22 июня отметила День рождения(74) Замечательная советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР
СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА. ОТ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!🎂💐💥
Светлана Крючкова родилась в Кишиневе в семье военного - её папа был майором СМЕРШа, а мама работником отдела кадров.
О своём отце Светлана Николаевна рассказывает: «Мой папа был суровым военным человеком, у нас в семье была суровая военная дисциплина. Отсюда мой командный голос, отсюда не люблю лишних разговоров, не люблю повторять дважды, всё записываю».
Как и многие другие искатели счастья, после окончания средней школы Светлана приехала в Москву, чтобы поступить в театральный институт. Она приняла участие в конкурсе в Школу-студию МХАТ, дошла до третьего тура и не поступила. Решив не возвращаться на родину, в Кишинёв, Светлана осталась «перезимовать» в Москве и устроилась работать слесарем-сборщиком на ЗИЛ.
Однако и в следующем году её ждала неудача. Теперь девушка «срезалась» на экзаменах в училище имени Б. Щукина. И вновь ЗИЛ. Но трёхсменка на заводе, отсутствие поддержки, крошечная зарплата и плохое питание (хлеб + рыбные котлеты) оказались слишком тяжким испытанием даже для такой неунывающей хохотушки. Помытарившись в Москве, Светлана вернулась в Молдавию. Проработав еще год старшим препаратором в Кишиневском сельскохозяйственном институте, она решила дать «последний и решительный бой» столичным подмосткам.
В третий раз Светлане всё же улыбнулось счастье: она поступила в Школу-студию имени В. Немировича-Данченко при МХАТ.
Неудивительно, что, пройдя такой тернистый путь, первое время Светлана в анкетах писала, что происхождение её - из служащих, а профессия - рабочий.
В Школе-студии МХАТ в ней разглядели недюжинный талант комической актрисы. На четвёртом курсе Светлана снова... вернулась на завод. Только на сей раз в первой своей «киношной» роли в фильме «Большая перемена».
Помните, как естественно она в ней смотрится? Значит, всё-таки опыт слесаря-сборщика не пропал для актрисы даром.
Первая роль в кино - Нелли Леднёвой в фильме «Большая перемена» - стала не просто её первой большой работой в кино, но и той самой главной ролью, которая определила её дальнейшую судьбу как актрисы.
Своего первого мужа Михаила Стародуба Светлана встретила на вечеринке в "общаге" в компании общих друзей. Он тоже был студентом Школы-студии МХАТ, хотя и поступил туда двумя годами ранее. Вскоре после того, как влюбленные поженились, в Михаиле проснулась профессиональная ревность, ведь его супруга была одной из лучших студенток потока, тогда как его таковым не считали. Тогда он начал внушать жене, что она - полная бездарность, к тому же "страшна, как печка".
Когда Светлану утвердили на роль Нелли в знаменитом фильме "Большая перемена" (1972-1973), а Михаил не прошёл пробы на роль Ганжи, супруг устроил жене жуткий скандал, и оба поняли, что развод неминуем. В итоге этот союз просуществовал лишь два года, а Крючкова проснулась знаменитой после выхода "Большой перемены" на экраны.
Одновременно с окончанием съёмок она окончила и Школу-студию, после чего получила предложения играть сразу от пяти московских театров.
Крючкова выбрала МХАТ и проработала в этом театре два года.
Как вспоминает актриса, она «очень много репетировала, очень мало сыграла», но никогда не соглашалась играть в плохих пьесах и не работала с плохими режиссёрами. Свою первую роль во МХАТе она сыграла в пьесе М. Булгакова «Последние дни», где её партнерами были знаменитые А. Кторов и В. Станицын.
Однако дальнейшая творческая судьба актрисы связана уже с другим театром...
Фильм "Старший сын" (1975) стал для актрисы поистине судьбоносным.
так как именно там она встретила второго супруга и любовь всей своей жизни - оператора Юрия Векслера. Крючкова рассказала, что ещё на пробах она практически сразу почувствовала, что её сердце ёкнуло при виде невысокого мужчины, который явно был намного старше её.
Светлана с нетерпением ждала начала кинопроизводства. В первый же съёмочный день Юрий, который оказался на 10 лет старше актрисы, привел её к своим родителям, так как после развода жил с ними. Крючкова рассказала, что они вкусно поужинали, и она осталась там "на всю оставшуюся жизнь". И действительно, Крючкова и по сей день живёт в той самой квартире близ Фонтанки в двух минутах ходьбы от БДТ.
Светлана, окрыленная чувством любви, уволилась из столичного МХАТа и поехала к возлюбленному в Ленинград, даже не надеясь найти работу в каком-либо театре. Но через два месяца ей улыбнулась невероятная удача: сам Товстоногов пригласил Крючкову в БДТ, на сцену которого она выходит и по сей день.
Шесть лет Векслер и Крючкова жили в фактическом браке, а расписаться решили, узнав о беременности Светланы.
Когда актриса была на пятом месяце, у её супруга случился обширный инфаркт, и врачи поставили женщину перед выбором: "Решайте, кого вы будете спасать: ребенка или мужа". Но она сделала, по мнению врачей, невозможное - выходила Юрия и чудом смогла сохранить долгожданную беременность. В итоге в августе 1981 года на свет появился "старший сын" актрисы - Дмитрий Векслер.
Юрий и Светлана "с почти готовым Митькой" недалеко от своего дома
С появлением малыша Светлана уже не могла отдавать всю себя заботам о муже, который подорвал свое здоровье в блокаду, и Юрий невольно начал ревновать жену к сыну:
"Юра же был блокадный ребенок. У него с 14 лет была гипертония, в 37 лет у него уже была серьезная ишемия. Конечно, ему было хорошо, когда он был у меня один: я готовила дня него, заваривала травы... Когда родился Митя, а Юра только перенес уже второй инфаркт, я полностью переключилась на Митю. То есть я и о муже заботилась, но мое внутреннее внимание было на сыне - мужчины это переносят очень тяжело...
Он буквально ревновал меня к сыну! А потом Юра начал жутко ревновать меня и к успеху, даже к театральным премьерам... Многим позже муж стал настаивать, чтобы мы развелись, так как он считал, что портит мне жизнь своими болезнями... И в итоге я ему уступила, и на прощанье он мне сказал, что любит (в настоящем времени) меня так, как никто не сможет любить..." - рассказала актриса в передаче "Судьба человека".
В общей сложности с Векслером актриса прожила 14 лет и после развода хотела вернуться в Москву, не желая оставаться в Ленинграде. Светлана обсуждала это со своим лучшим другом Юрием Богатыревым, и он сказал, что Олег Ефремов, конечно же, возьмет её обратно во МХАТ:
"Я хотела взять только Митю и уехать: ничего не выяснять, не разменивать жилье, а уехать в общежитие. И к концу января я уже была настроена на это, а 2 февраля 1989 года Юра Богатырев умер. Я очень тяжело пережила его уход и вдруг резко поняла, что жизнь короткая, и надо рожать моему Мите брата. Почему-то именно брата, и не мне сына, а Мите брата, чтобы он не был один на этой земле".
Светлана работала в любимом театре.
Первоначально Товстоногов взял актрису на работу по договору, предложив ей роль школьницы в спектакле «Фантазии Фарятьева».
«Вы посмотрите на меня, разве я похожа на школьницу?» - удивилась тогда Светлана. «Нэт, нэ похожа, но там такая нужна», - ответил режиссёр.
Талантливая актриса понравилась Товстоногову, и вскоре Крючкова была зачислена в штат. В этом театре Светлана Николаевна прошла великолепную школу, которая позволила ей с блеском играть самые разные роли в классических постановках.
Вскоре Крючкова встретила своего третьего мужа Александра Молодцова, от которого и родила второго сына. В СМИ часто пишут, что этому знакомству поспособствовала Лариса Гузеева. И это правда, но только наполовину, ведь на самом деле первым с будущим отчимом познакомился старший сын Светланы. Вот как она об этом рассказывала:
"И вот Володя Хотиненко пригласил меня и Ларису Гузееву в "СВ. Спальный вагон". После съемок мы получили кучу денег - каждая на машину. Она меня позвала в ресторан, и я пошла туда с ней и с Митей... Сыну надоели наши девичьи разговоры, и он пошёл сначала "лего" собирать с гардеробщиком, а потом подошёл к столу, за которым сидели мужчины... Потом смотрю: они уже ему снимают голову медведя со стенки... Часа два он с ними развлекался, а я наблюдала. А потом Митя подходит и говорит: "Мама, познакомься, это дядя Саша!" И потом зашёл разговор о дне рождении, и он сказал, что он родился 22 июня (как и Светлана). Я не поверила, но оказалось, это правда, только он на 12 лет младше меня. Мы даже по восточному календарю одного года! Потом мы с Сашей встали и пошли домой на 25 лет..."
Вскоре после рождения сына Светлану ждал новый удар: 29 сентября 1991 года на 52 году жизни скончался её второй супруг и отец первенца Юрий Векслер:
"Когда умер Юра, у меня был шок.
У меня был уже маленький ребёнок. Я не рыдала, просто у меня градом 24 часа в сутки текли слёзы. И я совершенно не могла спать неделю. На похоронах рядом со мной стояли два врача: они "накололи" меня, но этого не знали окружающие. Меня из этого состояния еле вытащили... И Саша чувствовал, что я всё ещё люблю Юру, но он стойко это перенёс, наверное, очень любил... Я считаю, что если бы Юра остался жив, мы бы снова сошлись... Оказалось, что я по-настоящему любила только его..."
Так вышло, что теперь Светлана Николаевна осталась совсем одна, так как со своим третьим мужем она рассталась после 25-летних отношений. Актриса объяснила, что в какой-то момент поняла, что они отдалились друг от друга, и их отношения просто изжили себя.
Дети выросли и поехали учиться в Европу.Там остались работать и создали свои семьи.
Со своими детьми и внуками актриса теперь общается только по видеосвязи, так как из-за событий в мире её сыновья не имеют возможности приезжать в Россию. Но Крючкова не унывает и продолжает выходить на сцену родного БДТ, который находится в двух минутах ходьбы от её дома.
Крючкову называют женщиной-вулканом. Она действительно производит такое впечатление своей творческой неуемностью, поскольку готова играть любые роли - и современные, и классические. Причём все роли Крючковой достаточно разнообразны и по диапазону: она одинаково талантливо играет и в комедиях, и в драмах.
Надо сказать, что режиссёры даже в классических фильмах охотно используют характерную внешность актрисы. Часто она производит впечатление некрасивой, несмышлёной и незадачливой девушки, которую хочется пожалеть. Такой, например, актриса предстала в роли Агафьи Тихоновны в фильме 1978 года «Женитьба».
Ну а в легендарной комедии Леонида Гайдая Светлана Крючкова сыграла красотку.
В то же время актриса способна сыграть сложный драматический характер. Ведь именно такой оказалась в ее исполнении Эльза Бэрримор в знаменитых «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Светлана Крючкова — актриса вне амплуа. Ее таланту по силам роль любой драматической сложности и психологической глубины.
В паре с великой Нонной МордюковойСветлана Крючкова сыграла тонкую трагикомедию «Родня». Сценарий специально для Мордюковой написал Виктор Мережко, а режиссёром выступил Никита Михалков.
Фильм держится на монологе двух актрис разного поколения,но похожих по темпераменту.
В 1994 году Светлане вновь посчастливилось поработать с Михалковым: она снялась в его знаменитой картине «Утомленные солнцем». Ее работа была высоко оценена, и в 1995-м актриса получила приз на кинофестивале «Созвездие» за лучшую женскую эпизодическую роль.
Крючкова также воплотила психологически тяжёлый и многослойный характер бабушки Саши Савельева Нины Антоновны в фильме «Похороните меня за плинтусом» по роману Павла Санаева.
С такой сложной ролью не всякая актриса справится.Светлана Крючкова — большой профессионал своего дела.
Яркой страницей в фильмографии артистки зрители считают сериал «Ликвидация». Светлана исполнила роль еврейской мамы, тёти Песи. Картина создавалась в Одессе, сцены с Крючковой снимались в одном из городских дворов, атмосфера которого напомнила исполнительнице ее далекое детство.
Не менее интересна Крючкова и в эпизодах. Она настолько органично вливается в общую стилистику картины, что порой кажется совсем незаметной, и тем не менее её присутствие кажется незаменимым. Достаточно вспомнить таких героинь Крючковой, как мадемуазель Куку в фильме 1978 года «Безымянная звезда», новобрачная в картине «Объяснение в любви», снятой в том же году, или Люба Сомова в фильме «Жизнь Клима Самгина», который вышел на экраны в 1986 году.
Очень непростой оказалась для Светланы Крючковой роль Екатерины II в фильме «Царская охота» (1990). Актрисе пришлось учиться ездить верхом и специально заниматься произношением.
Известно, что великая императрица всю жизнь говорила с немецким акцентом. Актриса, чтобы добиться правдоподобия, полгода утром и вечером слушала текст, который немка записала на русском языке. В итоге у Крючковой получился именно немецкий, а не английский или какой-то другой, акцент.
Многие, посмотрев фильм, даже не верили, что озвучивала его Крючкова.
Роль Екатерины Второй Светлана Крючкова исполнила вновь тринадцать лет спустя - в 2003 году в фильме «Бедный, бедный Павел».
Среди последних работ актрисы - бухгалтер Алевтина Маленькая в сериале «Охотники за черепами» , жена генерального секретаря ЦК КСПСС Леонида Ильича Брежнева в сериале «Брежнев»
и женщина-кардиохирург в сериале «Одна тень на двоих».
Неудачи в личной жизни заставили Крючкову разочароваться в мужчинах.
Она теперь полагается только на саму себя и говорит, что все в мире держится на женских плечах. «Они (мужчины) могут только играть в игры: политика, деньги, а жизнь на самом деле, настоящую, не в состоянии выносить... в упряжке есть пристяжные и коренной, - говорит Крючкова. - И женщина сегодня - коренник, вот в чем дело».
Однако разочарование не мешает Крючковой оставаться романтиком.
К известности Крючкова относится спокойно. Но не отрицает, что иногда ею пользуется. Ведь какое-то время многие считали актрису дочерью Николая Афанасьевича Крючкова. И, тем не менее, Светлана Крючкова не только оправдала свое громкое имя, но и всего, что имеет в жизни, добилась сама. И главное, чего ей удалось достичь, - она стала настоящей актрисой.
Пожалуй, вот это ощущение себя актрисой и является основным в мировосприятии этой женщины, которая каждый день просто занимается своим любимым делом.
Она может посетовать на судьбу, но тут же добавляет: «Болезни, смерть и угрызения совести - вот три несчастья. Все остальное - счастье... Я живу, и это счастье. Счастье, что выхожу на сцену. Я не умею жить наполовину. Работать наполовину. Любить наполовину».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
"Когда я вижу ржущую до изнеможения толпу на пошлых эстрадных концертах, а это тупое ржание и пошлый юмор тиражируются миллионами телевизоров, когда вижу бесстыдных девиц, по тому же телевизору смакующих свои сексуальные приключения, слышу о том, что в школе уменьшено количество часов, отпущенных на изучение литературы, — у меня возникает ощущение, что кто-то очень хочет вновь превратить народ в стадо… «Мы пустим неслыханный разврат, пьянство, сплетни… мы всякого гения потушим в младенчестве…» А народ — в большинстве своём — эту тухлую наживку с радостью хватает". Олег Басилашвили. Из книги "Неужели это я?! Господи..."
«Я сначала скажу, чего мне обычно не хватает в современных картинах. Я ни в коем случае не хочу кидать в кого-то камень или делать сравнения с советским кино — просто говорю о своих ощущениях. Сегодня у нас снимают много хороших картин. Артисты играют замечательно, снято профессионально. Но я часто не вижу в фильмах просвета, выдоха. Ну, посмеялись мы, ну, порадовались, а после просмотра внутри ничего не остается. Пустота. Мне бы хотелось видеть в кино героев, которым хочется подражать. Тех, кто к себе располагает, кому ты веришь абсолютно. К сожалению, этого практически нет в сегодняшних фильмах. А вспомните, например, картины с Алексеем Владимировичем Баталовым — «Дорогой мо
Комментарии 23