Экономичность стиля и спокойствие тона также ставит «Очерки из многолетней жизни одной старушки…» в особое положение среди подобной литературы, крайне расширяя круг возможных читателей: хотя написаны «Очерки» от имени человека верующего, за веру пострадавшего, нельзя не почувствовать — сам автор всегда ощущает себя лишь учеником, никак не учителем, возможно, именно поэтому говоря на языке общедоступном и ясном, на языке трезвости и простоты. Над читателем не совершается насилия, его не обращают в свою веру, из него не вышибают слезу. Удивительно — удивляйся, умилительно — умиляйся, больно — сострадай. Достоинство, с которым держится эта «старушка», пок
Расслабленность и неготовность перед лицом гонений
Апостол Павел писал Тимофею: «…все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). Это справедливо для всех времен. Даже тогда, когда христианство было не просто господствующей, а единственной господствующей религией на территории всего тогдашнего цивилизованного мира, праведники были гонимы. Просто эти гонения принимали другие формы и исходили от других людей, порой облеченных в духовный сан и наделенных огромной властью. Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Фотий Великий, Филипп Московский, Арсений Ростовский и многие другие были изгнаны своими же собратьями-епископами. Но если рассматривать гонения в более узком с
23 июля (1925 года) …На св. Евангелие: «Чтобы был плод духовный, нужны известные условия: слово хорошее и почва хорошая, но плод творя только в терпении. Сколько было случаев, что в уныние впадал человек, и все пропадало. Если решился кто терпеть и говорит – хоть умру, но не отступлю, тот и достигнет желаемого, т.е. спасения. «И терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19). 27 июля. Объяснение читаемого Евангелия — укрощение бури Спасителем (Мф. 8, 23-27): «Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем. В скорби и искушении Господь пом