Стражи храма Утренней Звезды
О Туле и тольтеках исследователи древних цивилизаций Мезоамерики знали из устных преданий, полученных от индейцев ещё первыми испанскими конкистадорами и монахами — ревностными служителями католической церкви, сопровождавшими в походах завоевателей. Однако найти Тулу, или вернее место, где она когда-то находилась, до самого недавнего времени не удавалось, хотя в поисках принимали участие крупнейшие исследователи до-испанских культур Америки.
Древние руины близ города Тула были впервые описаны Антонио Гарсиа, мексиканским историком, географом и писателем, в 1873 году. Вскоре после этого французский путешественник и фотограф Дезире Шарнэ провёл в Туле первые археологические исследования. В 1930-е годы мексиканский учёный Вигберто Хименес Морено собрал многочисленные этноисторические и картографические данные, а в 1940 году археолог Хорхе Акоста открыл миру древний город. Взору современного человека предстали великолепные творения предков ацтеков — Пирамида Утренней Звезды, на платформе которой стоит группа из пятиметровых каменных воинов, нёсших когда-то крышу храма.
Скульптуры были столь тонко выполнены и так загадочны, что вокруг них тут же стали складывать легенды.
Каждая из фигур состоит из четырёх деталей, тщательно подогнанных друг к другу. Верхняя часть представляет собой голову статуи и головной убор из перьев, скреплённых лентой с узором в виде звёзд; уши статуи прикрыты двумя удлиненными пластинами.
Черты лица плохо различимы, и поэтому не представляется возможным говорить об их принадлежности к какой-либо расовой группе. На лицах каменных идолов застыло бесстрастное выражение, однако при внимательном рассмотрении выясняется, что они немного отличаются друг от друга и обладают индивидуальными чертами. Туловище скульптур состоит из двух блоков. Верхняя часть представляет собой массивный нагрудник, по форме напоминающий бабочку. Самая интересная деталь нижнего блока туловища находится сзади. Это диск, в центре которого изображено человеческое лицо, а по краям загадочные знаки и, как считают некоторые учёные, «венок» из двух переплетённых змей. Нижняя деталь статуи — это ноги в сандалиях. Сложный наряд статуи, в состав которого входят браслеты выше локтя, ножные браслеты и набедренная повязка, держится при помощи лент.
Скульптуры отличаются изяществом и тонкостью исполнения. И это несмотря на то, что базальт — необычайно твёрдый материал и чрезвычайно тяжело поддаётся обработке. Непонятно только, как древние мастера, имея в своём распоряжении лишь примитивные каменные и деревянные орудия, смогли создать столь совершенное произведение. Возможно, каменотёсы знали некий секрет размягчения базальтовых глыб?
На фигурах атлантов заметны необычные следы обработки — углублённые линии, идущие в разных направлениях. Каким инструментом нанесены такие правильные углубления? Учёные полагают, что подобные следы на камне может оставлять инструмент наподобие топора, только с зубьями, как у пилы. Другие говорят, что это следы механизированного вмешательства, своего рода обдирочной машины. Единого мнения в этом вопросе нет ни у кого.
Исчезнувшая цивилизация письменных пособий не оставила, и тайна резьбы по камню до сих пор не раскрыта.
В древности почти пятиметровые изваяния поддерживали крышу храма Утренней Звезды. Поэтому обнаружившие их археологи назвали эти фигуры идолами, пребывая в уверенности, что это изображения богов. Авторы научно-популярных статей переименовали их в атлантов, намекая на то, что они могли быть наследием легендарной Атлантиды.
Особое внимание целого ряда исследователей привлекли странности наряда атлантов — накладка на груди, а также необычные предметы, которые находятся у статуй в руках. По форме они не похожи ни на какие известные орудия труда, поэтому их предназначение до сих пор вызывает споры.
Весьма популярна версия, что фигуры изображают выходцев с Атлантиды — погибшего материка, который существовал в далёком прошлом. В рамках этой теории, после некоей глобальной катастрофы, погубившей и континент, и цивилизацию, на территории Мезоамерики в целом и Мексики в частности обитали уцелевшие в катаклизме бывшие жители Атлантиды, которые и создавали удивительные строения и артефакты, а также обучали местные дикие народы различным премудростям. И есть немало тех, кто считает эти статуи реальными изображениями жителей легендарной Атлантиды.
Историки же остановились лишь на культово-религиозной трактовке этих предметов, считая их церемониальными атрибутами или символами жрецов-тольтеков.
Ведь всё искусство тольтеков было подчинено главной цели — умилостивить богов. Именно на этой земле творились самые страшные и загадочные ритуалы за всю историю человечества. Религиозными жертвами кровавых расправ были молодые красивые женщины. Жертвоприношения совершали систематически, в специально установленные дни года. Обряд начинали намного раньше самого ритуала. Сначала будущей жертве отправляли так называемые «обеты» — презенты, которые сопровождались перьевыми украшениями. Каждый раз присылали все более богатые подарки. Жертва, которой могла стать лишь молодая женщина из знатной семьи, понимала, что её время пришло. Потом избранницу отправляли к алтарю храма, где палач вершил своё дело. Девушке топором рубили позвоночник, а потом отделяли голову с частью спины. Тольтеки не считали подобный обряд преступлением. Для них это была истинная любовь к богу. Возможно, что каменные идолы — единственные оставшиеся на земле свидетели кровавых казней.
Но если учесть, что в искусстве тольтеков преобладали военные темы, то эти каменные гиганты вполне могли изображать и древних воинов — защитников тольтекской земли. Некоторые учёные и впрямь увидели в атлантах воинов, держащих пучок стрел в левой руке и что-то похожее на копьеметалку (атлатли) в правой. Однако такая интерпретация вряд ли верна, поскольку стрелы в левой руке статуй изогнуты, а копьеметалку держали не в правой, а в левой руке. Возможно, то, что находится у статуй в правой руке, действительно может быть реальным отбойным молотком, с помощью которого добывалось, например, золото в древних шахтах. А может быть, это какой-то древний атрибут власти и могущества…
Правильной может оказаться любая версия, поскольку вообще определять функциональное назначение объекта лишь по внешнему сходству — дело практически безнадёжное. Но именно поэтому любая догадка тут вполне допустима и не может отвергаться сходу на основе только каких-то личных предпочтений.
От храма Утренней Звезды ныне остались лишь руины. Но когда-то это было величественное сооружение, в недрах которого хранились сокровища — своего рода казна верховного бога тольтеков Кетцалькоатля. А воины-атланты стояли на страже этих несметных богатств. Главный город тольтекского государства хоть и был найден, многие из его кладов наверняка ещё скрыты в недрах земли, под пыльными улицами нынешней Тулы.
Мексиканские археологи готовятся к масштабным раскопкам в археологической зоне Тула в центральном штате Идальго. Главная цель предстоящих работ — найти ещё гигантские статуи атлантов. При проведении новых раскопок учёные недавно наткнулись на пару огромных каменных ног. «Где-то поблизости под многовековой толщей грунта прячутся недостающие фрагменты гигантских скульптур, а может быть, и много других подобных изваяний», — считает археолог Луис Гамбоа.
Нет комментариев