История Мокшанское село Перхляй было основано в XVII веке. Название его происходит от мокшанских слов «перьф, перть» - место и «ляй» - река. Рядом с тем местом, где сейчас находится село Перхляй, когда-то стояло мордовское село Канаково (упоминается в казенных бумагах 1642 г.). Много лет назад по неизвестным сегодня причинам, канаковцы покинули свое село и перебрались под Темников. Новому селу дали название покинутой деревни Канаково - Подгорное Канаково. Воспоминания об отчей земле, плодородной и богатой зверем, будоражили жителей, которых, видимо, новые места не совсем устраивали. Кто-то строил планы возвращения, кто-то не хотел бросать обжитое место, поэтому на новое переселение отважились лишь несколько семей. Ранней весной повозки с зерном, домашним скарбом и прочим имуществом тронулись из-под Темникова. Впереди гнали овец, коров, жеребят. Двигались вдоль Мокши, потом вдоль реки Сивинь, отбиваясь и от разбойников, и от волчьих стай. Дорога привела в татарскую д
...Ещё
История Мокшанское село Перхляй было основано в XVII веке. Название его происходит от мокшанских слов «перьф, перть» - место и «ляй» - река. Рядом с тем местом, где сейчас находится село Перхляй, когда-то стояло мордовское село Канаково (упоминается в казенных бумагах 1642 г.). Много лет назад по неизвестным сегодня причинам, канаковцы покинули свое село и перебрались под Темников. Новому селу дали название покинутой деревни Канаково - Подгорное Канаково. Воспоминания об отчей земле, плодородной и богатой зверем, будоражили жителей, которых, видимо, новые места не совсем устраивали. Кто-то строил планы возвращения, кто-то не хотел бросать обжитое место, поэтому на новое переселение отважились лишь несколько семей. Ранней весной повозки с зерном, домашним скарбом и прочим имуществом тронулись из-под Темникова. Впереди гнали овец, коров, жеребят. Двигались вдоль Мокши, потом вдоль реки Сивинь, отбиваясь и от разбойников, и от волчьих стай. Дорога привела в татарскую деревню Пензятка, старожилы которой, узнав о цели путешествия, вспомнили, что южнее Пензятки есть мокшанское село, около которого когда-то было Канаково. В этой деревне приехавшим показали место проживания их предков. Земля переселенцам пришлась по душе. В Канаково отправили добрую весточку. Мордовский краевед И.Д.Воронин полагал, что Перхляй быстро разрастался не только за счет высокой рождаемости, но и за счет притока людей из других селений. К примеру, сюда перебралась мордва из села Коровяково Старошайговского района. В 1704 году в селе Перхляй проживали 478 человек, а в 1869 году - как минимум тысяча. В конце 20-х годов началась коллективизация, в ходе которой было основано два колхоза: «1-я пятилетка» и колхоз имени 18 партсъезда. После войны они объединились в один – «Мир». В 60-е годы XX века хозяйство вошло в состав совхоза «Шишкеевский». В 80-е годы был основан собственный совхоз «Подгорный». В это время была построена асфальтированная дорога от Перхляя до Рузаевки, а через реку – железобетонный мост. В селе развернулось большое строительство: построен коровник, свинарник, ток со складами, машинный двор. В это время было сделано немало по благоустройству села: заасфальтированы улицы, проведен газ, водопровод, построен Дом культуры, амбулатория, появилась новая улица. В село потянулись люди, некогда уехавшие из него. В 90-91 годах были построены два двухэтажных многоквартирных дома.
Мастеровой народ На 2010 год в селе зарегистрировано 745 человек, но фактически проживает больше. Как и много лет назад вновь в село потянулись люди из других населенных пунктов: кто-то возвращается на землю предков, кто-то пускает новые корни. Пять жителей села включились в программу самозанятости, и сейчас находятся на разных стадиях: кто-то уже открыл свое дело, кто-то еще только проходит обучение. Вскоре на перхляйской земле появится семейная молочная мини-ферма, а, значит, появится еще несколько рабочих мест для сельчан. Жители Перхляя издавна славились своими золотыми руками. До сих пор многие из них промышляют шабашными работами. Мастера копают колодцы, рубят срубы под дома, бани, ведут строительные работы.
Вера По воспоминаниям старожилов, жители села Перхляй были очень набожными людьми – даже в советские годы у каждого был нательный крест. В 50-х годах прошлого века некоторое время приход села возглавлял Великий ст
...Ещё
Село Перхляй, Рузаевский район
Мастеровой народ На 2010 год в селе зарегистрировано 745 человек, но фактически проживает больше. Как и много лет назад вновь в село потянулись люди из других населенных пунктов: кто-то возвращается на землю предков, кто-то пускает новые корни. Пять жителей села включились в программу самозанятости, и сейчас находятся на разных стадиях: кто-то уже открыл свое дело, кто-то еще только проходит обучение. Вскоре на перхляйской земле появится семейная молочная мини-ферма, а, значит, появится еще несколько рабочих мест для сельчан. Жители Перхляя издавна славились своими золотыми руками. До сих пор многие из них промышляют шабашными работами. Мастера копают колодцы, рубят срубы под дома, бани, ведут строительные работы.
Вера По воспоминаниям старожилов, жители села Перхляй были очень набожными людьми – даже в советские годы у каждого был нательный крест. В 50-х годах прошлого века некоторое время приход села возглавлял Великий старец земли русской Иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) (1898-1979). Навсегда в памяти останутся службы, труды, чудотворения и исцеления, совершённые о. Симеоном (будущим Сампсоном). Приход в селе был всегда, а вот церковь появилась только в начале XXI века, хотя строить Свято-Введенскую церковь начали еще в XIX веке. Долгое время здание служило складом, но крепкая кирпичная кладка не разрушилась. Современные строители завершили дело, начатое более века назад.
Комментарии 2
История
...ЕщёМокшанское село Перхляй было основано в XVII веке. Название его происходит от мокшанских слов «перьф, перть» - место и «ляй» - река. Рядом с тем местом, где сейчас находится село Перхляй, когда-то стояло мордовское село Канаково (упоминается в казенных бумагах 1642 г.). Много лет назад по неизвестным сегодня причинам, канаковцы покинули свое село и перебрались под Темников. Новому селу дали название покинутой деревни Канаково - Подгорное Канаково.
Воспоминания об отчей земле, плодородной и богатой зверем, будоражили жителей, которых, видимо, новые места не совсем устраивали. Кто-то строил планы возвращения, кто-то не хотел бросать обжитое место, поэтому на новое переселение отважились лишь несколько семей. Ранней весной повозки с зерном, домашним скарбом и прочим имуществом тронулись из-под Темникова. Впереди гнали овец, коров, жеребят. Двигались вдоль Мокши, потом вдоль реки Сивинь, отбиваясь и от разбойников, и от волчьих стай. Дорога привела в татарскую д
История
Мокшанское село Перхляй было основано в XVII веке. Название его происходит от мокшанских слов «перьф, перть» - место и «ляй» - река. Рядом с тем местом, где сейчас находится село Перхляй, когда-то стояло мордовское село Канаково (упоминается в казенных бумагах 1642 г.). Много лет назад по неизвестным сегодня причинам, канаковцы покинули свое село и перебрались под Темников. Новому селу дали название покинутой деревни Канаково - Подгорное Канаково.
Воспоминания об отчей земле, плодородной и богатой зверем, будоражили жителей, которых, видимо, новые места не совсем устраивали. Кто-то строил планы возвращения, кто-то не хотел бросать обжитое место, поэтому на новое переселение отважились лишь несколько семей. Ранней весной повозки с зерном, домашним скарбом и прочим имуществом тронулись из-под Темникова. Впереди гнали овец, коров, жеребят. Двигались вдоль Мокши, потом вдоль реки Сивинь, отбиваясь и от разбойников, и от волчьих стай. Дорога привела в татарскую деревню Пензятка, старожилы которой, узнав о цели путешествия, вспомнили, что южнее Пензятки есть мокшанское село, около которого когда-то было Канаково. В этой деревне приехавшим показали место проживания их предков. Земля переселенцам пришлась по душе. В Канаково отправили добрую весточку.
Мордовский краевед И.Д.Воронин полагал, что Перхляй быстро разрастался не только за счет высокой рождаемости, но и за счет притока людей из других селений. К примеру, сюда перебралась мордва из села Коровяково Старошайговского района. В 1704 году в селе Перхляй проживали 478 человек, а в 1869 году - как минимум тысяча.
В конце 20-х годов началась коллективизация, в ходе которой было основано два колхоза: «1-я пятилетка» и колхоз имени 18 партсъезда. После войны они объединились в один – «Мир». В 60-е годы XX века хозяйство вошло в состав совхоза «Шишкеевский». В 80-е годы был основан собственный совхоз «Подгорный». В это время была построена асфальтированная дорога от Перхляя до Рузаевки, а через реку – железобетонный мост. В селе развернулось большое строительство: построен коровник, свинарник, ток со складами, машинный двор. В это время было сделано немало по благоустройству села: заасфальтированы улицы, проведен газ, водопровод, построен Дом культуры, амбулатория, появилась новая улица. В село потянулись люди, некогда уехавшие из него. В 90-91 годах были построены два двухэтажных многоквартирных дома.
Село Перхляй, Рузаевский район
...ЕщёМастеровой народ
На 2010 год в селе зарегистрировано 745 человек, но фактически проживает больше. Как и много лет назад вновь в село потянулись люди из других населенных пунктов: кто-то возвращается на землю предков, кто-то пускает новые корни.
Пять жителей села включились в программу самозанятости, и сейчас находятся на разных стадиях: кто-то уже открыл свое дело, кто-то еще только проходит обучение. Вскоре на перхляйской земле появится семейная молочная мини-ферма, а, значит, появится еще несколько рабочих мест для сельчан.
Жители Перхляя издавна славились своими золотыми руками. До сих пор многие из них промышляют шабашными работами. Мастера копают колодцы, рубят срубы под дома, бани, ведут строительные работы.
Вера
По воспоминаниям старожилов, жители села Перхляй были очень набожными людьми – даже в советские годы у каждого был нательный крест. В 50-х годах прошлого века некоторое время приход села возглавлял Великий ст
Село Перхляй, Рузаевский район
Мастеровой народ
На 2010 год в селе зарегистрировано 745 человек, но фактически проживает больше. Как и много лет назад вновь в село потянулись люди из других населенных пунктов: кто-то возвращается на землю предков, кто-то пускает новые корни.
Пять жителей села включились в программу самозанятости, и сейчас находятся на разных стадиях: кто-то уже открыл свое дело, кто-то еще только проходит обучение. Вскоре на перхляйской земле появится семейная молочная мини-ферма, а, значит, появится еще несколько рабочих мест для сельчан.
Жители Перхляя издавна славились своими золотыми руками. До сих пор многие из них промышляют шабашными работами. Мастера копают колодцы, рубят срубы под дома, бани, ведут строительные работы.
Вера
По воспоминаниям старожилов, жители села Перхляй были очень набожными людьми – даже в советские годы у каждого был нательный крест. В 50-х годах прошлого века некоторое время приход села возглавлял Великий старец земли русской Иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) (1898-1979). Навсегда в памяти останутся службы, труды, чудотворения и исцеления, совершённые о. Симеоном (будущим Сампсоном).
Приход в селе был всегда, а вот церковь появилась только в начале XXI века, хотя строить Свято-Введенскую церковь начали еще в XIX веке. Долгое время здание служило складом, но крепкая кирпичная кладка не разрушилась. Современные строители завершили дело, начатое более века назад.