ЧЕРНИЧКИ НОВОЙ ЧИГЛЫ
Из книги Тарадина И. П. "Золотое дно" 1928 год.
"В Новой Чигле существует дворов около 30, так называемых черничек. В каждом дворе живет таких черничек три, четыре, а иногда и пять. Всего, таким образом, по словам самих черничек, их по селу около 130-150. Такие сожительства существуют свыше 100 лет.
Чернички имеют свои не писанные законы, свои предания, свои песнопения, которые они называют «псальмы». Все это переходит из поколения в поколение. Одни чернички стареют и умирают, принимая к старости новых послушниц, которые обязаны за ними прислуживать, учиться швейному ремеслу и работать по хозяйству, а после смерти старших заступать на их место, получая в наследство их имущество. Новые чернички с течением времени тоже старятся, принимая снова к себе послушниц, чтобы после смерти вместе со своими сказаниями, пениями и преданиями передать и хозяйство, и так из поколения в поколение течет жизнь черничек. Не мало таких общежитий образовалось в первые годы революции, когда монашки вынуждены были покидать монастыри и устремились в село.
Жили и живут чернички хорошо. В каждом дворе черничек из скота имеется корова, которая дает им молочные продукты, имеется надельная земля по числу душ, которую они обрабатывают чужим скотом почти всегда за отработки. Чернички «стегают» одеяла, шьют и занимаются прядением, посредством чего и оплачивают труд лошадника, который обрабатывает им надельную землю. Но иногда отрабатывают работой и в поле. Если принять во внимание, что на двух черничек берется одна послушница-работница, а на трех черничек даже две, которых держат в более «черном» теле, которым жалованье не платят, а кормят надеждой на лучшее будущее, заставляя больше работать, то отсюда видно, что у главной чернички остается много свободного времени от работы, она работает более «чистую» работу и работает «не спеша». У таких главных черничек остается много свободного времени, что дает им возможность и ходить в церковь и заниматься песнопениями и чтениями над покойником: от этого чтения тоже слагаются доходы черничек. Читают сейчас же по смерти, потом на 9-й, 20-й, 40-й дни, потом в полгода и год. Некоторые, кто постарше, устроились в церкви и «стоят у кануна», собирают просфорки для передачи в алтарь, заправляют лампады и свечи. За эти труды богомольные крестьянки расплачиваются или полуаршином, или аршином холста, или дадут что-нибудь: пшена или муки фунтов 7-10. Так и живут чернички, и живут не бедно.
Чистота у черничек сквозит и в жилье, и в одежде. Одеваются они в черное платье и носят осенью короткую теплую кофту черного цвета монастырского покроя, на ноги одевают резиновые глубокие галоши. В одежде чернички стараются походить на монашек. В комнатах чисто выскоблено и вымыто. Жилье черничек очень рельефно описано воронежским уроженцем поэтом И.С. Никитиным. «В горенке у них необыкновенная чистота. Окна вымыты и вытерты до того чисто, что при свете солнца кажутся зеркальными. Гладкий сосновый пол тоже вымыт, выскоблен ножом и на нем не видно ни соринки. По углам нет ни одного клочка паутины. Стены недавно обелены. Стол покрыт белою, как снег, скатертью. Пред иконою, убранною искусными розовыми цветами и оправленною блестящею фольгою, ярко теплится лампадка. Рогачи поставлены у порога в уголке, вероятно с тою целью, чтобы не всякому бросались в глаза. Их деревянные рукоятки так вычищены, что подумаешь, они вышли из под рук искусного столяра». Таково жилье черничек и теперь.
Идти в чернички в прежнее время это был своего рода протест против тяжелого положения женщины в крестьянской семье. Еще не старые чернички говорят: «что мы видели бы дома в замужестве? На мужика работать, да ему порты стирать и чинить, да дети мал-мала меньше. Посмотришь на детей-всех одеть не во что и тоска берет, говорит одна из них, а тут я свободна. Я лучше мужика живу, никто меня не ругает, никто не бьет».
В монастырь чернички не уходили, по их словам, потому что без денег монастырская жизнь трудна, заставляют там много работать. В общем привольная и сытая жизнь черничек, жизнь в чистой избе являлась завлекательной для крестьянки, закабаленной семьей и хозяйством."