ТЫ всегда искала ту опору в жизни,что б развести в душе своей костёр.Хороших много было мужиков на сцене,но вот не встретился тебе орёл!
Знаменитую фразу
~____ «ХОРОШИЙ ТЫ МУЖИК, НО НЕ ОРЁЛ!»____ ~ для фильма «Простая история» придумала сама Нонна. Изначально в сценарии было что-то вроде: «Спасибо вам за всё, прощайте». После чего героиня приходила домой и плакала. Нонна мне рассказывала: «Я перед съёмками этой сцены ночь не спала, всё думала: что-то здесь не так… Ну как моя героиня ничего не скажет на прощание мужчине, который так её разочаровал? Ведь она в него влюблена и чувствует, что он тоже к ней неравнодушен.
Он свободен, один растит сына, она свободна... Разве нормальный мужик в такой ситуации не сделает шаг навстречу женщине?» Вот она и придумала сказать эти слова — причём с улыбкой, потому что гордость иначе женщине не позволит!
Видео удалено или не является публично доступным
Нонна была великий импровизатор — просто подарок для режиссёров! Недаром Рязанов говорил: «Не надо Мордюкову трогать. Она сама всё сделает». Кстати, и для фильма «Мама» она яркую деталь придумала. Говорит режиссёру: «Дайте мне сажи». Никто не поймёт, зачем ей. Но достали. Нонна говорит: «Снимайте». И стала своих экранных детей сажей мазать, как нефтяники друг друга нефтью мажут. Такой момент единения, радости…
Ну а что касается «Простой истории»… Сейчас говорят, что у Нонны был на съёмках роман с Михаилом Ульяновым. ЧУШЬ! Единственное объяснение этого слуха — это то, что Нонна, играя любовь, всегда находила способ хоть что-то почувствовать к партнёру.
Говорила: «Нужно, чтобы хотя бы пуговица на его пиджаке мне нравилась!» И в случае с Ульяновым разве что в пуговицу она и влюбилась. Нонна жаловалась: «Миша не способен ни на какие флюиды». И действительно, кроме своей жены Аллы Парфаньяк, Ульянов никого за всю свою жизнь не любил. Разве что Одри Хепберн, чьим поклонником он был в молодости. Кстати, Парфаньяк на ранних фотографиях на неё очень похожа.
(Николай Ульянов с семьёй. )
_____~_____~_____~_____
МАГНИТ ПО ИМЕНИ ВАСИЛИЙ ШУКШИН.
Гораздо больше, чем Ульянов, на съёмках «Простой истории» Нонну взволновал Василий Шукшин. Сестра мне признавалась: «От одного его присутствия у меня сердце клокотало. Он меня к себе как магнит тянул. И я чувствовала, что он испытывает то же самое.
Мою шкуру не обманешь! Бывало, сижу я у себя в номере, слышу — шаги по коридору. Понимаю, что это Васины шаги. Думаю: «Хоть бы зашёл на чаёк!» И ведь прекрасно знаю, что он тоже хочет этого. Но не поддаётся, идёт мимо». В это время Нонна ещё за Тихоновым замужем была. И Слава с маленьким Володей приезжали к ней на съёмки, жили там по нескольку дней, рыбачили… Шукшин их там видел. Да у него и самого была тогда невеста. Словом, они так и не переступили запретную черту. А когда снималась сцена, где Нонна бьёт Васю по щекам, он ей шептал: «Бей больнее!» Как будто хотел избавиться от чего-то, порвать связавшую их нить. Но нить так никогда и не порвалась. Пусть издалека, но эти двое друг друга из виду не упускали…
Прошло почти 15 лет. Нонна снималась в фильме «Лев Гурыч Синичкин», а я работала там художником по костюмам.
И вот сидят актёры в гримёрке: Нонна, Миша Козаков, Алла Ларионова, Олег Табаков, разговаривают о чём-то, смеются. И вдруг звонок по городскому телефону: «Нонну Викторовну, пожалуйста». Нонна берёт трубку: «Слушаю. Васька! Как ты меня нашёл? Ты откуда?» Оказалось, Шукшин звонит с Дона, где снимается у Бондарчука в фильме «Они сражались за Родину». И просит, чтобы Нонна приехала. Мол, нужно снимать сцену, где его герой разговаривает с казачкой. «Никого я не вижу в этой роли, кроме тебя, понимаешь ты это?» — убеждает Шукшин. Нонна растерялась: «Васенька, да я бы с удовольствием, но я же здесь одну из главных ролей исполняю, как я могу уехать?» — «Нонна, только на три дня!» В это время в гримерку заходит режиссёр Александр Белинский, слышит весь этот разговор.
И… отпускает её! Всё-таки авторитет Шукшина был велик!
К тому времени Нонна с Тихоновым уже развелись. А ведь он тоже снимался в «Они сражались за Родину».
И Бондарчук, опасаясь возможных неприятностей от их встречи, под каким-то предлогом отправил Славу на несколько дней в Москву. Знаменитую сцену Мордюковой и Шукшина сняли на одном дыхании.
Бондарчук, глядя на них, заплакал. Они ко второму дублю готовятся, а режиссёр говорит: «Ребята, сядьте… Если бы вы видели, КАК вы это сыграли». А сам слёзы смахивает.
Но вот Нонне настало время уезжать. Шукшин пошёл её провожать. Она села в «газик», смотрит на него и вдруг замечает, как Вася похудел, пожелтел лицом. Пугается: «Вася, что с тобой? Как ты себя чувствуешь?» Он только рукой махнул: «Нормально, Нонн, нормально».
Машина тронулась, Шукшин остался стоять в столбе пыли, закурил, глядя Нонне вслед…
(Последнее фото Василия ШУКШИНА )
Буквально через несколько дней ей в Москву сообщили, что Вася умер...
Помню, как Нонна сползла вниз по стене: «А я чувствовала, что видела его в последний раз. Это он меня прощаться вызвал».
С ней вообще все почему-то вечно прощались. И сама Нонна считала это не только нормальным, но даже и обязательным. Помню, звонит ей как-то Григорий Чухрай. Поговорив о чём-то, вдруг предлагает: «Нонн, давай споём «Дывлюсь я на нэбо». И она запевает в трубку своим красивым голосом, а на том конце провода Чухрай ей вторит. Так и спели песню с начала и до конца. Через несколько дней узнаём: Чухрай умер. Нонна говорит: «Так вот в чём дело! Ну, хорошо хоть, что успели попрощаться».
Потом ещё Нонна прощалась с Михаилом Ульяновым. Дело было на одной встрече со зрителями, за кулисами. Помню, сестра в кресле сидит, а Ульянов — в другом углу, к стене прислонился, стоит, на палочку опирается. У него с ногами что-то было, он плохо ходил уже. Вдруг к Нонне подходит Виктор Мережко: «Миша хочет с тобой попрощаться. Подойди к нему». Сестра спрашивает: «А что, он сам не может подойти?» — «Не может, Нонна». Тогда я беру Нонну под руку и подвожу к Ульянову. После чего происходит совершенно необъяснимая, таинственная сцена. Два великих актёра стоят друг перед другом и, не произнося ни одного слова, смотрят глаза в глаза. Поразительным, глубоким взглядом! Время словно остановилось. Наконец Нонна поворачивается ко мне: «Пойдём, сестрица». И мы уходим. Что это было? Что сказали эти двое друг другу таким образом? Не знаю...
Сама же Нонна начала со всеми прощаться за полгода до своего ухода. Перелистывая записную книжку, звонила всем подряд и говорила: «Если что, знай, что я тебя люблю».
(Воспоминания сестры Натальи Катаевой-Мордюковой).
Теперь уж нет этой родственницы из нашей «родни». Отстрадала свое — отвопила, отплакала. И улетела в «другие страны» журавушкой, сизой горлицей. И мать-земля, истощенная, уж более не рождает таких…
Комментарии 6