Великий талант педагога-не подрезать крылья птенцу.
Зачем в душе копить хорошие слова?
Я носила свою открыточку в разных сумочках на протяжении почти 50 лет.
Что она для меня?
Что значила?
Эта открыточка была моим талисманом.
В первый класс меня нарядили в 7 лет.
Боялась я, что не возьмут, ведь день рождение в июле.
Скажут, что набрали детей, и пусть приходит на следующий год.
А это стыдно мне.
Я ведь знала семь букв и считала до десяти, и обратно.
Сердце билось от страха, пока дождалась слов согласия.
Меня взяли.
Всё пошло не так.
Нужно было писать лучше и лучше, и лучше и лучше.
Сидеть и сидеть, и сидеть, и сидеть.
Мало кто из родителей подозревал, что существуют разные методы преподавания.
С собрания мама приходила не весёлая, говорила мне, что могу лучше.
Но зачем лучше? Зачем?
Быть лучше самой себя?
Я хотела быть сама собой.
Тройки, тройки.
-Ты можешь, можешь лучше,- говорила учитель.
И вот, родители решили, по работе, переехать.
С мамой зашли в новую, для меня, школу.
Полы, окна, двери, ребята и УЧИТЕЛЬ.
Галина Ивановна - учитель, как много я слышу в трёх словах.
Посёлок Разведка, счастье моё и моя детская любовь.
Буруктал, землянки, лужи, грязь - я люблю вас, слова.
Отпечаток нужного счастья на всю жизнь.
Когда меня Галина Ивановна спросила, знаю ли я букву "Ж", и показала на неё, я ответила, что знаю, что это буква "Ж".
А сама думаю, что о-го-го, где они уже, я и эту- то букву по её подсказке сказала, как же я дальше буду учиться?
А ведь училась?
Почему у меня не было троек?
Я до сих пор не могу это понять.
Также писала, также считала, но мне не было за себя стыдно.
Помню, на уроке, начесали мне девчонки с задней парты хвост из волос, получился огромный рыжий шар.
И меня к доске Галина Ивановна вызвала, спросила урок.
Я ответила, и никакого замечания мне учитель не сделала, посмотрела и всё, а я шла то, еле ползла, думая, что учитель, или одноклассники, мне прозвище навесят.
Я тревожусь, а троек нет, и замечаний нет, прозвищ нет.
Стала смелой, решительной.
Всякие случались со мной истории.
Вот иду после уроков и чувствую, что впился мне клещ под мышку.
Теперь резать будут, знаю.
Нет!
Поглубже пальцы под мышку засунула, да как рвану...
Кровища…
Вырвала клеща сама.
Так и пошла уверенно по всей своей школьной жизни.
На переменки всегда приносили мы свою еду.
Мама давала мне морковку, яйца, конфетки.
Наемся, и оставлю на полочке, под партой, фантики, скорлупки от яиц, крошки какие-нибудь.
А сама думаю, что убрать бы надо.
Неохота.
Собираюсь после уроков домой, а Галина Ивановна обходит все парты, смотрит внутрь, собирает из-под парт бумажки, кожурки, а ещё, и мои скорлупки и фантики, себе в руку.
Чтобы моя учительница убирала за мной молча мусор?
Нет!
Всё стала убирать я сама!
Смотрю на фотографию Галины Ивановны, особенная она, не встречала я таких учителей.
Не встречала.
И открытка её была первая, и последняя.
На 8 марта пришли мы утром, а на партах лежат открытки с поздравлениями для девочек.
Мы все отсмотрели открытки друг у друга.
Одинаковые ли?
Или разные?
Не отличаются ли слова поздравления?
Сверили, всё сходится.
Все открытки были одинаковые, и мы не ревновали Галину Ивановну друг к другу.
Как же это было приятно, получить открытку от учителя!
И мы, все, пришли с открыткой для своего учителя.
Но, нам то, мамы совет дали.
А кто же Галину Ивановну научил столько открыток накупить?
Нам - её ученицам, первоклашкам?
Домой мы пришли с первым школьным подарком!
Мы ценили уважение учителя к нам.
Собирали мы, девчонки коллекции из фантиков, а я подумала, что вот и ещё одна коллекция будет, из открыток.
И мальчишки ведь собирали коллекции.
И им достались открытки к 23 февраля.
Прошли школьные годы.
Моя маленькая коллекция – одна маленькая открыточка.
Открыла для меня весь мир, ещё в первом классе.
Никогда я не получила больше открыток от учителей.
А зачем?
Всё что может дать учитель ученику, только разные оценки?
Без оговорок?
Учитель может многое.
Наша Галина Ивановна смогла для нас сделать незабываемым первый в жизни школьный класс.
Не вырабатывала Галина Ивановна у нас усидчивость, путём неврозов и сколиозов, не теребила душу, не ломала нам наши детские характеры путём некорректного применения слов сравнивающих ребёнка с другими посредством использования слов "первая", "самая", "единственная", создающих впечатление о превосходстве других детей без указания конкретных имён, чтобы не подтвердились искажения, чтобы нельзя было это проверить.
И мы , маленькие дети не научились именно поэтому враждовать между собой.
Мы всё понимали.
Мы всё чувствовали и запомнили, сравнивая все свои годы учения, нашу Галину Ивановну с другими преподавателями.
Была малышкой, но понимала, что никто из нас, детей, не лучше и никто не хуже.
А что может дать ученик учителю?
Опыт.
Галина Ивановна имела такой опыт.
Но ведь мы, были её первые ученики.
Смотрю я на свою открытку.
Почему она сохранилась?
Первые десять лет открыточку хранила моя мама, не выкинула, не дала мне вырезать цветочки, не дала сшить из неё шкатулочку, а потом когда то, просто положила мне её в сумочку.
Замужество, снос дома, переезд.
Даже дети не просили у меня, на поделки, отрезать цветы с открыточки.
Ушло в прошлое и моё приданное к свадьбе, всё износилось, посуда разбилась, мебель стала не нужной, вынесли.
Главным приданым в жизни мне стала открытка учителя и память.
Память, память.
У меня было четыре фотографии из первого класса, и их нет.
Галина Ивановна часто на переменах, фотографировала нас своим фотоаппаратом.
Молча ждала, когда мы насмеёмся, набалуемся, встанем как хотим, и с кем хотим, разбежимся, соберёмся, руками намашемся и стоим, ждём, на учителя смотрим.
Когда же Галина Ивановна начнёт фотографировать, что же она так долго собирается?
Никогда, никогда я не слышала крика Галины Ивановны.
Значит так можно?
У меня всплывали в памяти уроки другого учителя, где та, завывая рассказывала тему урока, резко прерывая его выкриком имени какого то ученика.
Это было неожиданно страшно.
Но так мы первоклашки узнавали кого из нас как звать.
Долго я ждала таких же выкриков от Галины Ивановны.
Не дождалась.
Особенно нравились нам пересказы.
До последнего слова всё перескажешь, а Галина Ивановна молчит, думает наверное, что нам ещё есть что рассказать.
Не прерывала она наших бестолковых пересказов.
Мы то слышали друг друга и понимали, что плетём «тень на плетень».
Как же хорошо было с ней, спокойно.
Вот поэтому я и носила, свою открыточку, в сумочке.
Спокойствие всегда было со мной.
Я часто разглядываю цветы на открытке.
Красивенькие они, маленькие.
И открыточка маленькая, детская, из детства.
Счастливая память моя.
Не было лица учителя.
Прошло почти 50 лет, и я нашла, случайно, в интернете фотографию Галины Ивановны.
Я узнала её из десятков лиц.
Как?
Чёрно-белая фотография УЧИТЕЛЯ.
Вашим лицом мне были цветы на открытке.
Но я узнала учителя.
Молодость.
Нет подписи и фамилии учителя на моей открыточке.
Только поздравление в ласкательном тоне и слова
- Галина Ивановна. 1 "Б" класс "БГРЭ"
Я читала, я знаю, что если человек что то хочет, то ему весь мир в этом поможет.
Обыскать весь мир?
Я ищу Вас, Галина Ивановна, уже 5 дней, это большой срок для того, чтобы найти УЧИТЕЛЯ.
Как так?
Не найти УЧИТЕЛЯ за пять дней?
Вот пишу, и главного тут нет.
Как же я обнаружила фото Галины Ивановны?
К открыткочке я привыкла.
Из одного кармашка сумочки, в другой, перекладывала не думая, что можно поискать Галину Ивановну.
Открытка то со мной, и хорошо.
Где то живёт Галина Ивановна?
Живёт.
И спокойствие.
Но вот я попала в социальные сети.
Что там делать?
Сканировала свою открытку, и вставила в свои фото, в группу.
Но не приняли фотографии открытку.
Так она ещё два года лежала в сумочке.
Но однажды я вспомнила, что Галина Ивановна всё равно бы поставила за мою попытку вставить открытку на место фотографии – оценку «пять».
Попробовала я ещё раз открытку добавить в фото.
Но слова программы "фото не соответствует правилам загрузки, удалить фото" услышала по-своему "учитель Ваш лучше многих, удалить, чтобы таких не было".
Я всё поняла, уже тогда.
Почему я не искала учителя?
Почему?
Она всегда была в памяти, всегда со мной.
Часто я просматривала различные фотографии в группах, как будто искала кого то.
Душа моя искала, а я нет.
И вот.
Я увидела тёплый профиль коричневого костюма.
«Директор», это тёплое слово вдруг всплыло в памяти.
Как же я рада видеть его профиль.
Вот тогда, я и вспомнила свой первый класс, свои переменки, на которых мы стояли около кабинета директора, и заглядывали, ждали, чтоб вышел.
Утром приходили, в классе портфель ставили, и бегом ко входу, директора ждать.
Профиль директора в проходе, счастье.
Стоим, ждём.
Смотрим, как директор, снимает варежки, и проводит утреннюю глажку учеников.
Пока до своего кабинета дойдёт, всех стоящих на пути перегладит ладошкой.
Вот тогда мы и идём в класс, как будто это мы все дела переделали.
- Директор пришёл? Спрашивали опоздавшие.
-Пришёл - спокойно отвечали мы.
Нам было жалко опоздавших, не всегда директор выходил на переменках в коридор, и почувствовать спокойную ладошку директора на голове можно не на всех переменах.
На переменах все крутились около кабинета директора, все ученики.
Я даже замечала, что не только маленькие ростом девочки любили ладошки директора, но и длинные, и шумные пацаны.
Всех успокаивали его ладошки, и это было сразу видно.
Все выскакивали из классов, и к ЕГО кабинету.
Шепчемся, спрашиваем у противоположных классов, они вперёд выбежали
- Директор выходил?
Шепчут, что не выходил.
Все довольные туда-сюда прогуливаются, ждут, пацаны прыгают, ждут тоже, посматривают на кабинет.
И вот оно, то чувство, которое и сейчас возникает при виде директора!
Выходит директор, и навстречу ему учитель идёт, они останавливаются в коридоре, и говорят.
Около каждой руки директора выстроилась очередь из первоклашек, второклассников, и длинных третьеклассников.
Некоторые с улицы бежали к директору с прилипшей грязью на туфлях.
Когда мы на следующей перемене вышли из классов в коридор, то на месте, где стоял директор, на полу были натоптаны как будто очки из ошмётков грязи.
Две очереди натоптали очки.
Директор успевал гладить всем лбы, они опять в очередь.
И я тоже тогда, по второму разу.
Не всегда успевала.
Иногда директора в школе не было.
Уезжал.
Пусто было в коридоре, на всех переменах пусто.
Мы были ничьи.
Стояли около печки.
И не холодно нам, и не тепло, так просто стоим и смотрим друг на друга.
Дома просила маму погладить по голове.
До сих пор помню его коричневый костюм, ботинки со шнурками.
Шнурки на ботинках никогда не развязывались, как у пацанов.
Вот аккуратный директор, думала я.
На 23 февраля мы, со всех классов, человек шестьдесят, спокойно стояли около входа, в коридоре, и кто утром, кто на переменках дарили директору наши открытки.
Почему то это выглядело, как демонстрация.
Стоят ученики с поднятыми руками, с открытками.
Чуть ли не в нос ему совали свои открытки и улыбались, знали, что его коллекция открыток должна быть больше всех.
Весело и спокойно мне было в первом классе.
Смотрю на фото и думаю - так тут может быть и Галина Ивановна?
И я узнала её.
Я нашла её, память, память о своём учителе.
Нашла память через два месяца поисков.
День памяти учителя 7 февраля.
Как же это больно.
Боль от неверия пришла.
В первый раз мне сообщила, что Галины Ивановны уже давно нет, через три дня её поисков, её давняя знакомая.
Ну что вы?
Не поверю!
Поиски, поиски.
Во второй раз, я нашла учителя, которая лично знала Галину Ивановну.
Ну и что?
Не верю!
В третий раз мне сообщили знакомые знакомых, что давно уже нет Галины Ивановны.
Как это давно?
Галине Ивановне должно быть всего 64 года!
В социальных сетях я нашла двадцать пять человек с таким же именем и фамилий, какую я искала.
Мне ответила Галина Ивановна!
Ответила даже на вопрос, что она учитель!
И пропала.
Не отвечает совсем.
Четвёртое сообщение было от двоюродной сестры учителя.
Не верю!
Пока не увижу крест на могиле учителя, не успокоюсь, продолжу поиски.
Нет, не хочу верить!
Мне написал сын Галины Ивановны, тогда, и тогда осталась капля надежды.
Сын не был на похоронах матери, и ему после похорон пришло от мамы письмо.
Вот так мы с сыном учителя и помним Галину Ивановну живой, живой, живой.
Сказала хорошие слова я сыновьям Галины Ивановны, двоюродной сестре.
Одиннадцать лет прошло, простите, что напомнила.
Инна Шульга
На фото 1970 год ,учитель в нижнем ряду , слева вторая с кудрями и в белой юбочке.
п. Разведка Светлинский р-он Оренбургская область Буруктальская средняя школа БГРЭ
Я нашла Галину Ивановну, она Акимова, по мужу Желуницына, не учителя нашла, а память, год памяти 2003, мне очень и очень жаль...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев