Моя малая родина - село Старое Узеево, с ее природно-географическими особенностями, а также социальной, культурной, национальной, религиозной, где христианские устои переплелись с обычаями традиционной языческой веры (зороастризм, тенгрианство) средой, где я родился, вырос, сформировался как личность.
Помню дедушку Павла Григорьевича в свежий зимний морозный день с инеем на его рыжей бороде. Помню как в непогоду, сидя на печке возле вьюжки, слушали мелодию вьюги. Помню запах пробудившихся после зимней спячки весенних лугов, куда мы детской ватагой убегали от зоркой родительской опеки, чтобы побегать босиком по свежей траве. Помню речку Сульчу с ее глубокими омутами, как в знойный летний день выходили из воды только на время высыхания волос. Помню как всей деревней праздновали национальые праздники УЯВ, АКАТУЙ, хороводы, чувашские песни в исполнении родителей и однсельчан с мелодией манящей и уносящей мысли куда-то вдаль, в сказочное бытиё старины глубокой, школу в солнечный сентябрьский день, куда мы возвращались после каникул, повзрослевшими на один год.
Помню дедовский дом со ставнями на окнах, в зимний период закрывающимися на ночь, с крыльцом перед сенями, чулан, где хранился бабушкин ежедневно-бытовой и стратегический арсенал, рубленный бревенчатый забор, ворота и калитку с массивными дубовыми стойками, колодец и журавель при нём, бондарскую мастерскую с запахом свежеструганной стружки, добротные, основательно выполненные хозяйственные постройки.
Помню аккуратный добротно ухоженный сад с водоемом, где дед разводил рыб, с ягодными кустарниками и овощными грядками с созревающим урожаем раньше чем у кого-либо (почему-то) из соседей.
Вспоминаю как гостила у нас тётя Пелагея Суханова(Пăлюк мăнакка) из Меречени - двоюродная сестра деда, как мы братики и сестрички, рассаживаясь вокруг неё и заворожено слушали её сказки. Говорили, что её отец, брат нашей прабабушки, будучи незрячим, слыл большим сказочником.
В зимнее время молодёж на посиделки (улах) собиралась в его доме и он ночи напролёт рассказывал сказки.
Персонажи сказок тети Пелагеи, огнедышащие двенадцатиглавый или трёхглавый драконы(вĕçен çĕлен) прилетали и грабили, опустощали наши чувашские земли.
"Сказка ложь, а в ней намёк". Только по происшествии более сорока лет я понял о смысле иносказания этих сказок. Через сказки народ(чувашский) передавал следующему и будущим поколениям как традиционная вера народа сменялась(насильственно) еврейской идеологией - христианством,что двенадцатиглавый огнедышащий дракон олицетворяет собой евреев с двенадцатью коленами, а трехглавый - христианство(православие) с тремя ипостасями: Отцом и Сыном и Духом Святым.
Вспоминая молодые юношеские годы, нельзя пройти мимо памяти нашего уютного деревянного сельского клуба с вывесками говорящими о принадлежности искусства народу и о том что величайшим из искусств является кино (по Ленину). Клуб (не дом культуры) был центром и местом проведения культурно-массовых, деловых, агитационных мероприятий, местом встречи и взросления молодёжи для нескольких поколений. Остаётся добавить,что здание клуба было построено в 1950 году и снесено в конце 1970х.
Старое Узеево - село в Аксубаевском районе Республики Татарстан, административный центр Староузеевского сельского поселения. Расположено на левом берегу реки Сульча, правом притоке реки Черемшан.Географические координаты: 54град.41мин.41сек. северной широты. 50град. 53мин.35сек. восточной долготы.
Первое упоминание в архивных документах как деревня Узеева в 1744г.. Но, как следует из челобитной (владенной грамоты) "Узейко Кадрякова с товарищи", начало своей истории имеет с 1698г., так как в 1700г. "тому 2 года поселились", т.е. два года тому назад поселились пришедшие "из разных уездов". В других источниках(летолисях) как д. Узеева упоминается с середины семнадцатого века. Середина семнадцатого века, это 1650 - 1670г.г.
Населена была ясашными чувашами и татарами и находилась на Ногайской дороге или, как следует из владенной грамоты, на "Уфимской большой дороге".
«В переписной книге Казанского уезда Ногайской дороги прошлого 700 году (1700 г. – Р.Н.) переписи князь Д.В. Уракова между протчего написано: в нынешнем 1700 году сентября в 4-ый день били челом Великому государю того починка татара Узейко Кадряков с товарищи. Тому 2 года поселились они на порозжей земле, пришли из разных уездов и по нынешней переписи положены на них вновь ясаки. И те ясаки в казну Великому государю велено платить им в Казани и владеть порозжую землёю по межам и урочищам. А межа той их пашенной земле и сенным покосом по межеванию уфимца Якова Артемьева деревни Домкины с татары. От вершины речки Сюльчи от деревни Тимошкины за Уфимского большою дорогою подле лесу поставлен дуб, на нём грань и выкопана яма. Грань указывает через Уфимскую дорогу на тальник. Через речку Сюльчу к лесу по речке Базик, в вершине по правой стороне стоит ива, на ней грань да выкопана яма. И от той утиной грани, грань указывает в низ речки Кадыревы, через речку Сюльчу к Уфимской большой дороге, на берегу развилковатую, на ней две грани.
Нижняя межа от деревни Мокшины, верхняя от деревни Тимошкиной. Пашенная земля и сенные покосы, лес на резинской с Тюбяком и с суходолом, и те межи и урочища в переписную книгу не написаны и владенного письма им не дано. И чтоб той их земле межи и урочища написать в переписную книгу и дать владенное письмо. И на тое земле владенное письмо им Второе путешествие дано. Буде они поселились на порозжей земле, и в поместье, и на оброк, и на ясак та земля никому не отдана и ни за кем не справлено, и спору и челобитья впреть ни откого не будет, а в чужих межах, на чужой земле и чужею лишнею ясаков не владеет (РГАДА. Ф. 1312. Оп. 2. Д. 627. Л. 176 – 176 об. «Выписка из владенной грамоты дер. Узеево»).
Основателем селения считается Узейко Кадряков или "ÿси бабай", по имени которого и называется село: "Узеево", ÿси ялĕ, ÿсел.
Можно предположить, Узейко по этническому происхождению был чувашом, что показывает его имя Узейко, морфемный состав которого выполнен из корня "уз", суффикса "ей"(так обращаются к человеку чьё имя неизвестно обрашающемуся, т.е. ей - имя), окончания "ко". Получается Узей это есть человек по имени Уз(ÿси). До сего дня чуваши образуют имена (не документальные) с применением подобных окончаний (Коля - Колька, Варвара - Варук, Валентин - Валька,Кĕçтÿк,Юрка,Елька и т.д.). У украинцев (Украина, это есть осколок Великой Болгарии Кубрата) это обыкновение сохранилось в построении фамилий (Бойко, Лучко, Кушнерук. Василик и т.д.). Да и фамилия КАДРЯКОВ,отнюдь не звучит по татарски. Жители Старого и Нового Узеева, также близлежащих селений (чувашских) обращаются к имени основателя как "ÿси бабай". Прибавленное "бабай" показывает о почтительном отношении к личности в многонациональном по составу населении как к авторитетному лидеру.
Нужно добавить, что в те далёкие времена татарами называли все народности не русского этноса
Житие Узейки или другая информация о его деятельности, статусе и социальном положениии в обшестве неизвестно. Как мне рассказывал дед Бондарев Павел Григорьевич по прозвищу "Кадир Павăлĕ" по русски, наверно, "Кадырев Павел" унаследованному от прадеда ("Кадир Кĕркури), Узейко был казнён по царскому указу через повешание. При предоставлении права последнего слова Узейко обратился к жителям селения, основанного им и названно его именем, с просьбой-завещанием ежегодно в честь его имени в, надо сказать, языческий праздник АКАТУЙ устраивать гонки (скачки) лошадей.
Уже после приведения в исполнения указа пришла грамота о помиловании. Но...!
Чем же провинился Узейко перед властями? Наиболее вероятно высокой степенью точности можно предположить, что Узейко как лидер мог выступить в башкирском восстании крестьян 1705 - 1711г.г.,после подавления которого многие селения были опустощены, а население было взято в полон и, вероятно, лидеры были казнены.
Согласно владенной грамоте Узейко Кадряков "с товарищи из разных уездов" поселились "на порозжей земле". Была ли земля, на которую заселились первопроходцы, пустынна и мертва? Скорее всего под термином "порозжая земля" имеется ввиду плошади земли, на которые не была, к 1700 году, выдана владенная грамота. Эта местность,как малое, должна была быть заселена осколками Мереченского (Марджани) городища, после её разгрома войсками Бату-хана в 1236г.. Согласно владенной грамоте к 1700г. были заселены деревня Тимошкино(Бердыбекова) и Мокшино, вернее Мукшино образовано по имени первоселенца Мукша, а не по названию этноса "мокша". Речки, притоки р. Сульча, также другие топонимы и гидронимы, были обозначены и имели свои названия, в том числе речки Кадырева, Базик(вероятно пĕчĕк или пысăк), местность рядом с лесным массивом Тюбяк(вероятно Тĕпек). Вероятно имели свои названия и другие речки,притоки р.Сульчи, которых, начиная от д.Беловка до р. Кадырева, насчитывается около семи. В данное время в летний период они высыхают. Река Сульча в те времена была полноводной и имела ширину в 17 аршин(12м.) и глубину в 3 аршина(2м).
В последние годы среди жителей двух родственных узеевских селений стал спор на тему о первородности. По логической раскладке, конечно, Старое Узеево старше по возрасту,т.е. возникло раньше чем Новое Узеево. Но, в то же время, является аксиомой утверждение о том, что не бывает дыма без огня.
По преданию нашего учителя истории Андреева Анатолия Макаровича(1929 - 2022) Узейко Кадряков поселился на речке Кала (Кала çырми) правом притоке Сульчи с истоком недалеко от деревни Медянка. С учетом топографических данных местности близ речки Кала первичное пристанище Узейко вероятнее всего могло быть на правом берегу выше по течению Сульчи от места слияния речи Кала, ибо левый берег - место заболоченное, правый берег ниже по течению - высокий обрыв.
Возможно, ныне заселенная правобережная часть Нового Узеева является продолжением места первичного пристанища Узейки Кодряква, которое, скорее всего, было расположено ниже по течению Сульчи на растоянии меньше одного километра.
Следует заметить: архивные данные показывают, что в середине семнадцатого века селение упоминается как деревня Узеева,т.е. нет Старого,нет и Нового.
Возникновение двух селений, скорее всего, связано с расселением жителей одних в направлении вверх по течению Сульчи как продолжение Узеева, других вниз по течению на необжитые земли. Нужно заметить, что население обоих вновь образовавшихся селений было смешанным по этническому составу, т.е. состояло из чуваш и татар, что определяется существованием до христианизации двух мест захоронения (кладбищ): татарского, где сейчас растут дубы (юманлăх); чувашского рядом с глубокой и широкой балкой, название которой - "чăваш масар лупашки", что в переводе - балка чувашского кладбища. Нужно заметить, не просто кладбище, а чувашское, что само по себе говорит о наличии другого нечувашского или татарского.
Возможной причиной расселения и переселения жителеей Узеева явилось насильственная христианизация, т.к. оба события происходили синхронно во времени - в 1740 - 1760 годы.
Принимая вышеизложенное за основу можно говорить, что Новое Узеево не является селением вновь образованным как вышедшим из состава Старого Узеева, а селением само по себе, а, следовательно, также и Старое Узеево.
Когда и как к "Узеево" приложились "Старое" и "Новое" мне, пока на данное время, неиэвестно. Но можно предположить, что в связи с фактическим разделением (расселением) деревни Узеева на две части, возникла необходимость идентификации этих частей в названии,то есть можно говорить, что две части одной деревни получили свои названия "Старое Узеево" и "Новое Узеево" одновременно.
Возвращаясь к владенной грамоте, зададимся вопросом: Кто же они, первые поселенцы, "Узейко Кодряков с товарищи"?
Грамота гласит: они "пришли из РАЗНЫХ уездов" и "проложены на них ВНОВЬ ясаки".
Узей с товарищами из разных уездов пришли объединившись в коллектив. Что же было причиной, условией или обстоятельством для единения?
По переписи на них вновь положены ясаки. Следовательно налогом они облагались и ранее до прихода на эти "порожние" земли.
Ответом на вопросы, с достаточно высокой степенью вероятности, являются "преданья старины глубокой" изложенные устами старожилов (Игнатьев Виталий Кузьмич), которые гласят, что впервые на эти лесистые и болотистые места заселились беглые люди разных национальностей и из разных мест (таркăнсем), принимавшие участие в восстании во главе со Степаном Разином, после подавления которого, как в убежище от царской кары.
Степан Разин был казнён четвертованием шестого августа 1671 г.. Восстание было подавлено, конечно не одномомоментно, к началу 1761 г.. Следовательно, если версия верна, бывшие повстанцы могли основать селение в период этого времени. НЕ обратились же они к власти с челобитной на организацию селения на второй день после заселения.
Принимая во внимание: первое - местность узеевских селений могла быть заселена остатками населения мереченского городища после 1236 года, второе - селение "Узеево" основано соратниками Степана Разина, началом возникновения, основания деревни "Узеева" нужно принимать документально обозначанную дату - 1698 год.
Николай Бондарев
26-06-2024г..
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8