компаниям разработчикам. Эти времена заканчиваются. Прийдётся платить по полной, закупать за те-же деньги в Европе или разрабатывать свои.
ВЗАИМНОЕ ПРИЗНАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. Соглашение предусматривает взаимное признание документов об образовании между странами Евросоюза и Канадой. В первую очередь речь идёт об инженерных дипломах. Впрочем, поскольку проработка этой части соглашения оставлена на откуп профессиональным ассоциациям в Канаде и каждой из европейских стран, воплощение,
хорошего в общем то начинания, может занять годы.
АВТОПРОМ. Сегодня поставки автомобилей из Канады в Евросоюз мизерны. За прошлый год Канада продала всего 13 тыс. автомобилей. Для сравнения, за тоже время американские автозаводы, производящие в Канаде американские же автомобили и потом отправляющие их на
продажу в США, произвели их больше двух миллионов. С принятием соглашения ожидается что поставки автомобилей собранных в Канаде в Европу вырастут до 100 тыс. в год. Впрочем, это не означает, что общее количество машин собираемых в Канаде возрастёт, все заводы принадлежат американцам, а они уж конечно будут руководствоваться своими собственными соображениями решая сколько машин произвести в Канаде, а сколько в США. Хорошо то, что на 6 процентов снизятся
пошлины для дорогих машин из Европы (относительно дешёвые евпропейские автомобили делаются в Мексике и США их из Европы не возят).
БАНКИ. Соглашение открывает европейский рынок для канадских банков (взаимно канадский для банков европейских). Учитывая, что канадские банки котируются наравне со швейцарскими по своей надёжности, а банковские услуги составляют значительную часть
канадской экономики, эта часть соглашения выгоднее Канаде. Впрочем, канадские банки за рубежом нанимают местных работников, а доходы банков идут в карманы избранных, то есть большинство канадцев это никак не коснётся. Разве что где нибудь в Париже в будущем может попастья на глаза вывеска RBC или BMO.
ИНВЕСТИЦИИ. По существующим правилам правительство Канады разрешает или не разрешает иностранным инвесторам приобретение акций канадских компаний на сумму 1 или более млрд долларов. Соглашение даёт возможность европейским инвесторам приобритать акции уже на сумму до 1,5 млрд. долларов, не спрашивая разрешения канадского правительства. Однако соглашение не коснётся существующих ограничений для сотовых операторов, телеканалов и авиакомпаний. А значит, европейких компаний способных снизить
цены на авиабилеты и сотовые услуги, а в Канаде они одни из самых высоких в мире, здесь по прежнему не будет.
В ИТОГЕ, очевидно, что соглашение обслуживает определённые корпоративные интересы в Канаде и Евросоюзе но, по большому счёту, для большинства жителей Канады да и Европы мало что меняет.
Главный вопрос взаимоотношений между Европой и Канадой – право на работу без виз для канадцев в Евросоюзе, а европейцев в Канаде оно не решает. Если бы такое решение было принято, Канаде не нужно было бы больше завозить сотни тысяч иммигрантов из Азии и Африки, а на месте в большей степени бесполезного Британского содружества появился бы по настоящему работоспособный Евро-Канадский союз. Впрочем, с выходом Великобритании из Евросоюза Канада могла бы попробовать решить этот вопрос на уровне Лондона – Оттавы, без участия Брюсселя. Могла бы, да не решит. Не смотря на то, что четыре пятых населения Канады всё ещё составляют европейцы, у них, в отличие от корпороций, нет ни чёткого осознания собственной выгоды, ни способности к огранизованным и целенаправленным действиям. Правительство же только делает вид, что представляет их интересы, на самом деле обслуживает всё те же корпорации. Оттого, ни настоящего сближения между Канадой и Евросоюзом ни между Канадой и
Великобританией, покидающей Евросоюз ожидать не стоит. Канада по прежнему останется сырьевым придатком США, страной без самостоятельной внешней, да и внутренней политики. Страной, с растущим дефицитом бюджета при низких ценах на сырье и правительством перепутавшим эффективность с популярностью.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев