История нейрофанка — это история текстепа
с продолжением . Прошло всего полтора года
спустя захвата текстепом танцполов, умов
и радиошоу , как его создатели выявили
новый вид , который станет еще большим
модным музыкальным направлением, чем
их первое детище. На смену гудящему,
но важному reese- бейслайну пришел
заметный, плотный и жирный бас,
являющийся главным атрибутом
нейрофанка.
Термин neurofunk предложил музыкальный
критик и обозреватель Саймон Рейнольдс
(Simon Reynolds), когда занимался анализом
прогрессирующего звучания музыкантов,
которые еще вчера создавали подходящий
по всем приметам текстеп. Он заметил :
саунд в новых композициях стал еще
темнее, еще жестче, еще техничнее (читай :
индустриальнее) . Свои мысли он изложил
в большой статье “Neurofunk
Drum ‘ n’ Bass vs. Speed Garage”, которая
вошла в декабрьский номер 1997 года
журнала The Wire — это было первое
упоминание о нейрофанке, как о новом
поджанре и как о названии к нему.
(А не в его книге “Energy flash: A journey
through rave music and dance culture”
1998 года , как принято ошибочно считать,
хотя там про нейрофанк тоже есть.)
Вышедший номер «приключений
в современной музыке» (тогдашний слоган
журнала) дал плоды на много лет вперед:
во- первых, пресса еще раз подтвердила
звание четвертой власти и способность
влиять на умы — слово вошло в обиход ;
а во- вторых, лингвистическая
самодеятельность автора статьи привела
к небольшому неудомению тех , кто впервые
или вообще сталкивается с нейрофанком.
Понятно, что при одном уже произношении
слова хор ангелов тут не ассоциируется,
но и с драм-н -бейсом «нервный фанк»
вяжется тоже очень плохо. Не совсем
конкретная заумь — за это Рейнольдса
очень недолюбливают , в основном,
слушатели драм- н- бейса.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев