Все мои публикации: https://jesuslove.ru/ ТАЙНЫ КНИГИ «АПОКАЛИПСИС»
15 – тема:
ИСТОРИЧЕСКАЯ И ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТИ КНИГИ ОТКРОВЕНИЕ
Книга Откровение разделяется на две части: историческую и эсхатологическую. Для понимания этих разделов нам необходимо снова обратиться к теме суда и выявить некоторые нюансы, которые еще не были рассмотрены. Это поможет нам осознать, как эти две части книги раскрываются через судебный процесс, скрытый в Откровении.
Начнем с важного вопроса: «Кто убил Христа на Голгофе»? Это ключевое понятие в контексте судебного процесса. Если рассмотреть этот вопрос с материалистической точки зрения, то кто фактически убил Христа? Ответ: никто. Разве распятие стало причиной Его смерти? Люди часто висели на крестах до недели, прежде чем умирали. Однако в этот раз произошло иначе. Была пятница, накануне великой субботы – случая, когда церемониальная пасхальная суббота совпала с еженедельной. На великую пасхальную субботу не желательно, чтобы распятые оставались на крестах. Воины получили приказ ускорить процесс смерти распятым, и они перебили им голени. Когда воины подошли ко Христу, Он уже был мертв. Чтобы убедиться в этом, один из воинов пронзил Его бок, из которого потекла свернувшаяся кровь, что свидетельствовало о Его смерти.
Итак, от чего умер Христос? Не от того, что Его распяли. Он умер второй смертью, которая означает отделение от Отца. Его сердце не выдержало душевных мук разлуки с Отцом. Он воскликнул: «Боже мой! Боже мой! почему Ты оставил Меня?» Фактически Он умер от разрыва сердца. Если подойти к вопросу смерти Христа с богословской точки зрения, то на самом деле убили Христа мои и ваши грехи, грехи всего человечества. Он принял на Себя грехи всех людей и умер вечной смертью.
Таким образом, в земной жизни Христос Своими делами подтвердил истинный характер Отца, который был оклеветан сатаной. На кресте, умирая за грехи всего мира, Христос засвидетельствовал, что Бог справедлив. Он реализовал принцип: «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23 часть 1). А по воскресении была подтверждена вторая часть этого текста: «А дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе».
Теперь открывается другая сторона свидетельства Христа. Он – Свидетель верный на суде. Он будет свидетельствовать о тех, кто принял Его как Заместителя, они получат жизнь вечную во Христе Иисусе. А тем, кто привязался к своим грехам и не желает их оставлять, Он засвидетельствует, что они убили Его своими грехами и навлекли на себя заслуженное наказание за грех – вечную смерть.
Изучая книгу Откровение, следует обратить внимание на то, что Иоанн опирается на аллюзии к пророческим символам Ветхого Завета. Когда нам непонятно пророчество, следует сразу искать в Библии, где мы встречали подобные выражения. Если мы ничего не вспоминаем, можно воспользоваться справочными материалами, чтобы найти все, что касается данного вопроса в Библии, а затем делать соответствующие выводы. Это и есть экзегеза – методология, заключающаяся в поиске ответов на трудные вопросы в самой Библии.
Чтобы полностью разобраться в книге Откровение, необходимо знать, как минимум несколько книг Священного Писания: Даниила, Иезекииля, Левит и Второзаконие. Если мы хорошо знакомы с этими книгами, чтение и понимание книги Откровение станет значительно проще.
В предыдущих темах мы затрагивали принципы истолкования и отметили, что основной трудностью всегда остается литературная структура книги. В первой главе Откровения содержатся четкие указания относительно структуры всей книги. Мы наблюдали, как блаженства книги Откровения гармонично распределены хронологически по всей книге. Да, такова структура книги Откровение. Она удивительнейшим образом построена.
Мы также говорили о том, в каком виде Иисус предстал перед Иоанном, где сказано: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег». Давайте остановимся на этом образе еще раз и рассмотрим его с судебной точки зрения. Почему голова Сына Человеческого и волосы головы белы, как белая волна? Это ключевое выражение. Чтобы понять смысл таких ключевых слов или даже целых выражений, нужно знать, где о них упоминается в Ветхом Завете. Где же мы встречаем аллюзию на этот текст в Ветхом Завете? Это выражение мы встречаем только в книге пророка Даниила, в 7 главе, в 9-10 стихах. Этот текст тоже является важным в понимании структуры книги Откровение. Я его цитирую:
9 Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна; престол Его как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь.
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьма тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги (Дан. 7:9-10).
Видите, как важны все эти небольшие образы, намеки и ключевые слова, которые Иоанн заимствует из различных отрывков Торы, Пророков и Писаний. Как важно читать их в контексте! Эта белая голова связана с Божьим судом. Это второй важный аспект структуры и содержания книги Откровение, который говорит о том, что на небе, с участием Христа, осуществляется суд.
Второе упоминание судебной логики встречается в 11 главе книги Откровение. Сначала Христос представлен как Верный Свидетель, что заимствовано из Второзакония и судебного законодательства Израиля. Здесь Иисус одновременно является Судьей, Который будет судить мир из небесного святилища. Эти два аспекта структуры книги Откровение станут нашими опорными точками в дальнейшем исследовании этой книги.
Давайте теперь мысленно представим Небесный храм и Иисуса Христа, находящегося в нем. В первой главе мы видим Иисуса среди семисвечника (Откр. 1:12-13). Однако, когда мы читаем дальше, в 8 главе, 3 стихе, и в 9 главе, 13 стихе, изображен еще один предмет храма, расположенный прямо у завесы – жертвенник благовонных курений. Я процитирую эти тексты:
3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом (Откр. 8:3).
13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов жертвенника, стоящего пред Богом (Откр. 9:13).
Откр. 11:19 показывает нам открытый храм на небе:
19 И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его (Откр. 11:19).
А в Откровении 15:5 снова повествуется об открытом храме Божьем на небе и ковчеге завета:
5 И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе (Откр. 15:5).
Видите, что нам открывается? Мы наблюдаем интересное явление: видения небесного храма повторяются с определенной частотой на протяжении всей книги Откровение. Мы можем мысленно проследить направление от светильника к жертвеннику благовонных курений, представляя, как первосвященник совершает свои действия, переходя от одного предмета святилища к другому. Он идет от жертвенника благовонных курений к ковчегу завета, и затем идет в обратном направлении к выходу. Это и есть первая опорная структура книги Откровение, в которой выделяются определенные сегменты и разделы, в которых автор постоянно обращается к небесному святилищу. Таким образом, тема небесного святилища проходит красной нитью через всю книгу Откровение, с промежутками, в которых обсуждаются другие темы.
Я представил вам пять текстов, которые направляют нас в небесное святилище и используют язык этого святилища. На самом деле этих текстов семь, но два из них не указывают на конкретные предметы святилища. Давайте рассмотрим их все:
1. Откр. 1:13: Подобный Сыну Человеческому среди семи светильников.
2. Откр. 4 глава: Здесь прямо указано, что дверь на небе отверста, и голос зовет Иоанна войти. Когда Иоанн заходит, он видит престол и Сидящего на престоле.
3. Откр. 8:3: Ангел стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу.
4. Откр. 9:13: Голос от четырех рогов жертвенника.
В этих двух последних текстах (8:3 и 9:13) фактически упоминается жертвенник благовонных курений.
5. Откр. 11:19: Иоанн видит ковчег завета в храме.
6. Откр. 15:5: Вновь изображается скиния свидетельства, то есть ковчег завета.
7. Откр. 15:8: Храм наполнился дымом от славы Божьей и силы Его, и никто не мог войти в храм, пока не окончились семь язв семи Ангелов.
Если в Откровении Иоанн описывает увиденное, используя слово «дым», то в скинии Ветхого Завета присутствие Божье описывается как облако, наполняющее храм. Это основной атрибут Святого святых как земного, так и небесного храма – присутствие в храме Самого Бога. Вот параллельный этому седьмому тексту из Ветхого Завета:
«И положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть» (Лев. 16:13).
Вы видите, перед нами раскрывается план книги Откровение, указывающий на опорные точки и предметы святилища. Таким образом, мы можем наблюдать небесную реальность, описанную в этой книге.
Давайте теперь более конкретно рассмотрим, где расположены историческая и эсхатологическая части книги Откровение. У нас есть два ключевых текста, которые помогут расставить все по местам:
1 текст: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град» (Откр. 11:19).
2 текст: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе» (Откр. 15:5).
Эти два текста являются границами двух частей книги. Откр. 11:19 завершает историческую часть, а Откр. 15:5 открывает эсхатологическую. Размышляя над этими утверждениями, у нас возникают две основные неясности:
1 неясность: Почему именно эти тексты являются границами?
2 неясность: Что находится между этими текстами? Куда отнести эту середину?
Рассмотрим это подробнее.
1 неясность: Почему именно Откр. 11:19 и Откр. 15:5?
Это два текста, в которых мы видим открывающуюся завесу храма, за которой находится ковчег завета. Если мы проанализируем события, предшествующие Откр. 11:19, обнаружим интересную закономерность. Вот посмотрите, что предшествует непосредственно тексту Откр. 11:19? Мы видим ангелов, производящих трубный звук. Мы читаем например такой текст:
7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
9 И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла (Откр. 8:7-9). И так далее.
Мы видим, что происходит, но толкование этого видения выходит за рамки нашей темы; важно лишь отметить последовательность событий.
Снова ангелы изливают что-то на землю. Это семь язв. Посмотрите, как это происходит. Приведу также для примера один текст:
3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь (Откр. 16:3-4) и так далее.
События, предшествующие Откр. 11:19 и последующие за Откр.15:5, явно пересекаются, как бы перекликаясь друг с другом. На этом этапе многие сталкиваются с трудностью: они рассматривают два события (семь труб и семь язв) не с точки зрения структурного разделения книги на историческую и эсхатологическую части, а с позиции аллюзий. Да, эти два события действительно схожи. Я не буду приводить эти соответствия, вы можете сравнить их самостоятельно. Однако, если исследовать эти события через призму литературной структуры книги Откровения, мы увидим важную закономерность. Эти два события не следует путать. Нельзя утверждать, что это одно и то же событие, с двумя описаниями, целью которых является подчеркивание важности событий; также неверно утверждать, что они оба произойдут в эсхатологической части, в будущем. Это не соответствует структуре самой книги. Да, язвы изольются перед самым пришествием Христа, так как это описано в эсхатологической части книги; однако трубы имеют место в исторической части.
Давайте углубимся в изучение этих событий, чтобы подтвердить наше предыдущее утверждение. Суд после 15-й главы явно такой суд, против которого никто не устоит, это суд наказывающий. А суд, описанный до текста Откр. 11:19, предстает как предупреждающий.
А куда мы определим 12-14 главы, которые явно не вписываются ни в историческую, ни в эсхатологическую части? Приведем аналогию. Вы помните трагедию «Титаника»? Что было причиной гибели этого супергиганта на то время, потонувшего в океане? Айсберг. Что собой представляет айсберг? Где его основная часть? Она под водой. А над водой только его малая часть, – верхушка айсберга. Похожая структура наблюдается и в книге Откровение. Вот эта верхушка айсберга, эта вся видимая часть, – это нечто подобное 12-14 главам книги Откровение. В этих главах, в этой вершине консолидировалась главная, видимая, центральная часть книги Откровение, которая открывает нам фактически основную идею великой борьбы.
Этот стиль литературного приема не используется в нашей русской практике. Мы привыкли, что развязка происходит в конце рассказа. В иудейской литературе, да и вообще в те древние времена, суть повествования сосредоточена в середине – в самом сердце рассказа. Вот эта вершина айсберга. Чтобы понять главную идею иудейского текста, необходимо сосредоточиться на его основной части – видимой части айсберга – и далее постараться увидеть то, что скрыто под водой, точно так, как аналитик видит не только артиста, играющего свою роль, но и режиссера, поставившего этот фильм или театральную постановку.
В «Айсберге» Откровения выделяются три этапа. Первый и третий этапы – это невидимая часть айсберга, две грани, если смотреть на него с одной стороны. Средняя часть представляет собой видимую верхушку. Два текста (Откр. 11:19 и Откр.15:5), — это точки, где вода соприкасается с воздухом, моменты, разделяющие видимую вершину и невидимую часть айсберга.
Богословы называют этот литературный прием хиазмом. Если посмотреть на хиазм, отталкиваясь от греческой буквы Х [хи], то ее две нижние палочки символизируют исторически развивающиеся проекции: служение в небесном храме и предупреждающие суды на земле. В их пересечении находятся два текста (Откр. 11:19 и Откр. 15:5), отображающие Святую святых небесного святилища, и именно в этой точке раскрывается в главах 12-14 основная идея великой борьбы между Богом и сатаной. Далее, в следующих двух палочках буквы Х [хи], идет эсхатологическая часть: небесное святилище, где принимаются решения, и карающие эсхатологические суды.
«И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16:1).
Можно заметить, как перекликаются две службы: происходит служение в небесном храме, где выносится решение, и ангелы выходят из храма для исполнения судеб на земле.
Таким образом, макроструктура книги Откровение в контексте суда и служения в небесном святилище выглядит следующим образом. Первое – предупреждающие суды, историческая часть, скрытая сторона «айсберга». Второй этап – видимая часть, пересечение исторических и эсхатологических событий. В этом пересечении консолидирована главная идея борьбы между добром и злом. Третий этап представляет наказывающие или карающие суды. В данный момент я представляю лишь оценку этих событий, более глубокий анализ возможен в другой теме.
Эта структура книги Откровение демонстрирует служение Христа в небесном святилище. Мы можем наблюдать, как небесный первосвященник движется в сторону Святого святых, а затем в обратном направлении. Это отражает судебные процессы, состоящие из трех этапов суда: следственного суда над святыми Всевышнего, суда над нечестивыми и, наконец, исполнительного суда.
Эти этапы судопроизводства аналогичны суду над Иисусом Христом. Однако суд над Христом, в отличие от Божьего суда, прошел с полным игнорированием судебных норм. Рассмотрим, как происходил этот процесс.
Судебная процедура над Иисусом начиналась с поиска свидетелей. А книга Откровение с чего начинается? Какое самое первое упоминание, связанное с судебным делом, находим мы в книге Откровение? Прямо в самом первом приветствии Иисус называется Свидетелем Верным. Почему заостряется внимание на том, что Он именно Верный Свидетель? Потому что существуют и ложные свидетели. Во Второзаконии говорится: «По словам двух или трех свидетелей состоится дело». И кого только первосвященники и старейшины и весь синедрион ни находили в роли лжесвидетелей против Иисуса, ничего у них не получалось. Их показания оказались недостаточными для решения о смертной казни. Когда Каиафа не смог добиться успеха со свидетелями, он подошел к Иисусу и спросил: «Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» И что Иисус ему ответил? Мы читаем:
64 Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Матф. 26:64).
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
66 Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти (Матф. 26:65-66).
Здесь есть проблема: судебная процедура, проходившая над Иисусом, нарушала все нормы иудейского и библейского законодательства. Иудейский трактат синедриона четко регулирует судебные процессы, и соблюдение этих правил является обязательным. В частности, согласно Торе, смертный приговор может быть вынесен только при наличии двух или трех свидетелей. Более того, если преступник сам признается в своей вине, он не подлежит смертной казни, так как это рассматривается как смягчающее обстоятельство. В суде над Иисусом эти правила были нарушены, что делает процесс нелегитимным.
Суд над Иисусом проходил в три этапа. Первый этап – следствие, в ходе которого определялось, виновен он или невиновен. На втором этапе Его перебрасывали между Пилатом и царем Иродом, чтобы выяснить, кто из них вынесет смертный приговор. Наконец, третий этап – это экзекуция.
В книге Откровение Бог через Иисуса Христа демонстрирует образец истинного, справедливого и легитимного суда. Первая часть книги, посвященная семи церквам, семи печатям и семи трубам, является первым этапом суда, который называется судебное дознание. Здесь выясняется, было ли совершено преступление. Этот принцип сохраняется и в современном государственном законодательстве: подозреваемого арестовывают, прокурор обосновывает его задержание, а судья должен установить наличие состава преступления на основе представленных фактов. Если доказательства окажутся убедительными, начинается следующий этап – судебное следствие, которое рассматривается присяжными. В книге Даниила эти присяжные представляют собой всю вселенную. Судьи садятся, и раскрываются книги, тем самым начинается основной этап суда. Его результатом становится решение: признать виновным или невиновным.
Пилат признал: «Я не вижу никакой вины в этом человеке». Тем не менее, Иисуса инкриминировали, после чего последовал третий этап – непосредственное исполнение приговора.
Вот эти все три этапа мы рассмотрим теперь уже в микроструктурном исследовании. Со следующей темы начнем анализ первого этапа суда, в который входят «семь церквей», «семь печатей» и «семь труб». Следующая тема будет как раз посвящена семи церквам.
РЕЗЮМЕ
1. У нас есть два ключевых текста, которые расставят все по своим местам:
Первый текст: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град» (Откр. 11:19).
Второй текст: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе (Откр. 15:5).
2. Размышляя о данной теме, возникает вопрос: почему именно эти тексты являются рубежными?
3. Мы наблюдаем, как события, предшествующие Откр. 11:19 и последующие за Откр. 15:5, явно пересекаются и перекликаются.
4. Суд, описанный после 15 главы, представляет собой наказывающий суд, против которого никто не устоит. В то время как суд до текста 11:19 являет собой предупреждающий, а не наказывающий характер.
5. Как мы можем объяснить 12-14 главы, которые явно не вписываются ни в историческую, ни в эсхатологическую контексты?
6. Проблема заключается в том, что судебная процедура над Иисусом проходила с явными нарушениями норм иудейского и библейского законодательства, делая этот процесс нелегитимным.
7. В книге Откровение Бог через Иисуса Христа демонстрирует образец истинного, правильного, справедливого и легитимного суда.
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев